сказка в словаре кроссвордиста
сказка
- Расказанная на ночь
- "тысяча и одна ночь" (жанр)
- Изделие от братьев Гримм
- То, из чего извлекают урок добры молодцы?
- "огниво" или "Колобок»
- Она ложь, да в ней намек
- "опус" от Шарля Перро
- "история" от Шахерезады
- "репка"
- Что экранизировал Роу?
- Жанр опуса о белом бычке
- "... ложь, да в ней намек"
- Песня Виктора Цоя
- Ни в ней сказать, ни пером описать
- Ложь с намеком
- "история", рассказанная Шахерезадой
- Золушка или Дюймовочка
- В ней добрым молодцам урок
- "даже ... спать ложится, чтобы ночью нам приснится"
- "... о царе Салтане"
- "... о потерянном времени" (фильм)
- "Огниво" или "Колобок"
- Фольклорный жанр
- Выступ в виде валика, ограничивающий спереди ладью ушной раковины
- Русская народная ...
- Поэма молдавского писателя-просветителя Константина Стамати «... сказок»
- Сборник стихов армянского поэта Ваана Терьяна «Золотая ...»
- «Снотворное» для самых маленьких
- Сборник азербайджанского писателя Акрама Айлисли «... о гранатовом дереве»
- Картина Николая Богданова-Бельского «Новая ...»
- «Даже ... спать ложится»
- На выставке в «Новой Третьяковке», посвящённой этому жанру, посетителей встречал символический камень, предлагавший три направления: в лес, под землю и в воду
- Драма украинской писательницы, поэтессы Леси Украинки «Лесная ...»
- Драма украинской писательницы, поэтессы Леси Украинки «Осенняя ...»
- Небылица для детей
- … ложь, да в ней намёк
- Роман английского писателя Ч. Диккенса … двух городов
- Опус от Шарля Перро
- Фильм Надежды Кошеверовой «Старая, старая …»
- Тысяча и одна ночь (жанр)
- Фильм Ричарда Доннера Новая рождественская …
- Докучная …
- «Песня красна ладом, а … складом» (посл.)
- «… о потерянном времени» (фильм)
- Фильм Александра Митты … странствий
- Рассказ русского писателя Ф.Ф.Кнорре «Рыцарская …»
- Даже … спать ложится, чтобы ночью нам приснится
- Повесть братьев Стругацких «… о Тройке»
- Памфлет Джонатана Свифта «… о бочке»
- «История», рассказанная Шахерезадой
- «Огниво» или «Колобок»
- Фильм Сергея Параджанова «Молдавская …»
- «… о царе Салтане»
- Русская народная …
- Фильм Кеннета Брана «Зимняя …»
- Картина Николая Богданова-Бельского «Новая …»
- Сборник стихов армянского поэта Ваана Терьяна «Золотая …»
- Повесть Николая Рыленкова «… моего детства»
- Пьеса Евгения Шварца «… о потерянном времени»
- Новелла Дени Дидро «Это не …»
- Опера эстонского композитора Эугена Каппа «Зимняя …»
- Балет белорусского композитора А.Е.Туренкова «Лесная …»
- Пьеса Евгения Шварца «... о храбром солдате»
- Памфлет Джонатана Свифта «... о бочке»
- Ложь, намёк и урок добрым молодцам одновременно
- Повесть Николая Рыленкова «... моего детства»
- Что рассказывают детям на ночь?
- То, что говорит учёный кот, когда идёт налево
- Докучная ...
- Фильм Александра Птушко «... о потерянном времени»
- Рассказ русского писателя Фёдора Кнорре «Рыцарская ...»
- «Биография Дюймовочки»
- Симфоническое произведение Владимира Щербачёва
- Фильм Ричарда Доннера «Новая рождественская ...»
- Народное творчество, которое учит, как дурака превратить в царевича
- Фильм Александра Митты «... странствий»
- Роман английского писателя Чарльза Диккенса «... двух городов»
- Пьеса Евгения Шварца «... о потерянном времени»
- Увертюра польского композитора Станислава Монюшко
- Ненаучная фантастика
- История от Шехерезады
- Рассказ Владимира Набокова
- Повествовательное произведение о вымышленных лицах и события
- Балет белорусского композитора Алексея Туренкова «Лесная ...»
