Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

метрическое стихосложение

МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от греч. metron - мера) (точнее силлабо-метрическое стихосложение) система стихосложения, основанная на упорядоченности числа и расположения слогов определенной долготы в стихе; так, в античном метрическом сложении единицей измерения стиха служит мора (доля), краткий слог равен одной море, долгий - двум, и из них, как музыкальные такты из нот, составляются стопы стихотворного метра. Употребительно в языках, в которых долгота звуков фонологична (смыслоразличительна), - древнегреческом и латинском, арабском и персидском (см. Аруз), отчасти индийских. Античное метрическое сложение оказало влияние на европейское силлаботоническое стихосложение. ...МЕТРИЯ (от греч. metreo - измеряю) часть сложных слов, соответствующая по значению слову "измерение" (напр., геометрия, фотометрия).

Большая Советская Энциклопедия

Метрическое стихосложение

квантитативное стихосложение, стихосложение , основанное на упорядоченном чередовании долгих и кратких слогов. Употребительно в языках, в которых долгота и краткость гласных имеют смыслоразличительное значение. Наибольшее развитие получило в араб. стихосложении (см. Аруз ) и в античном. В античном М. с. единицей долготы в стихе служит доля ≈ мора ; краткий слог (È) считается равным одной море, долгий слог (≈) ≈ двум. Повторяющаяся группа долгих и кратких слогов называется стопой . Важнейшие стопы: трёхдольные (трёхморные) ≈ ямб (È ≈), хорей, или трохей (≈È), трибрахий (È È È); четырёхдольные ≈ спондей (≈ ≈), дактиль (≈È È), анапест (È È ≈); пятидольные ≈ бакхий с антибакхием (È ≈ ≈, ≈ ≈ È), амфимакр (≈È ≈) и 4 пеона (≈È È È, È ≈ È È, È È ≈ È, È È È ≈); шестидольные ≈ молосс (≈ ≈ ≈, хориямб (≈ÈÈ ≈), антиспаст (È ≈ ≈ È) и 2 ионика (È È ≈ ≈, ≈ ≈ È È); семидольные ≈ 4 эпитрита (È ≈ ≈ ≈, ≈ È ≈ ≈, ≈ ≈ È ≈, ≈ ≈ ≈ È). В каждой стопе различается сильное место ≈ арсис, или икт (обычно долгий слог), и слабое место ≈ тесис (обычно краткие слоги); сильные места выделяются при произношении особым ритмическим ударением, фонетическая природа которого не совсем ясна. Короткие трёхдольные стопы (иногда и четырёхдольные) обычно объединяются в пары ≈ диподии , где одна из стоп несёт усиленное ритмическое ударение. Стих, как правило, состоит из одинаковых стоп и носит соответствующее название: дактилический гекзаметр (6 стоп), ямбический триметр (3 диподии) и т.п. Однако в таком стихе равнодольные стопы могут заменять друг друга: так, в дактилическом гекзаметре стопа дактиля (≈È È) может заменяться стопой спондея (≈ ≈). При перемене темпа произнесения могут заменять друг друга даже неравнодольные стопы: так, в ямбическом триметре ямб (È ≈) может заменяться убыстрённым спондеем (≈ ≈) и даже убыстрённым дактилем и анапестом (≈È È,È È ≈). Всё это создаёт чрезвычайное богатство метрических вариаций в пределах постоянного такта ≈ стопы. Метрическое разнообразие стиха усиливается использованием передвижной цезуры ≈ словораздела, который рассекает одну из средних стоп и делит стих на 2 полустишия ≈ одно с нисходящим ритмом (≈È È...), другое с восходящим (È È ≈...).

Такие стихи употреблялись в эпосе и драме. В лирике наряду с ними употреблялись более сложно построенные стихи с переменными стопами ≈ логаэды : здесь периодичность повторения стоп проявляется не в пределах одного стиха, а в пределах группы стихов ≈ строфы (алкеева строфа, сапфическая строфа и пр.), подчас очень большого объёма и сложности (например, в хоровой лирике у древне-греческого поэта Пиндара). М. с. в античной литературе зародилось в древнейшие времена, когда поэзия была ещё нераздельна с музыкой; получила теоретическую разработку, когда стих отделился от пения; держалась, пока в лат. и греч. языках различались долгота и краткость слогов, а потом в средние века уступила место силлабическому и тоническому стихосложению, хотя по традиции греч. и лат. стихи в системе М. с. писались ещё долго. Подлинное звучание античных стихов в тоническом стихосложении невоспроизводимо; в т. н. «переводах размером подлинника» принято передавать ударными слогами ≈ ритмические ударения, а безударными слогами ≈ слабые места стоп.

Лит.: Денисов Я., Основания метрики у древних греков и римлян, М., 1888; Crusius F., Römische Metrik, 2 Aufl., Münch., 1955; Snell B., Griechische Metrik, 2 Aufl., [H. 1], Gött., 1957; Metryka grecka i łacińska, pod red. М. Dłuskiej i W. Stizeleckiego. Wr., 1959.

М. Л. Гаспаров.

Википедия

Метрическое стихосложение

Метри́ческое стихосложе́ние, также квантитати́вное стихосложе́ние, сокращённо ме́трика — система стихосложения , при которой в стихе фиксируется только количество просодического времени.