Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

песня в словаре кроссвордиста

песня

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

песня

песни, р. мн. песен и (простореч., обл.) песней, ж.

  1. Словесно-музыкальное произведение, исполняемое одним лицом или хором и первоначально связанное с обрядовым действом. Хоровая песня. Плясовые песни. Из песни слова не выкинешь. Пословица. спой мне песню, как синица тихо за морем жила, спой мне песню, как девица за водой поутру шла. Пушкин.

    Такое произведение в звучании, в момент исполнения; звуки песни. Издали слышится песня. Песня русская, живая разносится по глади вод. Языков.

  2. перен. Поэтическое произведение, преимущ. лирическое; поэзия (поэт.). Имел он (Овидий) песен дивный дар и голос, шуму вод подобный. Пушкин. Ах! песнею моей прощальной та песня первая была. Некрасов.

  3. Название нек-рых небольших музыкальных произведений (муз.). "Песни без слов" Мендельсона.

    Название небольшого стихотворения, служащего текстом для пения или написанного в стиле текста для пения (лит.). Песни Дельвига, Кольцова. "Книга песен" Гейне.

  4. То же, что песнь во 2 знач. (лит.) Тогда-то я начну писать поэму песен в двадцать пять. Пушкин. Старая песня или стара песня (разг. неодобрит.) - о неубедительном повторении чего-н. старого, уже всем известного, о давно надоевшей теме. Тянуть (или петь) одну и ту же (или всё ту же) песню (разг. фам.). - нудно, надоедливо твердить одно и то же. Долгая песня - перен. см. долгий. Лебединая песня - см. лебединый. Песня спета чья (разг.). - песенка спета (см. песенка). Глубоко верит, что песня его далеко не спета. Салтыков-Щедрин.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

песня

-и,род.мн. песен, ж.

  1. Стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом, голосами. Русские народные песни. Хоровые, плясовые песни. Песни военных лет. Авторы популярных песен. П. без слов (напев, напоминающий песню).

  2. Звуки птичьего пения. Соловьиная п. Песни жаворонка. * Стара песня или старая (знакомая) песня (разг.) - о повторении чего-н. старого, давно известного, о надоевшей, избитой теме. Долгая песня (разг_) - о длинном, скучном деле, разговоре. Лебединая песня - последнее проявление таланта. Песня (песенка) спета чья (разг.) - чья-н. жизнь, успехи, деятельность кончаются, кончились.

    уменьш. песенка, -и, ж.

    прил. песенный, -ая, -ое (к 1 знач.). Песенная музыка.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

песня

ж.

    1. Словесно-музыкальное произведение, исполняемое одним лицом или хором.

    2. Такое произведение в звучании, в момент исполнения.

  1. перен. Поэтическое произведение (обычно лирического характера).

    1. Название некоторых небольших музыкальных произведений.

    2. Название небольшого стихотворения, служащего текстом для пения или написанного в стиле текста для пения.

  2. То же, что: песнь (2).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

песня

род словесно-музыкального искусства; жанр вокальной музыки (народной и профессиональной). Музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация песен: по содержанию лирические, патриотические, сатирические и т.п.; по социальной функции обрядовые, бытовые, военно-строевые и т.п.; по исполнительному составу сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него. В русской и французской музыке 19 в. авторскую песню обычно называли романсом. В кон. 19 - нач. 20 вв. произошло разделение песни на профессиональноакадемическую и т.н. популярную (в т.ч. эстрадную и массовую). Песней иногда называют инструментальное произведение певучего характера.

Большая Советская Энциклопедия

Песня

наиболее распространённый род вокальной музыки. П. подразделяются на народные (см. Народное творчество ), профессиональные; они различаются также по жанрам, складу, формам исполнения и др. признакам (П. революционная и бытовая, лирическая и гимническая, одноголосная и многоголосная, сольная и хоровая, с сопровождением и без него, П. для профессиональных певцов и для массового исполнения). В некоторых языках термин «П.» (немецкое Lied, французское шансон , английское song) применяется и к романсу . П. свойствен особый тип связи музыки и слова. Мелодия П. является обобщённым, итоговым выражением образного содержания текста в целом; в отличие от романса, она не связана с отдельными поэтическими образами или речевыми интонациями текста. При этом мелодия и текст подобны по структуре: они состоят из равных (а в музыке и одинаковых) построений ≈ строф или куплетов (часто с рефреном ≈ припевом ). Внутреннее музыкальное членение также соответствует членению поэтической строфы. Благодаря этому мелодия песни может исполняться и с др. словами ≈ при условии сохранения строфического строения и размера первоначального текста.