- Фильм Кеннета Брана «Зимняя ...»
- Жанр фольклора
- Опера эстонского композитора Эугена Каппа «Зимняя ...»
- Фантастическое произведение для самых маленьких
- Она, конечно, ложь, но в ней намёк
- «Песня красна ладом, а ... складом» (посл.)
- Фильм Сергея Параджанова «Молдавская ...»
- Новелла Дени Дидро «Это не ...»
- Мы рождены, чтобы её сделать былью!
- В Древней Руси так называли достоверный рассказ, причем чаще всего письменный, а то, что этим словом называем мы, называлось «баснь»
- Пьеса российского поэта Михаила Светлова
- Ложь с намёком, добрым молодцам урок
- Добру молодцу урок
- Повесть братьев Стругацких «... о Тройке»
- История про Кащея
- Повествование про белого бычка
- Фильм Надежды Кошеверовой «Старая, старая ...»
- Один из основных жанров фольклора, эпическое произведение
- Литературный жанр
- Основной жанр фольклора
- Пьеса М. Светлова
- В Русском госуд. XVII—XIX вв. — документ делопроизводства в государственных учреждениях, содержавший записи устных показаний несудебного характера: отчеты должностных лиц, сообщения купцов о торгах
- Возможность невозможного
- История про Золушку
- Ложь, но в ней намек
- Народная фантастика
- Основной фольклорный жанр
- Повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил
- Список лиц, подлежащих обложению подушной податью
- Памфлет Джонатана Свифта "... о бочке"
- Повесть братьев Стругацких "... о Тройке"
- В Древней Руси так называли достоверный рассказ, причем чаще всего письменный, а то, что этим словом называем мы, называлось "баснь"
- Фильм Александра Митты "... странствий"
- Балет белорусского композитора А. Е. Туренкова "Лесная ..."
- Рассказ русского писателя Ф. Ф. Кнорре "Рыцарская ..."
- "песня красна ладом, а ... складом" (посл.)
- Роман английского писателя Ч. Диккенса "... двух городов"
- Пьеса российского поэта М. Светлова
- Рассказ Вл. Набокова
- Рассказанная на ночь
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
сказки, ж.
-
Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях. Русские народные сказки. Арабские сказки. Сказки о животных. Фантастические сказки. Стану сказывать я сказки. Лермонтов. Не за былью и сказка гоняется. Пословица. Сказка - складка, песня - быль. Пословица.
Литературное произведение того же характера. Сказка о рыбаке и рыбке Пушкина. Сказки Андерсена.
перен. Нечто фантастическое, заманчивое. Не жизнь, а сказка.
Неправда, ложь, вымысел, то, чему никто не верит (разг.). - Что
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-и, ж.
Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. Русские народные сказки. Сказки Пушкина.
Выдумка, ложь (разг.). Бабьи сказки (пустые слухи, сплетни; пре-небр.).
-
сказка. То же, что чудо (в 3 знач.) (разг.). Костюм получился - с.! * Ни всказке сказать, ни пером описать - в народной словесности: о ком-чем-н. очень хорошем, красивом.
уменьш. сказочка, -и, ж. (к 1 знач.).
прил. сказочный, -ая, -ое (к 1 знач.). С. жанр. Сказочные герои.
-и, ж. Список лиц, подлежащих обложению подушной податью. Ревизские сказки (составлявшиеся при ревизии).
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
-
ж.
Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и событиях.
Литературное произведение такого характера.
перен. Что-л. фантастическое, заманчивое.
разг. Неправда, вымысел, небылица, ложь; то, чему никто не поверит.
ж. устар. Список лиц, подлежавших обложению подушной податью, составлявшийся при ревизии; ревизская сказка.
ж. устар. Официальное показание, сообщение, донесение.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Лучшие сборники сказок (арабских - "Тысяча и одна ночь", индийских - "Панчатантра", немецких - братьев В. и Я. Гримм, русских - А. Н. Афанасьева), наряду с классическими литературными сказками Ш. Перро, Х. К. Андерсена, В. Хауфа, А. С. Пушкина, вошли в сокровищницу мировой культуры.
