рифма в словаре кроссвордиста
рифма
- Созвучие в стихах
- Созвучие в стихе
- Созвучие стихотворных строк
- Созвучие строк стиха
- Стих, созвучие
- Стихотворное созвучие
- То, что делает из прозы поэзию
- То, что отсутствует в белых стихах
- То, что превращает прозу в поэзию
- Что делает стих не белым
- Что отличает прозу от поэзии
- Что отсутствует в белых стихах
- "Мушка-пушка"
- "розы-морозы" и "палка-галка» как литературное явление
- "дочка — точка"
- "любовь — морковь"
- "точка — мочка"
- "Дочка - точка"
- "Любовь - морковь"
- "Точка - мочка"
- Кровь для свекрови
- Окончательная близость слов
- «Точка — мочка»
- Дочка — почка
- «Любовь — морковь»
- «Палка — скалка»
- Розы-морозы и палка-галка как литературное явление
- «Дочка — точка»
- Слова, пришедшие в резонанс
- «Розы-морозы» и «палка-галка» как литературное явление
- Заготовка для игры в буриме
- Без неё стих становится белым
- Что отсутствует в белом стихе?
- Созвучие слов
- Стихотворная связистка
- Поэтическая связка
- Что отсутствует в верлибре?
- Рассечённая, но не бровь, оборванная, но не пуговица
- Созвучие концов стихотворных строк
- Созвучие окончаний слов
- Она отсутствует в белых стихах
- "Розыморозы"
- "Дочка - точка"
- "Любовь - морковь"
- "Точка - мочка"
- "дочка — почка"
- "палка — скалка"
- "палкагалка"
- "розы-морозы" и "палка-галка" как литературное явление
- Без чего в стихах не складно
- Гармония слов в стихах
- Главное отличие поэзии от прозы
- Оборванная или рассеченная
- Отличие обычного стиха от белого
- Пакля по отношению к рвакле и жмакле
- Полуфабрикат поэтической продукции
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
ж. греч. однозвучие конечных слогов, в стихах, красный склад. У эллинов не было рифмы, а был только ритм, размер и ударенье, распев долгих и коротких слогов. Но вот, трещат уже морозы.... читатель ждет уж рифмы: розы, на вот, возьми ее! Пушкин. Богатая, полная рифма, по целому слогу одних и тех же букв; бедная, созвучная только по произношенью; созвучие, еще менее полная, либо сходная по одним гласным своим.
Ритм, в музыке, ритмическое движенье звуков, мерное расположенье и сочетанье музыкальной речи. Рифмовать, подбирать рифмы, кропать стишенки;
это слово рифмует, приходится в рифму. Что-то не рифмуется, не пишутся, не сочиняются стихи. Рифмованье, действ. по глаг. Рифмач м. рифмачка ж. рифмотворец или рифмоткач, рифмоплет или рифмопряд, плохой стихотворец, стихокропатель.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
рифмы, ж. (греч. rhythmos) (лит.). В стихосложении - созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма (с ударением на последнем слоге), женская рифма (на предпоследнем), дактилическая рифма (на третьем от конца). Богатая, бедная рифма.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-ы, ж. Созвучие концов стихотворных строк. Мужская р. (с ударением на последнем слоге стиха). Женская р. (с ударением на предпоследнем слоге стиха). Точная р. Говорить в рифму.
прил. рифменный, -ая, -ое.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Созвучие концов стихотворных строк (в стихосложении).
Энциклопедический словарь, 1998 г.
РИФМА (от греч. rhythmos - складность, соразмерность) созвучие концов стихов (или полустиший, т.н. внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Развилась из естественных созвучий синтаксического параллелизма; в европейской поэзии употребительна с 10-12 вв. По объему различаются рифмы 1-сложные, 2-сложные и т.д.; по месту ударения (на 1, 2, 3, 4-м,... слоге от конца) - мужские, женские, дактилические, гипердактилические (см. Клаузула); по точности созвучия - точные (белый - смелый), приблизительные (белым - смелом), неточные (я - меня, пламя - память, неведомо - следом); по наличию опорных звуков выделяются рифмы богатые; по лексическим и грамматическим признакам - однородные (напр., глагольные) и разнородные, омонимические, тавтологические, составные и пр.; по взаимному расположению рифмующихся строк - смежные (aabb; одинаковые буквы условно обозначают рифмующиеся строки-стихи), перекрестные (abab), охватные (abba), смешанные (тернарные aabccb), двойные, тройные и т.д. Ср. Ассонанс, Диссонанс.
