аруз в словаре кроссвордиста
аруз
Энциклопедический словарь, 1998 г.
АРУЗ (аруд) (араб.) система метрического стихосложения, возникшая в классической арабской поэзии и распространенная (вплоть до 20 в.) в ряде стран Ближнего и Ср. Востока. Ритмообразующий элемент стиха в арузе - варьирующееся чередование долгих и кратких слогов.
Большая Советская Энциклопедия
(иначе аруд), система стихосложения, возникшая в арабской поэзии и распространившаяся в ряде стран Ближнего и Среднего Востока. Теория А., впервые разработанная в трудах арабского филолога Халиля ибн Ахмеда (8 в.), получила развитие у более поздних иранских теоретиков Рашида Ватвата, Шамси Кайса Рази и др. В А. ритмообразующим элементом стиха является определённое чередование долгих и кратких слогов, согласно закону арабской фонетики. Однако вскоре система А. начала применяться не только в языках со сходным звуковым составом (язык фарси), но и в тюркских языках, где гласные не различаются по долготе. Кратким слогом в А. (условное обозначение È) считается открытый слог с кратким гласным; долгим (условное обозначение ≈) ≈ открытый слог с долгим гласным; полуторным (≈ È) ≈ закрытый слог с кратким гласным. Комбинация долгих и кратких слогов образует стопу ≈ основной элемент стиха. Насчитывают до 8 основных стоп:
È ≈ ≈;
≈ È ≈;
È ≈ ≈ ≈;
≈ ≈ È ≈;
≈ È ≈ ≈;
È ≈ ═È ≈;
═≈ È ≈;
-
≈ ≈ ≈ È;
их различные сочетания дают 19 основным метров, из них 7 с одинаковыми стопами и 12 с разными. Но т. к. любая основная стопа каждого метра может подвергаться разного рода изменениям (зихафы), число вариантов метров значительно возрастает. А. оставался в арабской, персо-таджикской и в ряде тюркских литератур единственной системой стихосложения вплоть до 20 в., когда были сделаны попытки введения новых метров (вольный стих, силлабо-тонический и др.).
Лит.: Крымский А., Арабская литература в очерках и образцах, М., 1911; Корш Ф., Древнейший народный стих турецких племен, СПБ, 1909; Вахид Табризи, Джам▓-и мухтасар. Трактат о поэтике, М., 1959; Bloch A., Vers und Sprache im Altarabischen, Basel, 1946; Weil G., Grundriss und System der altarabischen Metren, Wiesbaden, 1958; Ханлери, Парвиз Натель, Тахгиге энтегади дар арузе фарси..., Тегеран, 1327 с. г. х. (1948).
Н. Б. Кондырева.
Википедия
Ару́з или Ару́д — квантитативная система стихосложения , основанная на чередовании долгих и кратких слогов , возникшая в арабской поэзии, и получившая распространение в персидской и тюркской поэзии.
Теорию аруза разработал в VIII веке арабский филолог Халил ибн Ахмед аль-Фарахиди аль-Басри . Все поэтические памятники классических арабской и персидской литератур написаны в этой системе. Первым произведением в тюркоязычной поэзии, написанным арузом, считается поэма Юсуфа Хасс Хаджиба Баласагуни «Кутадгу билиг» , созданная в XI веке .
Примеры употребления слова аруз в литературе.
Глаз, Мозг с планеты Аруз, три эскадрильи гигантских насекомых, Вещь, Оно, Она, Они и Блоб.
Со временем фольклор, как и письменная поэзия, воспринял аруз, просодию арабского происхождения, по которой стих образуется путем определенного чередования коротких и долгих слогов.
Но и отступлений от строгостей аруза в поэтическом фольклоре было сколько угодно, тем более что добейти не декламируются, а поются.
А всю степень его щедрости они смогли оценить после того, как отправились в Аруз, на ярмарку.
С этой стороны никто не ждал нападения, поэтому Аруз был пограничной крепостью лишь по названию.
Ведь это он создал в считанные недели грозную и дисциплинированную армию, которая осаждала сейчас Аруз, это он нашел где-то огромное количество золота, чтобы заплатить жителям Сихема за оружие, и все понимали, что одним только пограничьем он не удовлетворится.
Что же касается пограничного конфликта, то скорее всего у варваров голод и они рвутся в Аруз, чтобы там добыть себе еды.
Но и отступлений от строгостей аруза в поэтическом фольклоре было сколько угодно, тем более что добейти не декламируются, а поются.
Только самые смелые из них иногда подъезжали к стенам Аруза, предлагая торговый обмен.
Цивилизованному миру не было дела до этой кучки одетых в шкуры дикарей до тех пор, пока до жителей Аруза не дошли слухи о том, что племена объединяются под началом какого-то могучего вождя, сына Ишбаала.
А когда в столице утихли беспорядки, постепенно стала налаживаться жизнь и улеглись страсти в пограничной провинции, куда новости всегда доходили с большим опозданием, у ворот Аруза появился первый обоз варваров, привезший товар.
Но самый главный сюрприз ожидал граждан Аруза впереди: на сей раз варвары привезли не мясо, не шкуры, а серебро и золото.
Даже огромные проценты, которые запросил с мастеровых комендант Аруза, нимало не огорчили их.
Когда сотня дикарей вернулась из Аруза после ярмарки, не было среди народа танну-ула ни одного человека, который не прославлял бы нынешнего владыку.
Вот когда вспомнили недобрым словом жители Аруза золотой караван, купивший не только их изделия, но, очевидно, и разум.
Источник: библиотека Максима Мошкова