Большая Советская Энциклопедия
один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. С. называют различные виды устной прозы, отсюда разнобой в определении её жанровых особенностей. От др. видов художественной эпики С. отличается тем, что сказочник подаёт её, а слушатели воспринимают прежде всего как поэтический вымысел, игру фантазии. Это, однако, не лишает С. связи с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов. Во многих С. нашли отражение первобытные общественные отношения и представления, тотемизм, анимизм и др. Для С., сложившихся при феодализме, характерны такие образы, как царь, царевич, рыцарь, король. В эпоху капитализма увеличивается интерес сказочников к теме денег, торговли; в С. изображается контраст богатства и бедности, всё сильнее звучат мотивы классового антагонизма. В настоящее время одни С. продолжают свою жизнь в книге, другие уходят из народного быта либо становятся достоянием детей, третьи продолжают интересовать взрослых слушателей. В С. народов мира много общего, что объясняется сходными культурно-историческими условиями их жизни. Вместе с тем С. обладают национальными особенностями, отражают уклад жизни того или иного народа, его труд и быт, природные условия. Сказочники привносят в исполняемые ими С. свои индивидуальные черты, поэтому большинство С. известно во многих вариантах.
Можно выделить наиболее характерные группы С., каждая из которых имеет особую морфологическую структуру. С. о животных занимают видное место в фольклоре народов Севера СССР, Северной Америки и особенно Африки. Часть их возникла, очевидно, в доклассовом обществе и была связана с тотемизмом. С течением времени они теряли свой мифологический и магический характер, приближаясь к нравоучительной басне. Некоторые из волшебных С. также первоначально были связаны с мифами и имели магическое значение. Мировое распространение получили волшебные С. о змееборстве, о мачехе и падчерице, о добывании чудесных предметов и др. Волшебные С. всех народов отличаются богатой словесной орнаментикой, им свойственны затейливые присказки и концовки, повторы и т. д. Авантюрные С. излагают необыкновенные приключения героя, трактуя их обычно без волшебной фантастики. Герои этих С. проявляют гибкий ум, находчивость, ловкость. К ним примыкают и С. об исторических деятелях. Бытовые С. часто отличаются острой социальной направленностью. Героем их обычно выступает бедный крестьянин, работник или солдат в хорошо знакомой сказочнику обстановке. Известны также сказки-небылицы, т. н. докучные С. и др.
Народным сказкам посвящена большая исследовательская литература. Представители мифологической теории в фольклористике изучали С. как «осколок древнего мифа». Компаративисты (см. Компаративизм ) интересовались главным образом совпадением сюжетных схем или отдельных мотивов в С. разных народов и пытались установить пути распространения С. Сторонники антропологической школы создали теорию о единой бытовой и психологической основе самозарождения сказочных сюжетов. Советская фольклористика, изучая С., опирается на теорию марксизма-ленинизма, на работы революционных демократов, М. Горького о народном творчестве. Советскими учёными многое сделано в изучении взаимоотношения индивидуального и коллективного начала в С. Лучшие сборники С. разных народов вошли в сокровищницу мировой литературы. Таковы сборники восточных С. «Тысяча и одна ночь», индийской «Панчатантра», немецких С. братьев В. и Я. Гримм, сборник русских С., составленный А. Н. Афанасьевым. В сов. время опубликованы многочисленные сборники С. народов СССР. С. постоянно привлекают внимание писателей, широко использующих сказочные образы, темы и сюжеты, создающих литературные С. Таковы сказки А. С. Пушкина, Х. К. Андерсена, В. Хауфа, Ш. Перро, в сов. литературе ≈ А. Н. Толстого, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, пьесы-сказки Е. Л. Шварца и др. Примером сатирического использования возможностей С. являются сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. К образам и сюжетам С. обращаются художники и композиторы.
Справочники: Андреев Н. П., Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне, Л.,1929; Motif-index of folkliterature by Stith Thompson, v. 1≈6, Bloomington (Ind.), [1955≈58]; Boltc J. und Polivka G., Anmerkungcn zu den Kinder-und Hausmärchcn der Brüder Grimm, Bd 1≈5, Lpz., 1913≈32; The types of the folktale. A classification and bibliography. Antti Aarnc"s Verzeichnis der Märchentypen, translated and enlarged by Stith Thompson, 2 ed. rev., Hels., 1961.