Большая Советская Энциклопедия
(от греч. rhythmós ≈ стройность, соразмерность), созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Р. подчёркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы . В поэзии большинства народов Р. располагается на концах стихов, однако встречаются регулярные начальные созвучия (например, начальные ассонансы в монгольской поэзии). В разное время и у разных народов к Р. предъявлялись различные требования, поэтому единого универсального определения Р. по звуковому составу быть не может: он зависит как от литературной традиции, так и от фонетического строя языка. Например, в русской поэзии основа Р. ≈ созвучие ударных гласных; в чешском же языке, в котором ударение всегда падает на начальный слог, созвучие последних слогов может не зависеть от места ударения.
По месту ударения Р. делятся на мужские ≈ с ударением на последнем слоге (берегам ≈ лучам), женские ≈ с ударением на предпоследнем слоге (Руслана ≈ романа), дактилические ≈ с ударением на третьем от конца слоге (закованный ≈ очарованный) и очень редкие гипердактилические (покрякивает ≈ вскакивает) с большим количеством послеударных слогов (см. Клаузула ). Взаимное расположение рифмующихся строк может быть различно. Основные способы рифмовки: смежная ≈ по схеме аа бб... (Ворон к ворону летит,/ Ворон ворону кричит... ≈ Пушкин); перекрёстная ≈ абаб (Румяной зарею /Покрылся восток, /В селе за рекою/ Потух огонёк... ≈ Пушкин); охватная, или опоясывающая, ≈ абба (Уж подсыхает хмель на тыне. /За хуторами, на бакчах, /В нежарких солнечных лучах/ Краснеют бронзовые дыни... ≈ Бунин). Эти способы рифмовки могут по-разному чередоваться и сплетаться. Стихотворения на одну Р. ≈ моноримы ≈ редки в европейской поэзии, но широко распространены в поэзии Ближнего и Среднего Востока (см. Газель , Касыда , Рубаи ). Определённое, повторяющееся расположение Р. ≈ один из признаков строфы.
В русской поэзии Р. ведёт происхождение от распространённого в фольклоре синтаксического параллелизма , благодаря которому на концах стихов оказываются одинаковые части речи в одинаковой грамматической форме, чем порождается созвучие: «Хвали сено в стогу, а барина в гробу». В древнерусской. поэзии преобладала так называемая грамматическая (суффиксально-флективная) Р.: бяше ≈ знаше, отбивает ≈ отгоняет. С 18 в. начинает цениться Р. разнородная, образованная разными частями речи (ночь ≈ прочь и т. п.). Тогда же (как ранее во французской поэзии и др.) постепенно устанавливается требование точной Р., т. е. такой, в которой совпадают конечный ударный гласный и все следующие за ним звуки (тобою ≈ рукою). Если совпадают также предшествующие ударному гласному так называемые опорные согласные, Р. тогда называется богатой (повеса ≈ Зевеса), если созвучие захватывает предударный слог, ≈ глубокой (занемог ≈ не мог). С середины 19 в. в русском стихе всё чаще встречаются так называемые приблизительные Р., в которых заударные гласные не совпадают (воздух ≈ роздых). С начала 20 в. поэты чаще употребляют неточные Р. разных типов: ассонанс ≈ созвучие гласных при несовпадении (обычно частичном) согласных (облако ≈ около); усечённые Р., с усечением конечного согласного в одном из слов (лес ≈ крест, пламя ≈ память); составные Р. (до ста расти ≈ старости); консонансы , в которых ударные гласные различны (норов ≈ коммунаров); неравносложные Р., в которых мужские или дактилические окончания рифмуются с женскими или гипердактилическими (папахи ≈ попахивая).
