ямб в словаре кроссвордиста
ямб
- Размер стиха
- Размер стиха "Евгения Онегина"
- Размер стиха "Егения Онегина"
- Стих с ударением на втором слоге
- Стихотворная стопа
- Стихотворная стопа, состоящая из короткого и долгого слогов
- Стихотворная строфа
- Стихотворный "коллега" хорея
- Стихотворный метр
- Стихотворный «коллега» хорея
- Размер стиха «Евгения Онегина»
- Размер стиха «Егения Онегина»
- Этим стихотворным метром Пушкин изрёк классическое: «Мой дядя самых честных правил»
- Стихотворный коллега хорея
- …, хорей, анапест
- Двухсложный стихотворный размер
- Русское название слитков серебра, обращавшихся в Китае до денежной реформы 1933 года
- Именно так звали служанку, которая смогла рассмешить Деметру после того, как у неё похитили дочь, а древние греки назвали её именем стихи, которые хотели приблизить к разговорной речи
- Что Онегин не мог отличить от хорея?
- Двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге
- Стихотворный размер, двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге
- Стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха
- Стихотворный размер
- м. сиб. китайское серебро в слитках разного весу
- Стих с удар. на втором слоге
- , хорей, анапест
- Вид стихотворного метра
- Анапест
- Онегин его не отличал от хорея
- Онегин его не отличал от хорея
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
м. стиховая стопа, из короткого и долгого слога (И-). Ямбические стихи, писанные ямбами.
м. сиб. китайское серебро в слитках разного весу.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
ямба, м. (греч. iambos) (лит.). Стихотворная двусложная стопа с ударением на втором слоге, напр. мой дя/дя са/мых че/стных пра/вил (Пушкин). Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить. Пушкин. Он выкрикивал нараспев свои четырехстопные ямбы. Тургенев.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. Двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит безударный - краткий - и ударный - длинный - слог.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ЯМБ (греч. iambos) стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...", А. С. Пушкин). Самый употребительный из метров русского силлаботонического стиха; основные размеры - 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 1819 вв., комедия 19 в.).
Большая Советская Энциклопедия
(греч. íambos),
в метрическом стихосложении ≈ стопа длиною в три моры , состоящая из краткого и долгого слогов (с некоторыми вариациями); наиболее употребителен был «ямбический триметр» ≈ 6-стопный Я. античных трагедий и комедий.
-
В силлабо-тоническом стихосложении ≈ стопа длиною в два слога с сильным местом на втором; в русском Я. слабые места заполняются обязательно-безударными слогами (È), сильные ≈ необязательно-безударными слогами (Х), последнее сильное место ≈ обязательно-ударным слогом (≈); схема: È Х È Х ... È ≈ (È) - Сверхсхемные ударения на слабых местах могут быть представлены лишь односложными словами («Швед, русский колет, рубит, режет...»). Наиболее употребительные ямбические размеры в русской поэзии: 3-стопный Я. («Подруга думы праздной...»)≈в анакреонтике 18 в., песне, лёгкой и сатирической поэзии; 4-стопный Я. («Мой дядя самых честных правил...») ≈ в одах и лирике 18 в., в поэмах и лирике 19 в., лирике 20 в.; 5-стопный Я. («Ещё одно, последнее сказанье...»), с начала 19 в. с цезурой после 4-го слога, с 1830-х гг. (и до настоящего времени) без цезуры ≈ в серьёзной лирике, драме, строфической поэме; 6-стопный Я. с цезурой после 6-го слога («Я памятник себе воздвиг нерукотворный...») ≈ в поэмах, трагедиях, сатирах, посланиях 18 в., в элегиях, романсах и «антологической» лирике на античные темы в 19 в.; вольный Я. (неупорядоченное чередование строк разной стопности ≈ см. Вольный стих ) ≈ в баснях, а также в 18 в.≈в «пиндарической» лирике, а в 1-й трети 19 в. ≈ в элегиях, посланиях и драмах. (Все примеры ≈ из Пушкина.)
