Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

стихосложение в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

стихосложение

стихосложения, ср. (лит.). Система построения и организации ритмизованной, стихотворной речи. Теория стихосложения. Законы русского стихосложения. Силлабическое стихосложение. Тоническое стихосложение.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

стихосложение

-я, ср. Построение стихотворной речи. Тоническое с.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

стихосложение

ср.

  1. Сочинение стихов.

  2. Система построения и организации ритмизованной стихотворной речи.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

стихосложение

способ организации стихотворной речи, противопоставляющий ее прозе. В основе всякого стихосложения лежит заданное членение речи на соотносимые и соизмеримые между собой стихи с характерной стихотворной интонацией. Стихосложение бывает 3 степеней сложности.

  1. Тексты, не имеющие иной организации, кроме членения на стихи, - свободный стих.

  2. Обычно к этой организации добавляется дополнительная: строки стихов упорядочиваются, уравниваются (точно или приблизительно, подряд или периодически) по наличию тех или иных звуковых элементов. В силлабическом стихосложении основой соизмеримости строк служит общее количество слогов; в др. системах стихосложения - количество слогов определенной высоты (мелодическое стихосложение), долготы (метрическое, или квантитативное, стихосложение) или силы (тоническое, или квалитативное, стихосложение).

  3. Системы стихосложения, основанные на нескольких признаках: чаще всего одновременно упорядочивается общее количество слогов и расположение слогов определенной высоты, долготы или силы на определенных позициях слогового ряда (силлабо-мелодическое, силлабометрическое, силлабо-тоническое стихосложение); это упорядоченное расположение неоднородных ("сильных" и "слабых") позиций в стихе называется метром. Таким образом, стихосложение есть система упорядоченности отвлеченных звуковых признаков текста; обычно она подкрепляется также системой повторений конкретных звуковых единиц текста - звуков (аллитерация), слогов (рифма), слов (рефрен), а также грамматических конструкций (параллелизм) и пр. В разных языках различные системы стихосложения развиваются в различной степени в зависимости от фонетического строя языка (так, в русском стихе невозможны мелодическое и метрическое стихосложение, т.к. высота и долгота звуков в русском языке не фонологичны - не смыслоразличительны) и от культурно-исторических традиций и влияний (так, русское народное и раннее литературное стихосложение было тоническим; в 17 в. усвоено силлабическое, с 18 в. - силлабо-тоническое стихосложение, в 20 в. рядом с ним возрождается чисто-тоническое).

