Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

дидактическая литература

произведения разных жанров (притчи, поэмы, повести), предназначенные поучать, наставлять. Ее корни - в фольклоре. Пример - "народные рассказы" Л. Н. Толстого.

Большая Советская Энциклопедия

Дидактическая литература

художественно оформленная поучительная литература. Д. л. излагает в форме словесно-художественных жанров философские, религиозные, моральные и научные знания и идеи. В эпохи идеологической нерасчленённости науки и искусства (см. Синкретизм ), например в первобытном искусстве, Д. л. являла собой живые и наивно-целостные формы созерцания и могла быть исполнена поэтичности. Но по мере вычленения специальных форм научного и философского изложения, и особенно в новое время, художественная форма в Д. л. становится, по словам Г. Гегеля, лишь «прикрасой», придающей «радостный характер серьёзному и сухому поучению».

Печать синкретизма сохраняют образцы собственно Д. л.: в античности ≈ морально-земледельческий эпос «Труды и дни» Гесиода, философская поэма Лукреция «О природе вещей», послание Горация «Наука поэзии»; в Древнем Китае ≈ философская поэма Лао-цзы «Дао дэ цзин», в Иране ≈ трактаты Зороастра, на Руси ≈ «Поучение Владимира Мономаха». Наряду с чисто Д. л. в древности и средние века создавались многочисленные произведения и даже специальные жанры, проникнутые в той или иной мере дидактикой религиозного, нравственного и философского характера (например, диатриба, притча , аполог, гномы, моралите , миракль ; индийский сборник басен, сказок, притч «Панчатантра» ; «Спор с богом» персидского поэта Насира Хосрова, и др.). В новое время к дидактической поэзии прибегали Н. Буало («Поэтическое искусство»), А. Поп («Опыт о человеке»), И. В. Гёте («Метаморфоза растений»), М. В. Ломоносов («Письмо о пользе стекла»). С 19 в. понятие «дидактическое» применительно к искусству стало истолковываться в отрицательном смысле (рассудочное, тенденциозно-назидательное искусство).

Д. П. Муравьёв.

Википедия

Дидактическая литература

Дидактическая литература — условное обозначение разнообразных литературных жанров , вводящих нелитературный материал в обычные формы художественно-словесного творчества.

Традиционное определение дидактической литературы как «формы художественного творчества, имеющей целью поучать, показать полезность какого-либо предмета или популяризировать отрасль какой-либо науки», несколько сужает границы понятия, выводя за пределы его, с одной стороны, формы так называемой описательной, или дескриптивной поэзии , с другой — формы тенденциозной и агитационной литературы , в действительности тесно связанные и часто сливающиеся с формами собственно дидактической литературы.

Включение дидактической литературы в область художественно-словесного творчества предполагает наличие в ней эстетического оформления, воспринимаемого, как таковое, и производителем и потребителем дидактической литературы. Поэтому ни дидактический материал, поданный без эстетического оформления , ни литературные формы, преследующие другие (например, мнемотехнические ) цели (рифмованные правила грамматики , катехизисы и т. п.) не входят в понятие дидактической литературы.

Формы дидактической литературы особенно продуктивно представлены, с одной стороны, в специфических культурах Востока, античного мира и европейского средневековья ; именно на почве этих культур создаются канонические формы дидактическая литература — дидактический эпос , фабульный и бесфабульный, малые фабульные жанры ( притча , басня , аполог ), дидактическая лирика — различные формы изречения . Возможность эстетического оформления такого своеобразного материала, как агрономия («Труды и дни» Гесиода , «Георгики» Вергилия ), космогония (« De rerum natura » Лукреция ), философия ( Парменид и др.), астрономия ( Арат ), поэтика («Ars poetica» Горация ) свидетельствуют о недостаточной дифференцированности различных форм идеологии, следовательно отображают сравнительно малую дифференциацию производственных отношений и процессов: синкретизм науки и искусства — характерный признак этих культур.

С другой стороны, преобладание дидактических форм наблюдается в словесно-художественной продукции некоторых группировок, которые можно признать на первый взгляд чисто идеологическими, — религиозных сект , литературных школ . Исключительно дидактический характер носит литература раннего буддизма и христианства , лирика суфиев и вообще мистиков Востока и Запада, пуритан и пиетистов ; явно преобладает дидактическая литература в эпоху реформации и контрреформации.

Анализ исторической обстановки, связанной с периодом расцвета дидактической литературы, её характера (преобладание практической морали ), особого значения в ней форм сатиры и риторики , сближающих её с агитационной и тенденциозной литературой (например, сатирическая Narrenliteratur Реформации), риторический характер литературной продукции раннего христианства , мрачный пафос пуританской дидактики ( Бэньян , Мильтон ), чувственность и сентиментальность пиетистов — все это раскрывает связь роста дидактической продукции с борьбой за определенные идеологии и лежащие в их основе реальные интересы.

Именно в эпохи обострения борьбы за эти интересы и выступает дидактическая литература как прямое орудие пропаганды , защиты и нападения. Поэтому-то вполне реальные причины — борьба за классовую аристократическую культуру, кодификация и охрана её, с одной стороны, нападение на старые устои, в частности на церковное мировоззрение, с другой, — лежат в основе и, казалось бы, чисто подражательного явления — расцвета дидактической литературы в эпохи классицизма и просвещения XVII — XVIII веков ( Буало , Делиль , Поп , Дидро , Руссо , Сен-Ламбер , Ломоносов , Херасков , Сумароков и др.).

Поэтому и расцвет в известные эпохи дидактической литературы, типологически совершенно тождественной с описанными выше формами, невозможно связать с выступлениями литературных или религиозных группировок, тогда как совершенно четко выступают лежащие в его основе явления классовой борьбы: таков, например, подъем дидактической продукции в XIV — XV веках , отражающей энергичное наступление городского сословия на старую феодальную культуру. Разумеется, явления второго типа можно наблюдать и в мало дифференцированных культурах; и такие явления, как расцвет дидактической литературе в греческой литературе VII — VI веков , в римской литературе I века , современными исследователями ставятся в связь с крупными экономическими и социально-политическими сдвигами в соответствующие эпохи.

Специфическая установка дидактической литературы — «miscere utile dulci» — ставит её перед разрешением ряда своеобразных стилистических задач, определяющих её оформление. Это, прежде всего, колебание между большими формами, допускающими всестороннее обсуждение предмета, и малыми формами, допускающими мнемотехническое заострение темы. Это, далее, поиск фабульной формы: отсюда — тяготение дидактической литературы к аллегорическому выражению , позволяющему подавать динамически в сущности статический материал.

В области внешнего оформления — Vortrag — можно отметить в дидактической литературе преобладание торжественной периодической речи, обильно усыпанной философскими и научными терминами и соответствующей важности трактуемого предмета. Однако формы фабульных дидактических жанров ( басня , моралите и т. п.) допускают и введение сниженных житейски-речевых форм выражения.

Категория:Литературные жанры