Лит.: Тарановский К., О ритмической структуре русских двусложных размеров, в сборнике: Поэтика и стилистика русской литературы, Л., 1971; Гаспаров М. Л., Современный русский стих..., М., 1974.
М. Л. Гаспаров.
Википедия
Ямб:
- Ямб — стихотворный размер.
- Ямб — русское название слитков серебра, обращавшихся в Китае до денежной реформы 1933 г.
- ЯМБ — язык программирования для советских бухгалтерских машин Искра-554 , Искра-555 , терминала «Нева-501», а также ПЭВМ "Искра 1030.11".
Ямб или ямба (; , иногда — по отношению к северному Китаю — yamboo или yambu) — русское название слитков серебра , обращавшихся в Китае до денежной реформы 1933 г. Они бывали разных размеров — чаще всего в 50 лян ( 两 , ) весом (то есть около 1875 граммов ), но имелись также слитки в 5, 10 лян и т. п. Серебро — высокопробное (от 934 до 982 частей чистого серебра на 1000 частей сплава). Ямбы имели вид китайских башмаков; они могли разрезаться на части для мелких платежей. Изготовлением и выпуском ямбов занимались частные банкиры и менялы.
В ограниченной степени ямбы обращались и в сопредельных с Китаем регионах. В частности, они были довольно распространены в Киргизии XIX века, где они использовались для особо крупных транзакций, торговли с Китаем, и как объект тезаврации.
Примеры употребления слова ямб в литературе.
Одни специализируются по ямбу, другие - по хорею, а Константин Константинович - крупный специалист по амфибрахию и осваивает сейчас александрийский стих, приобретает вторую специальность.
Один специализируется по ямбу, другие по хорею, а Константин Константинович - крупный специалист по амфибрахию и осваивает сейчас александрийский стих, приобретает вторую специальность.
Тут, кстати, появляется возможность, говоря стиховедчески, варьировать анакрузу, свободно переключаться с ямба на хорей, с хорея на ямб.
Само собой разумеется, что в переводе использовались традиционные размеры - чаще всего четырехстопные хореи или ямбы с анакрузой, но попадались и дактили - чистые двустопные или же в комбинации с хореями.
А то у Вас хорей это ямб, амфибрахий - анапест, а дактиль похож на себя самого, но только во множественном числе.
То ямбом, то дактилем, то анапестом, Наотмашь, в клочья, с грохотом, треском.
Когда-то страстный Архилох, Обманутый в любви двурушничеством тестя, Могучим ямбом прогремел.
Даже если предположить, что определенный набор слов, выстроенный по строгой схеме ямба или хорея с четко выраженной буквенной или ассонансной рифмой, способен как-то затрагивать тонкие позиции материи, таким образом вербально, а не структурно влияя.
Добавим к этому, что кроме шестистопного ямба Теренций употреблял семистопные и восьмистопные ямбические стихи, которые, как и трохеи, сопровождались игрой на флейте, и мы поймем, что даже внешне комедия Теренция вовсе не была похожа на греческую.
Ну, е мое, - был безутешен Сима, чему порукой, безусловно, ямб одностопный - классической трагедии размер.
В другой аудитории бледнолицый поэт говорит о ямбах и хореях, трехдольных паузниках, ритме, аллитерациях, читает поэмы Пушкина под всеобщее одобрение, с бешенством нападает на символистов и поздравляет слушателей с появлением космического гения Хлебникова.
Но, если Пушкин пользуется пиррихиями для придания ямбам гибкости разговорной речи, то цели Мандельштама совсем иные: для него четкий ямб был бы и слишком громким в целом, и слишком богатым повышениями и понижениями голоса.
Мы перевели это стихотворение разностопным ямбом 4242442 строфой, близкой к оригиналу -- абабвввв.
Стихотворение переведено эквиметрически -- разностопным ямбом 44443 и соответственно пятистишной строфой.
Трясутся голые на ямах тактовики нарочных ямбов, Слоями гласно безударно лежат извилины попарно, И стопы снежных людоедов за нами стелятся надменно, А на перроне проводницы нас провожают слишком ленно!
Источник: библиотека Максима Мошкова