Большая Советская Энциклопедия

Стихосложение

версификация, способ организации звукового состава стихотворной речи. Стихотворная речь отличается от прозаической речи тем, что в ней текст членится на относительно короткие отрезки (стихи), соотносимые и соизмеримые между собою (см. Поэзия и проза ). Проза также естественно членится на речевые такты ( колоны ), но там это членение зыбко (одни и те же слова могут быть объединены в два коротких колона или в один длинный) и всегда совпадает с синтаксическим членением текста. В стихах же это членение на отрезки твёрдо задано (в устной поэзии ≈ мелодией, в письменной ≈ чаще всего графикой, т. е. записью отдельными строками) и может не совпадать с синтаксическим членением текста (несовпадение называется enjambement ≈ перенос ). Заданное членение на стихи ≈ необходимый и достаточный признак стихотворного текста. Тексты, никакой иной организации не имеющие, уже воспринимаются как стихи (т. н. свободный стих ) и приобретают характерную стиховую интонацию ≈ независимые от синтаксиса паузы на границах стихов, повышение голоса в начале стиха, понижение к концу. Кроме того, чтобы подчеркнуть соизмеримость стихов, строки их обычно упорядочиваются, уравниваются (точно или приблизительно, подряд или периодически, т. е. через одну или несколько) по наличию тех или иных звуковых элементов. В зависимости от того, какие именно элементы выделяются в качестве такой основы соизмеримости, стихи относятся к той или иной системе С. Основная единица соизмеримости стихов во всех языках ≈ слог . Основные фонетические характеристики слога (слогового гласного) ≈ высота, долгота и сила. Упорядочиваться может как общее количество слогов ( силлабическое стихосложение ), так и количество слогов определённой высоты (мелодическое С.), долготы (квантитативное, или метрическое стихосложение ) и силы ( тоническое стихосложение ). Т. к. обычно эти фонетические признаки более или менее взаимосвязаны, то упорядочивание одного из них упорядочивает до некоторой степени и остальные, поэтому возможны системы С., основанные на двух и более признаках. Чаще всего т. о. одновременно упорядочивается общее количество слогов в стихе и появление слогов определённой высоты, долготы или силы на определённых позициях этого слогового ряда (силлабо-мелодическое, силлабо-метрическое, силлабо-тоническое стихосложение ). Это упорядоченное расположение неоднородных («сильных» и «слабых») позиций в стихе называется метром . Т. о., всякое С. представляет собой систему упорядоченности отвлечённых звуковых признаков текста; обычно она поддерживается также системой повторений конкретных звуковых единиц текста ≈ звуков ( аллитерация , ассонанс ), слогов ( рифма ), слов ( рефрен ), а также грамматических конструкций ( параллелизм ) и пр. Пример силлабического С. ≈ сербскохорватский народный эпический стих: 10 слогов в стихе, обязательный словораздел ( цезура ) после 4-го слога, расположение ударений произвольное (но с тенденцией к нечётным позициям), расположение долгот и повышений тона произвольное, конец стиха ( клаузула ) отмечен долготой предпоследнего слога. Пример тонического С. ≈ древнегерманский стих: 4 ударения в стихе (2 полустишия по 2 ударных слова), количество безударных слогов произвольное, расположение ударений и долгот ≈ тоже, оба слова 1-го полустишия и первое слово 2-го полустишия объединены аллитерацией начальных звуков. Пример мелодического (точнее, силлабо-мелодическое) С. ≈ китайский 5-сложный стих эпохи Тан: 4 стиха в строфе, 5 слогов в стихе, нечётные позиции (слабые) заняты слогами произвольного тона, чётные позиции (сильные) ≈ одна слогом «ровного», другая слогом «неровного» (повышающегося или понижающегося) тона, причём «ровному» слогу 1-го стиха соответствует на той же позиции «неровный» во 2-м и 3-м и «ровный» в 4-м стихе (и наоборот); 1-й, 2-й и 4-й стих объединены рифмой. Пример метрического (точнее, силлабо-метрического) С. ≈ древнегреческий гекзаметр . 12 метрических позиций в стихе, нечётные (сильные) заняты 1 долгим слогом каждая, чётные (слабые) ≈ 1 долгим или 2 краткими слогами каждая, последняя позиция ≈ 1 произвольным слогом; долгий слог равен 2 единицам долготы, краткий ≈ одной, так что весь стих (12≈17 слогов) составляет 24 единицы долготы. Пример силлабо-тонического С. ≈ рус. 4-стоп-ный ямб: 8 слогов в стихе, нечётные позиции (слабые) заняты безударными слогами (или 1-сложными ударными словами), чётные (сильные) ≈ произвольными слогами, конец стиха отмечен обязательным ударением на 8-м слоге и допущением добавочных безударных слогов после этого ударения (женские и дактилические клаузулы). Из примеров видно, что описание С. должно включать две области категорий:

  1. определение упорядочиваемых звуковых элементов (т. н. просодия ) ≈ какие звукосочетания считаются слогом, какие слоги считаются «ровными» и «неровными», «долгими» и «краткими», «ударными» и «безударными»,

  2. определение упорядоченности названных элементов [метрика (см. Метр ) и ритмика в собственном смысле слова]: на каких позициях такой-то тип слога или словораздел появляется обязательно (как константа ), на каких ≈ с возможными исключениями (как доминанта), на каких ≈ лишь предпочтительно (как тенденция ≈ например, ударные слоги среди произвольно заполняемых позиций). В ходе развития С. константы, доминанты и тенденции могут, усиливаясь и ослабляясь, переходить друг в друга; этим определяется смена систем С.

    В разных языках различные системы С. развиваются в различной степени. Причины этого ≈ двоякого рода: лингвистические и культурно-исторические. Лингвистические причины определяют в основном, какие системы С. избегаются в том или ином языке и какие просодические особенности приобретают системы, допускаемые в языке. Так, обычно избегаются системы, основанные на том звуковом явлении, которое в данном языке не фонологично (не смыслоразличительно): например, в русском языке, где не фонологичны высота и долгота звуков, не развилось мелодическое и метрическое С., а во французском языке, где не фонологично также и словесное ударение, не развилось и тоническое, и силлабо-тоническое С. Культурно-исторические причины определяют в основном, какие системы С., допускаемые в языке, получают действительное развитие в поэзии. Так, фонология древнегреческого или сербскохорватского языка допускала и мелодическое, и метрическое, и тоническое, и силлабическое С., а развитие получило в древнегреческом языке только метрическое, а в сербскохорватском только силлабическое и отчасти силлабо-тоническое С.; так, фонология русского языка допускает и силлабическое, и силлабо-тоническое, и тоническое С., а развитие они получили очень неодинаковое и неодновременное. Иногда культурно-исторические факторы оказываются сильнее даже языковых: так, тюрк. языки восприняли из арабского языка метрическую систему С. ( аруз ), хотя долгота звуков в тюрк. языке не фонологична. Точно так же культурно-историческими причинами определяется предпочтительная разработка тех или иных стихотворных размеров в национальных С. Так, в европейских языках более длинные размеры (5- и 6-стопный ямб, 10-, 11-, 12-сложный силлабический стих) восходят к античному образцу («ямбическому триметру»), а более короткие (4-стопный ямб, 8-сложный силлабический стих) сложились уже на новоязычной почве; поэтому в поэтических культурах, где античное влияние было непосредственным (итальянская, французская), общераспространёнными стали более длинные размеры, а в культурах, где античная традиция воздействовала лишь косвенно (германская, русская), ≈ более короткие размеры.

