Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

миракль в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

миракль

миракля, м. (от латин. miraculum - чудо) (истор. театр.). Средневековое драматическое представление религиозного характера, изображающее какое-н. чудо.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

миракль

м.

  1. Средневековое драматическое представление религиозно-назидательного характера, изображавшее чудо, совершенное каким-л. святым или Богоматерью.

  2. Средневековое литературное произведение религиозного содержания, обычно стихотворное.

Большая Советская Энциклопедия

Миракль

(франц. miracle, от лат. miraculum ≈ чудо), жанр средневековой религиозно-назидательной стихотворной драмы, сюжет которой основан на «чуде», совершаемом каким-либо святым или девой Марией. М. начал развиваться в 13 в. во Франции, получив распространение во всех странах Западной Европы в 14 в. В М. изображалось вмешательство «небесных сил» в судьбу человека, приводящее к торжеству добродетели и наказанию порока. Во Франции наиболее известные М. ≈ «Игра о святом Николае» (1200) Жана Боделя и «Миракль о Теофиле» (около 1261) Рютбёфа. В Англии термин «М.» употреблялся также для обозначения мистерии . В Испании М. были близки средневековому ауто ; особенно большое распространение получили здесь в 15≈17 вв. Возрождение средневекового М. в конце 19 ≈ начале 20 вв. было связано с увлечением религиозной тематикой в символистском театре и драматургии.

Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; Cohen G., Le théâtre réligieux, в его кн.; Le théâtre en France au Moyen-âge, [Nouv. éd.], pt. 1, P., 1948.

Википедия

Миракль

Мира́кль (, от — чудо) — средневековые мистерии , сюжетом которых было чудо или житие святого, или чудо Богородицы.

Миракли произошли из гимнов в честь святых и из чтения их житий в церкви. Латинские миракли большей частью сочинялись и разыгрывались студентами и молодыми клириками накануне праздника святому. Есть ряд таких мираклей, где главным действующим лицом является Святой Николай Чудотворец, и четыре из них приписываются Гиларию, ученику Абеляра (XII век); в некоторых встречаются припевы по-французски.

От начала XIII века есть французский стихотворный миракль — «Игра о святом Николае», автор которого, Жан Бодель из Арраса , в основу своей драмы положил известную легенду о том, как «варвар» доверил своё сокровище Святому Николаю, и когда это сокровище было похищено ворами, святой заставил их угрозами возвратить похищенное. Бодель предпослал своей пьесе пролог, где сказано, что она даётся накануне Николина дня. Саму легенду значительно распространил и видоизменил: в его игре изображается битва крестоносцев с мусульманами и победа последних. Неизвестный «варвар» обратился в сарацинского короля, который после возвращения сокровища принимает христианство вместе с своим войском. Наиболее творчески автор проявил себя в изображении воров, которые бранятся и кутят, как аррасские жулики. На этом древнейшем примере видно, что миракли давали бо́льшую свободу творчеству и изображению реальной действительности, нежели другие роды средневековой драмы, и именно из них при благоприятных условиях могла бы развиться новая художественная драма.

В Англию миракли перешли вместе с нормандским завоеванием. Известно документально (от Матвея Парижского ), что в начале XII в. в Донстепле, в Бедфордшире, давался миракль о Святой Екатерине, написанный учёным нормандцем Гофреем , который позднее стал аббатом в монастыре Св. Альбана. В конце XII в. Фиц-Стефен, биограф Фомы Бекета , говорит о представлении мираклей, из которых он, по-видимому, выделяет драматическое изображение целых житий мучеников. Именно в Англии, где средневековая драма раньше всего сблизилась с жизнью, миракли были в таком ходу, что Miracle-Plays сделалось общим названием для духовной драмы. Жалобы Вильяма Вадингтона (Wilham de Wadington), в его «Руководстве о грехах», на то, что в этих представлениях больше скандала, чем поучения, указывают на силу реального элемента в миракле конца XIII в., даже разыгрываемых клириками .

Во Франции в XIII в. по городам основываются братства под названием puys (puy — от podium), устраивающие поэтические состязания для прославления Богородицы и святых. В XIV в. братства сочиняют и разыгрывают миракли о Богоматери. Древнейший из них — «Миракль о Теофиле» Рютбёфа . Кроме того до нас дошел сборник из 42 текстов, относящихся ко второй половине XIV века. Некоторые из них явно почерпнуты из повестей Готье де Куэнси .

Из мираклей, принадлежащих по сюжетам к другим циклам, наиболее известны «Варлаам, Иосафат и король Авенир», обработанный по « Золотой Легенде » (21 действующее лицо, около 1700 стихов), и « Роберт Дьявол » (47 действующих лиц, около 2000 стихов), сюжет которого взят из весьма распространённого романа XIII в.