Лит.: Азадовский М. К., Русская сказка. Избр. мастера, т. 1≈2, М. ≈ Л., [1932]; Веселовский А. Н., Собр. соч., т. 16, М. ≈ Л., 1938; Мелетинский Е. М., Герой волшебной сказки. Происхождение образа, М., 1958; Померанцева Э. В., Судьбы русской сказки, М., 1965; Пропп В. Я., Морфология сказки, 2 изд., М., 1969; его же. Исторические корни волшебной сказки, Л., 1946; Новиков Н. В., Образы восточнославянской волшебной сказки, Л., 1974; Lüthi Max, Märchen, 2 Aufl., Stuttg., 1964; Thompson S., The folktale, N. Y., 1946.
Э. В. Померанцева.
Википедия
Алтайский государственный театр кукол «Сказка» — театр в Барнауле и Алтайском крае .
Хакасский национальный театр кукол «Сказка» — кукольный театр в столице Хакасии — городе Абакане .
«Сказка» — фестиваль детского кино, проводимый ежегодно в России с 1999 года.
Ска́зка:
- Сказка — жанр фольклора и литературы.
- « Сказка » — театр кукол в Абакане, основанный в 1979 году.
- « Сказка » — театр кукол в Барнауле, основанный в 1938 году.
- « Сказка » — российский фестиваль детского кино, проводящийся с 1999 года.
Ска́зка — один из жанров фольклора , либо литературы . Эпическое , преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом.
- Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора (сказочная проза ), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (не сказочная проза) (см. миф , былина , историческая песня , духовные стихи , легенда , демонологические рассказы, сказ , предание , былина ).
- Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народно поэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература ) на основе не фольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.
Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века . От слова «каза́ть». Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII — XIX века . Ранее использовалось слово «баснь». Слово «сказка» предполагает, что о нём узнают, «что это такое» и узнают, «для чего» она, сказка, нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам.
Примеры употребления слова сказка в литературе.
Жаль, что он стихов, паршивец, не писал, а то бы и я потешала душу стройностью рифм и сказкой сладких слов.
В качестве исходного материала взяты 120 французских сказок, относящихся к различным типам по классификации Аарне и Томпсона.
Если типы и есть, то они существуют не в той плоскости, как это намечается Аарне, а в плоскости структурных особенностей сходных сказок, но об этом после.
Для известной группы сказок Аарне даже делает отступление от своих принципов и вдруг совершенно неожиданно и несколько непоследовательно вместо деления на сюжеты переходит на деление по мотивам.
Классы набирались из юношей и девушек, обученных в паланезийской традиции: хорошие манеры, агрикультура, искусства и ремесла, да еще заимствованная из фольклора медицина, психология и биология по бабушкиным сказкам и вера в магию.
Ваш камень алатырь во всех сказках бел и горюч, а где-нибудь эти свойства используются?
Много-много лет назад маленький шкет Дима Курочкин более всего на свете любил сказки про аленький цветочек, царевну-лягушку и гадкого утенка.
Она подсказывает нам ответ на ту загадку, над которой в течение многих лет бьются критики различных направлений: Доджсон с его приверженностью к порядку, религиозностью, законопослушанием - и подчеркнуто внерелигиозный, внеморальный, алогический характер его сказок.
Гора, вдруг превратившаяся во всадницу, молодую смеющуюся алтайку, и снова возвратившаяся в сказку, которую рассказывает само пространство заблудившемуся в горах, но не растерявшемуся спутнику.
А в самом деле радужные волки Роберта Холланда разбудили в Андрейченко детский ужас от бабушкиных сказок про оборотней.
В бархате синем с лиловыми тенями И с изумрудами стрельчатой зелени, Ах, расскажите мне летние сказки Анютины глазки, анютины глазки.
Это ласковое прозвище, которым Магда называла Арбатова, как он и говорил Молли Шройер, было взято из народной сказки четырнадцатого века.
Эту же мысль высказывает фон-дер-Лейен в своей книге о сказке, и она же повторена в издании афанасьевских сказок под редакцией Азадовского, Андреева и Соколова.
И вновь я Баксаном любуюсь как сказкой, Прекрасной, прошедшей и неповторимой, Веселой и щедрой, совсем по-кавказски, И чуточку грустной, как повести Грина.
В русской сказке Бальмонт не Иван-Царевич, а заморский гость, рассыпающий перед царской дочерью все дары жары и морей.
Источник: библиотека Максима Мошкова