чжоу в словаре кроссвордиста
Энциклопедический словарь, 1998 г.
название эпохи в истории Др. Китая и китайской династии 1027-256 (по другим данным, 249) до н. э. Эпоха Чжоу ознаменовалась подъемом китайской культуры (появление философских школ - конфуцианства, фацзя, даосизма и др.).
Большая Советская Энциклопедия
название китайской династии и эпохи в истории Древнего Китая [1027≈256 (по другим данным, 249) до н. э.]; делится на Зап. Ч. (1027≈771 до н. э.) и Вост. Ч. [770≈256 (по другим данным, 249) до н. э.]. Династия Ч. была основана У Ваном, вождём племени чжоусцев, который в 1027 разгромил раннее государство Инь и объединил все племена и территории Северного Китая. Для управления страной был использован метод выделения уделов, власть в которых предоставлялась родственникам, сподвижникам и союзникам вана (царя). Чжоуская аристократия, опиравшаяся на чжоусцев-дружинников, в ряде пожалованных ей уделов составляла чужеродный элемент, и поэтому её господство имело своим следствием не только социальный, но и племенной гнёт. Борьба уделов с центральной властью и борьба между уделами приводила постепенно к уничтожению или ослаблению некоторых из них и появлению новых царств ≈ независимых или полузависимых государств. С 8 в. до н. э., в период Чуньцю , власть чжоуских ванов ослабела, в 7≈6 вв. до н. э. в стране фактически господствовали поочерёдно правители наиболее могущественных царств ≈ «гегемонов». В период Чжаньго (5≈3 вв. до н. э.) выдвинулись семь сильнейших царств, боровшихся между собой за господство в стране. Династия Ч. утратила власть, распространяя её лишь на родовые владения Ч.; последние были завоёваны царством Цинь в 256≈249 до н. э.
В период Ч. с 6 в. до н. э. началось распространение железа, что привело к резкому подъёму производительных сил, улучшению обработки почвы. Эпоха Ч. ознаменовалась образованием ряда философских школ ( конфуцианства , даосизма , фацзя и др.), развитием литературы, изобразительного и музыкального искусства.
Лит.: История Китая с древнейших времён до наших дней, М., 1974; Васильев Л. С., Аграрные отношения и община в древнем Китае (XI≈VII вв. до н. э.), М., 1961; Фань Вэнь-лань, Древняя история Китая, [пер. с кит.], М., 1958.
Л. С. Васильев, Л. И. Думан.
Википедия
Династия Чжоу (; с 1045 до н. э. по 221 до н. э. ) — китайская династия и период в истории Китая. Династия Чжоу свергла династию Шан и прекратилась после победы династии Цинь .
Хотя династия длилась формально около 800 лет, этот период был неоднородным, и историки делят его на несколько периодов.
- Западная Чжоу ( 1045 до н. э. — 770 до н. э. ) — когда дом Чжоу владел территорией в бассейне Средней Хуанхэ.
- Восточная Чжоу (770 до н. э. — 256 до н. э. ) — когда дом Чжоу постепенно утрачивал гегемонию, а территория Китая была поделена между отдельными царствами.
При этом, говоря о Восточной Чжоу, имеют в виду скорее само царство Чжоу, превратившееся к тому времени в удельное царство и утратившее главенство, а периоды Чуньцю и Чжаньго рассматривают с точки зрения взаимоотношения всех государств и удельных княжеств на территории Китая.
клана Чжоу ""Чжоу (Zhōu) "" — китайская фамилия .
— круг, всесторонний. (кор. Чу 주 , вьет.: Чу — Chu, кант. — Jàu , Чоу)
Династия Чжоу (кит. 周朝, пиньинь Zhōu Cháo; с 1122 до н. э. по 249 до н. э.) — китайская династия и период в истории Китая. Династия Чжоу свергла династию Шан и прекратилась после победы династии Цинь.
Чжоу — короткоживущее государственное образование, существовавшее на территории Китая в 1678—1681 годах.
- Чжоу — короткоживущее государственное образование, существовавшее на территории Китая в 1678—1681 годах.
- Чжоу — китайская династия и период в истории Китая.
-
— китайская фамилия .
- Чжоу ли — один из ранних памятников китайской классической литературы, входящий в конфуцианское «Тринадцатикнижие».
Примеры употребления слова чжоу в литературе.
На вопрос Дун Чжо, зачем они явились сюда, Чжоу Би отвечал: -- До нас дошел слух, что вы решили перенести столицу в Чанань, и мы пришли к вам с советом.
Сунь Цэ был старше Чжоу Юя на два месяца, а потому Чжоу Юй служил ему, как старшему брату.
Глава сорок четвертая, в которой будет идти речь о том, как Чжугэ Лян с помощью хитрости побудил Чжоу Юя к действиям, и о том, как Сунь Цюань решил воевать с Цао Цао.
Глава сорок девятая, из которой читатель узнает о том, как на алтаре Семизвездия Чжугэ Лян приносил жертвы ветру, и о том, как Чжоу Юй сжег флот врага у Саньцзянкоу.
Глава пятьдесят первая, в которой пойдет речь о том, как Цао Жэнь сражался с войсками восточного У, и о том, как Чжугэ Лян в первый раз рассердил Чжоу Юя.
Глава пятьдесят пятая, в которой пойдет речь о том, как Лю Бэй вызвал чувство жалости у госпожи Сунь, и о том, как Чжугэ Лян во второй раз разгневал Чжоу Юя.
Глава пятьдесят шестая, из которой читатель узнает о том, как Цао Цао пировал в башне Бронзового воробья, и о том, как Чжугэ Лян в третий раз разгневал Чжоу Юя.
Глава девяносто шестая, в которой рассказывается о том, как Чжугэ Лян казнил Ма Шу, и о том, как Чжоу Фан, обрезав себе волосы, обманул Цао Сю.
В конце династии Чжоу семь княжеств вели друг с другом междоусобные войны, пока княжество Цинь не объединило их в одно царство.
Когда был назначен срок восстания и изготовлены желтые знамена, со спешным письмом в столицу к Фын Сюю помчался Тан Чжоу, другой ученик и последователь Чжан Цзяо.
Но Тан Чжоу оказался изменником и о готовящемся восстании донес властям.
Когда все разошлись, Дун Чжо спросил своих приближенных Чжоу Би и У Цюна: -- Как вы относитесь к тому, что Юань Шао удалился?
Юань Шао покинул пир разгневанный, -- сказал Чжоу Би, -- и если вы будете слишком притеснять его, это может вызвать волнения по всей Поднебесной.
Дун Чжо узнал шан-шу Чжоу Би и начальника стражи городских ворот У Цюна.
Внук Конфуция в двадцатом колене, сын начальника уезда Тайшань Кун Чжоу, он с детства прославился умом.
Источник: библиотека Максима Мошкова