Р. имеет и смысловое значение: она «... возвращает вас к предыдущей строке... заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе» (Маяковский В. В., Полн. собр. соч., т. 12, 1959, с. 235). Эстетическая оценка Р. (её точности или неточности, новизны или традиционности и т. д.) невозможна вне контекста стихотворения, без учёта его композиции и стиля.
Лит.: Жирмунский В. М., Рифма, её история и теория, П., 1923; Маяковский В. В., Как делать стихи, Полн. собр. cоч., т. 12, М., 1959; Томашевский Б. В., К истории русской рифмы, в его кн.: Стих и язык. Филологические очерки, М. ≈ Л., 1959; Штокмар М., Рифма Маяковского, М., 1958; Холшевников В. Е., Основы стиховедения. Русское стихосложение, 2 изд., Л., 1972; Самойлов Д. С., Книга о русской рифме, М., 1973.
В. Е. Холшевников.
Википедия
Ри́фма — созвучие в окончании двух или нескольких слов. Наиболее употребительна в стихотворной речи и в некоторые эпохи в некоторых культурах выступает как её обязательное или почти обязательное свойство. В отличие от аллитерации и ассонанса , рифма определяется позиционно (положением в конце стиха , захватывающим клаузулу ). Звуковой состав рифмы — или, вернее сказать, характер созвучия, необходимый для того, чтобы пара слов или словосочетаний прочитывалась как рифма, — различен в разных языках и в разное время.
Примеры употребления слова рифма в литературе.
Жаль, что он стихов, паршивец, не писал, а то бы и я потешала душу стройностью рифм и сказкой сладких слов.
Пусть неофит знает, что такое ассонанс и аллитерация, рифма смежная и далекая, простая и сложная, так же как от музыканта мы вправе ожидать, что он знает гармонию и контрапункт, и все прочие мелочи своего ремесла.
Размер, ритм, аллитерации, рифмы, цезура служат одной музыкальной и смысловой теме.
Этот пример лишний раз показывает, что и рифмы, и аллитерации, и словесная игра оправдывают себя лишь в тех случаях, когда они мобилизованы поэтической мыслью, а не слоняются без дела.
Ритмизация прозы, обильно встречающиеся у него аллитерации, ассонансы, рифмы, в связи с особой патетикой присущей ему манеры, создают впечатление витийства, рассчитанного на особый эффект.
Мы знаем, что в греческой и латинской поэзии, богатой аллитерациями, и совсем не было рифмы.
Не арифметика, а вспомогательный технический прием, например, ассонансная рифма вместо полной.
Даже если предположить, что определенный набор слов, выстроенный по строгой схеме ямба или хорея с четко выраженной буквенной или ассонансной рифмой, способен как-то затрагивать тонкие позиции материи, таким образом вербально, а не структурно влияя.
Именно поэтому канте хондо, и особенно сигирийя, производит на нас впечатление пропетой прозы: разрушается всякое ощущение ритмического размера, хотя на самом деле тексты песен составлены из терцетов и катренов с ассонансной рифмой.
Последней была рецензия Фрая, та где про аллитерации и ассонансные рифмы.
Он часто останавливался, чтобы прокомментировать различные изменения ритмического рисунка, ассонансные рифмы и модальные мелодии.
Рейн -- поэт эрозии, распада -- человеческих отношений, нравственных категорий, исторических связей и зависимостей, любого двучлена, включая ядерный, -- и стихотворение его, подобное крутящейся черной пластике, -- единственная доступная этому автору форма мутации, о чем прежде всего свидетельствуют его ассонансные рифмы.
На эту открытость, кстати, указывает то, что стихотворение венчает женская рифма, то есть безударный слог.
Но звон невзрачных рифм на красок блеск помножен, Се - Благовест святой.
Просто для него и Петер таким же домашним дураком был, как и цыган, который петрушничает, стихоплет, который в рифму вздор несет, антрепренер, который Гамлета играет, или борзой пес, который зайца ловит, подкинув его в воздух, на лету.
Источник: библиотека Максима Мошкова