Народная П. существует у всех народов мира. Её происхождение тесно связано с трудовыми процессами. В глубокой древности возникли обрядовые П.: календарные (новогодние, весенние, купальские, жнивные и др.) и семейно-бытовые (родильные, свадебные, похоронные). Необрядовая лирическая П. получила широкое развитие. Для большинства жанров народной П. характерно строфическое строение. Повествовательная П. заключают в себе многообразные сюжетные ситуации, повествование зачастую объединяется с монологом и диалогом; наиболее распространённая форма ≈ П.-монологи. Внутренний мир героя, эмоционально-психологическое содержание П. часто иносказательно раскрывается посредством различных видов параллелизма и символики. Народная П. оказала влияние на формирование литературной П. Как жанр профессионального искусства П. в настоящее время существует одновременно с народной.

Многовековую историю имеет профессиональная П. Творчество античных поэтов-лириков, создававших и стихи, и мелодии, творчество трубадуров и труверов , миннезингеров и мейстерзингеров , светская хоровая полифоническая П. (шансон), различные формы бытовой сольной и ансамблевой П., гуситские песни , гимны гугенотов (см. Гимн ), протестантские хоралы ≈ таковы важнейшие этапы развития профессиональной П. в европейских странах.

Во 2-й половине 18 в. складывается камерная П.-романс с сопровождением струнного клавишного инструмента. В годы Великой французской революции большого развития достигла массовая революционная песня, служившая пропаганде новых идей, призывавшая к борьбе с врагами революции. Возникшие в эту пору песни «Марсельеза» и «Са ира» («Çа ira») сохранили значение и в последующее время в качестве художественных символов освободительной борьбы народа. В 19 в. песенные жанры занимают видное место, разветвляясь на романс и собственно П., грань между которыми не всегда легко установить. В тесной связи с ростом рабочего класса и активизацией его борьбы за своё освобождение развивается рабочая революционная П., исполнявшаяся на демонстрациях, митингах, в условиях подполья, каторги и ссылки. В числе наиболее известных революционных песен и гимнов, получивших распространение во всех странах мира, ≈ французские «Интернационалы» , польская «Варшавянка», итальянский «Гимн Гарибальди», испанский «Гимн Риего». Важную организующую и воспитательную функцию рабочая революционная П. неизменно выполняла в России; большой известностью пользовались такие П., как «Смело, товарищи, в ногу», «Беснуйтесь, тираны», «Отречёмся от старого мира» («Рабочая марсельеза»). Особый подъём русской революционной П. начался с 20 в., в предреволюционные годы и во время Великой Октябрьской социалистической революции. Наряду с народной П. революционная П. послужила одним из истоков советской массовой П. (термин «массовая П.» возник в послереволюционные годы). Массовая П. чутко отражала важнейшие черты духовной жизни трудящихся на различных этапах истории страны. Она стала одним из ведущих жанров советского музыкального творчества, особенно в 30-е гг. и в период Великой Отечественной войны 1941≈45, привлекла к себе внимание многих советских поэтов (М. Исаковский, В. Лебедев-Кумач, М. Светлов, А. Сурков, А. Фатьянов и др.), оказала большое влияние и на др. жанры ≈ романс, оперу, кантату, киномузыку. Широкую известность приобрели «Песня о Родине» и «Каховка» Дунаевского, «Орлёнок» Белого, «Катюша» Блантера, «Священная война» А. В. Александрова, «Гимн демократической молодёжи мира» Новикова, «Подмосковные вечера» Соловьева-Седого, «Песня о тревожной молодости» Пахмутовой, «Бухенвальдский набат» Мурадели, «Пусть всегда будет солнце» Островского и др. Многие массовые П. получили распространение и за рубежом.