    История русского С. насчитывает три больших периода: до утверждения силлаботоники (17≈18 вв.), господство силлаботоники (18≈19 вв.), господство силлаботоники и чистой тоники (20 в.). До становления письменного стихотворства в 17 в. рус. поэзия знала 3 системы С.: «свободный стих» церковных песнопений (иногда называется «молитвословный стих»), промежуточный (насколько можно судить) между тоникой и силлаботоникой песенный стих (эпический и лирический) и чистотонический говорной стих (иногда называется «скоморошьим»); последний и стал основным С. ранних (до 1660-х гг.) произведений русской поэзии, а в низовой, «лубочной» литературе существовал и далее. В 17 ≈ начала 18 вв. были сделаны три попытки усвоить иные системы С.: метрическую ≈ по античному образцу (Мелетий Смотрицкий), силлабическую ≈ по польскому образцу (Симеон Полоцкий и др.) и силлабо-тоническую ≈ по немецкому образцу; наибольшее распространение получает силлабический стих, но к середине 18 в. его вытесняет силлаботонический и он почти полностью исчезает из практики. Основы русской силлаботоники вырабатываются в 1735≈43 В. К. Тредиаковским и М. В. Ломоносовым; после этого она господствует в рус. поэзии почти безраздельно до конца 19 в., за её пределы выходят лишь немногочисленные эксперименты с имитациями античных и народных стихотворных размеров (гекзаметр, стих «Песен западных славян» А. С. Пушкина и др.). Эволюция русской силлаботоники на протяжении 18≈19 вв. идёт в направлении всё более строгой нормализации ≈ ритмические тенденции стремятся стать доминантами, доминанты ≈ константами: всё шире распространяются 3-сложные размеры ( дактиль , амфибрахий , анапест ), сравнительно бедные ритмическими вариациями, а 2-сложные размеры ( ямб , хорей ) сокращают количество употребительных ранее ритмических вариаций; как реакция на это на рубеже 19≈20 вв. возникает противоположная тенденция к ослаблению и расшатыванию стиховой организации. Силлаботоническое С. сохраняет господствующее положение, однако рядом с ним развиваются формы стиха, промежуточные между силлаботоникой и тоникой ( дольник , тактовик ), формы чисто-тонического С. (акцентный стих) и свободный стих ≈ явление, характерное и для современного стихосложения. Насколько характерно такое чередование тенденций к строгости ритма (до-силлабический стих ≈ силлабический стих ≈ силлаботоника 18 в. ≈ силлаботоника 19 в.) и к расшатанности ритма (силлаботоника 19 в. ≈ силлаботоника и тоника 20 в.) для внутренних законов эволюции всякого С., ≈ при нынешнем состоянии сравнительного стиховедения ещё трудно сказать.