С 20-х гг. подъём песенного жанра наблюдается и в др. европейских странах; он был вызван развитием общественного и революционного движения после Октябрьской революции 1917 (песни Х. Эйслера в Германии, Э. Шульгофа в Чехословакии и др.).

Большого развития в 20 в. достигла эстрадная П., которая зачастую связана с джазом .

С конца 40-х гг. в ряде стран возрождаются традиции «шансонье» ≈ певцов, которые сами создают мелодии, а зачастую и слова своих песен (Ж. Брассенс, Ш. Азнавур во Франции, Б. Окуджава в СССР и др.). Современная зарубежная песня ≈ эстрадная и массовая ≈ очень неоднородна в идейном и художественном отношении. Испытывая отрицательное влияние «массовой культуры» («поп-музыки» и др.), она в то же время в лучших своих образцах отражает прогрессивные общественные устремления, например движение молодёжи за мир и социальный прогресс, выдвинувшее ряд популярных исполнителей П. (Пит Сигер, Джоан Баэз в США и др.). Общественная, организующая роль П. особенно ярко выступает на фестивалях демократической молодёжи.

Тексты: Чулков М. Д., Собрание разных песен, ч. 1≈4, СПБ, 1770≈74; Песни, собранные П. В. Киреевским, в. 1≈10, М., 1860≈74; то же, новая серия, в. 1, М., 1911, в. 2, ч. 1≈2, М., 1917≈29; Соболевский А. И., Великорусские народные песни, т. 1≈7, СПБ, 1895≈1902; Песни русских рабочих, М.≈ Л., 1962; Русский героический эпос (былины), М., 1970; Поэзия крестьянских праздников, [сб. песен], Л., 1970.

Лит.: Аничков Е. В., Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян, ч. 1≈2, СПБ, 1903≈05; Лафарг П., Свадебные песни и обычаи, в его кн.: Очерки по истории культуры, 2 изд., М.≈ Л., 1928; Веселовский А. Н., Историческая поэтика, Л., 1940; Чернышевский Н. Г., Песни разных народов, Полн. собр. соч., т. 2, М., 1949; Белинский В. Г., [Статьи о народной поэзии], Полн. собр. соч., т. 5, М., 1954; Бочаров А. Г., Советская массовая песня, М., 1956; Корев Ю. С., Советская массовая песня, М., 1956; Попова Т. В., Русское народное музыкальное творчество, в. 3, М., 1957, гл. 4; Пропп Я., Русский героический эпос, М., 1958; Друскин М. С., Русская революционная песня, Л., 1959; Сохор А. Н., Русская советская песня, Л., 1959; Гердер И. Г., Избр. соч., М.≈ Л., 1959; Васина-Гроссман В. А., Вокальные формы, 2 изд., М., 1963; Кулаковский Л. В., Песня, её язык, структура, судьбы, М., 1962; Колпакова Н. П., Русская народная бытовая песня, М.≈ Л., 1962; Русская народная песня. Библиографический указатель. 1735-1945, М., 1962; Sydow A., Das Lied, Ursprung, Wesen und Wandel, Gött., [1962]; Лазутин С. Г., Русские народные песни, М., 1965; Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 3, М., 1971, с. 523-26.

В. А. Васина-Гроссман, И. К. Галкина.

Википедия

Песня (скульптура)

Пе́сня — одна из достопримечательностей Москвы , установленная в 1958 году на Цветном бульваре , пережив перед этим многочисленные выставки . Является ярким образцом социалистического реализма .

Песня

Песня или песнь — наиболее простая, но распространённая форма вокальной музыки , объединяющая поэтический текст с мелодией . Иногда сопровождается оркестикой (также мимикой ). Песня в широком значении включает в себя всё, что поётся, при условии одновременного сочетания слова и напева ; в узком значении — малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения. Песни отличаются по жанрам , складу, формам исполнения и другим признакам. Песня может исполняться как одним певцом , так и хором . Песни поют как с инструментальным сопровождением, так и без него ( a cappella ).

Мелодия песни является обобщённым, итоговым выражением образного содержания текста в целом. Мелодия и текст подобны по структуре: они состоят из равных построений — строф или куплетов (часто с рефреном — припевом ).

Песня (картина)

«Песня»картина азербайджанского художника Тогрула Нариманбекова , написанная в 1970 году . На картине изображены три музыканта в разноцветных костюмах, играющие на нагаре , гобое и тутеке . Перед ними — накрытый стол. На светло-жёлтом фоне нарисовано цветущее дерево. В правом же нижнем углу картины нарисован сидящий ягнёнок. Вскоре картина стала собственностью Министерства культуры СССР

.

Александр Каменский пишет, что в этой картине явственно преобладают медленно-плавные, с тихим журчанием перетекающие, созерцательные ритмы. Три фигуры музыкантов, как отмечает Каменский, в ритмическом соотношении составляют одно целое, причем смиренный, задумчивый наклон их тел повторен в мягких поворотах цветущей ветки на втором плане

.

Песня (значения)

Песня — многозначный термин.

  • Песня (или песнь) — наиболее простая, но распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с мелодией.
  • Песня — картина азербайджанского художника Тогрула Нариманбекова, написанная в 1970 году.
  • Песня — скульптура установленная в 1958 году на Цветном бульваре в Москве; является ярким образцом соцреализма.

Примеры употребления слова песня в литературе.

Могучие песни кораблей, что достигали самой окраины галактического острова, были обязаны своим существованием особым свойствам абиссальных кристаллов.

В программе: традиционная музыка Западной Европы и России - танцы, баллады, обрядовые песни, инструментальные наигрыши Зал Центрального Дома ученых В программе: Чайковский, Глинка, Динику, Сен-Санс, Григ, Алябьев, Лист Абонемент 85 Великий романтик фортепиано.

Песня была невероятно печальной, и огромные скандары выглядели так абсурдно, когда пели, покачиваясь, что Валентин и Карабелла сначала чуть не фыркнули, но уже при втором куплете Валентин почувствовал, что песня трогает его, потому что в ней были реальные эмоции, ведь скандары в самом деле встретились со смертью и горем, и, хотя они сейчас близко от родного дома, они провели большую часть жизни вдали от него.

Когда было много выпито и много съедено, огромные аварийщики грянули любимые песни отца, и он вел и вел их чистым своим голоском: он не медлил и не торопился более обычного, вел ровно и, лишь задержавшийся на высокой, недоступной взрослым ноте, ждал помощи вторых теноров и подхвата.

Было удивительно, но старые аварийщики не пели: они не пели, не помнили, словно бы песню в их памяти стерли и вытоптали, как стирают подошвами и вытаптывают траву у входа в дом.

Он пищу только чистую, и в нем Кровь чистая текла, а потому И сон его от лепета листвы И плеска ручейков, от песни птах Рассветной, меж ветвей, от опахала Аврорина,- развеивался вмиг.

С короткими перерывами для песен ансамбль танцует абхазские, грузинские, мингрельские и аджарские танцы.

Адреналиновые песни, цветы и роса, Еще мы вместе и можем творить чудеса, И солнце радугу плавит, льется свет через край, Адреналиновые песни.

Если ты потешишь нас сладкозвучными песнями, то можешь рассчитывать на хороший кусок жареной баранины с перцем и кувшин холодного айрана, - сказал Гамид.

Оказалось, что самая сложная гамма чувств и настроений, акварельная система поэтических образов, подлинная стихотворная строка -- все это может быть предметом песни.

Помню, в середине шестидесятых годов, открыв для себя акварельную живопись ее жизнерадостных песен, как бы продолжившую недолговечный сказочный мир Грина, я решил обязательно с ней познакомиться.

Ему предшествовали прогоны, так как петь бард должен был при поддержке сразу двух аккомпаниаторов -- искушенного Александра Костромина и молодого, но академически образованного в области авторской песни Льва Кузнецова.

Столы ломились от напитков и закусок, аккордеонист одну за другой играл мелодии любимых песен.

Остановился возле аккордеониста, медленно обвел глазами присутствующих и, будто докладывая о неисправности в работе блока, совсем обыденно, просто, выдавая сразу свою артистическую непрофессиональность, сказал: -- Песня про рушничок.

Он охотился за фазанами, целовал смуглых прислужниц, облизывал пальцы после пятнистой форели, в душистой долине Алазани слушал песни, любовался закатом и из турьего рога пил молодое и старое вино.

Источник: библиотека Максима Мошкова