    Лит.: Жирмунский В., Теория стиха, Л., 1975; Томашевский Б., О стихе, Л., 1929; его же. Стих и язык, М.≈Л., 1959; Якобсон Р., О чешском стихе преимущественно в сопоставлении с русским, Берлин, 1923: его же, Metrika, в кн.: Ottův Slovnik Naučny. Nové Dobý, Dodatky, d. 4, sv. I, Praha, 1936: его же. Studies in comparative Slavic Metrics, «Oxford Slavonis Papers», 1952, v. 3; Тарановски К., Руски дводелни ритмови, Београд, 1953; Тимофеев Л. И., Очерки теории и истории русского стиха, М., 1958; Квятковский А. П., Поэтический словарь, М., 1966; Холшевников В., Основы стиховедения. Русское стихосложение, 2 изд., Л., 1972; Гаспаров М., Современный русский стих. Метрика и ритмика, М., 1974; Гончаров Б., Звуковая организация стиха и проблемы рифмы, М., 1973; Колмогоров А., Прохоров А., К основам русской классической метрики, в кн.: Содружество наук и тайны творчества, М., 1968; Теория стиха. Сб. ст., под ред. В. Жирмунского и др., Л., 1968; Штокмар М., Исследования в области русского народного стихосложения, М., 1952: Сидоренко Г., Вiршування в укра©нськ© лiтературi, Ки©в, 1962; Хамраев М., Основы тюркского стихосложения, Алма-Ата, 1963; Мамонов А. И., Свободный стих в японской поэзии, М., 1971; Проблемы восточного стихосложения. Сб. ст. под ред. И. Брагинского и др., М., 1973; Денисов Я., Основания метрики у древних греков и римлян, М., 1888; Янакиев М., Българско стихознание, София, 1960; Штокмар М., Библиография работ по стихосложению, М., 1933 (доп. в журн. «Литературный критик», 1936, ╧ 8≈9); Versification: major language types, ed. by W. K. Wimsatt, N. Y., 1972; Hrabák J., Uvod do teorie verše, Praha, 1970: Poetyka. Zarys encykiopedyczny, dz. 3, t. 2 ≈ Wiersz. Podstawowe kategorie opisu, pod. red. J. Woronczaka, Warsz., 1963; Heusler A., Deutsche Versgeschichte, Bd 1≈3, В. ≈ Lpz., 1925≈29; Grammont M., Le vers français, ses moyens d"expression, son harmonie, 4 éd., Р., 1937; Poetics. Poetyka. Поэтика, т. 1≈2, Warsz., 1961≈66.

    М. Л. Гаспаров.

Википедия

Стихосложение

Понятие стихосложение (иначе версификация, от — стих и facio — делаю) употребляется в двух значениях:

  1. учение о принципах стихотворной организации речи — стиховедение; то есть как способ организации звукового строения речи, в котором речь делится на стихи и прозу.
  2. в более точном смысле, конкретный комплекс особенностей организации стихотворной речи, элементов, лежащих в основе конкретной стихотворной системы .

Примеры употребления слова стихосложение в литературе.

Сочинитель Михайло Аврамов, обладавший для своего времени достаточной грамотностью, в стихосложении был не весьма искусен.

Отвергая педантичное воспроизведение особенностей, чуждых русскому языку, Бальмонт в своих переводах средствами современного ему стихосложения сумел передать поэтическую стихию драм Кальдерона, не отступая при этом, от смысла оригинала.

Альдгельм был несомненно знатоком латинского стихосложения и обладал почти виртуозной версификаторской техникой.

Но пролагается ли дорога к добродетели объясненьем слогов, тщательностью в выборе слов, запоминаньем драм, правил стихосложенья, разновидностей строк?

То, что эти размеры тоже построены на изохронизме, ясно на глаз и на слух, но два отдельных стихотворения -- недостаточный материал, чтобы можно было исследовать технику Мандельштама в области синтаксического стихосложения.

Это, однако, отнюдь не стилизация: Кублановский просто-напросто лучше, чем кто-либо, понял, что наиболее эффективным способом стихосложения сегодня оказывается сочетание поэтики сентиментализма и современного содержания.

В области стихосложения, метрики, рифмы и ритма Шелли выступает как один из выдающихся новаторов английского стиха.

Я кое-что смыслю в схоластике, пиитике, стихосложении и даже в алхимии, этой премудрости из всех премудростей.

Он известен как поэт-лирик, автор одного из первых научных исследований русского тонического стихосложения, исследователь русских песен и пословиц, собиратель материала для славянского этимологического материала, автор двух грамматик русского языка, грамматики и словаря церковнославянского языка, издатель ряда древних памятников.

Это является некоторым отклонением от популярных пособий по теории стихосложения, где русское ударение обычно рассматривается как тоническое, но не противоречит в принципе взглядам на этот вопрос лингвистов, которые признают двойственность русского ударения и видят в нем наряду с экспираторной стороной также элемент квантитативный.

Теория состояла в знакомстве с элементами стихосложения, рифмами, ритмами и так далее, а также с историей русской и мировой поэзии, которую нам, старшеклассникам, как я понял гораздо позднее, Эткинд читал на вузовском уровне.

Обрати внимание, Сабринок, в этом активном стихосложении опять-таки видится проявление атавистических вкраплений в генофонд нации.

Что такое ямб, хорей, дактиль или анапест, всяк знает, если немного кто разумеет правила стихосложения.

В горенке лежала на пуховом ложе длинноносая старуха, с космами белых волос и высохшая, как лист пергамена в трактате о стихосложении.

Система, образующаяся при помощи одного или нескольких просодических единиц, называется системой стихосложения.

Источник: библиотека Максима Мошкова