Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

церковь в словаре кроссвордиста

церковь

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

церковь

м. церква, южн. зап. новг. место, здание для христианского богослужения, храм, Божий храм. У нас церковь отличается от молитвенного дома освященьем престола, заменяемого в походной, переносной церкви антиминсом. Церковь не в бревнах, а в ребрах. Пойдем в церковь! - "Вишь, грязно!" - Ну, в кабак! - "Уж разве как-нибудь под забором пробраться". Соборная церковь, собор, бесприходная и главная. Сельская церковка. Развалившаяся церквишка. Огромная церквища. Близко церковь, да далеко от Бога, говорится о попе; здесь винит. пад. вместо родит. близко церкви. Дома спасайся, а в церковь ходи. Не грози попу церковью: он от нее сыт живет! Что больше народу в церкви, то он (ханжа) выше руку заносит.

Общество одноверцев, единоверцев, одноисповедников, одной христианской веры и самое исповеданье, вера. Церковь соборная, вселенская, общая христианская, до раздела на исповеданья. Церковь восточная, греческая, православная; - западная, католическая, римская. Церковь языческая, церк. из обращенных язычников образованная. Церковь царская, стар. ружная. - крестовая, в архиерейском доме. - походная, шатер, намет. Церковный, к церкви принадлежащий, относящийся. Церковная утварь, ризница. - ограда, земля. Церковное пение, служба, обряды; - праздник, - звон, благовест. Церковный, в виде сущ. или церковник, церковница, причетник и жена его; человек духовного звания, но не посвященный в сан.

Ниж.-сем. сын церкви, православный и единоверец, не раскольник, а посещающий церковь или прихожанин.

Церковник (в цвету), рогульник (в семенах), растение Pedicularis; его в Троицын день набирают в церковь пучками, твер. Церковников, церковницын, что лично их; церковничий, церковнический, к ним относящ. Церковность ж. церковный быт, порядок и обряды служенья;

принадлежность кого к церкви. Церквище ср. языческий храм, требище, капище, идолище. Церквища, увеличит. Церковище ср. твер. место срытой церкви, где обычно на месте престола ставится часовня. Церковнослужитель, причетник, дьячок, пономарь, звонарь; церковнослужительница, просвирня; церковнослужителев, что лично его; церковнослужительский, к ним относящийся.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

церковь

(церква обл.), церкви, мн. церкви, церквей, церквам (церквям простореч.), ж.

  1. Здание, в к-ром происходит богослужение. Каменная церковь. Деревянная церковь. Пятиглавая церковь. Шатровая церковь. Отвести церковь под клуб.

  2. Христианская организация, объединенная единством догматов и обрядов. Православная церковь. Католическая церковь. Лютеранская церковь. Господствующая церковь. Отцы церкви. Живая церковь (см. живой).

    Руководство такой организации. Решение церкви.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

церковь

-кви, мн. -и, -ей, -ам, ж.

  1. Объединение последователей той или иной религии. организация, ведающая религиозной жизнью и соответствующим культом; религиозная община. Православная ц. Католическая ц. Протестантские церкви (напр. лютеранская, англиканская).

  2. Православный храм. Каменная ц. Ц. с колокольней, Ходить в ц, 4- Соборная церковь - церковный собор.

    уменью, церковка, -и, ж. (ко 2 знач.), церковка, -и, ж. (ко 2 знач.) и церквушка, -и, ж. (ко 2 знач.).

    прил. церковный, -ая, -ое- Церковная литература. Церковная музыка. Церковная служба. Ц. брак. Церковные праздники. Церковные действа (обряды русской православной церкви). Церковная паперть. * Церковный собор - съезд высшего духовенства христианской церкви для решения вопросов вероучения, церковного управления.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

церковь

ж.

  1. Религиозная организация духовенства и верующих, объединенная общностью верований и обрядности.

  2. Здание, в котором происходит христианское богослужение; храм.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

церковь

ЦЕРКОВЬ [от греч. kyriake (oikia), букв. - божий дом]

  1. специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих ("верных"), в котором осуществляется единение человека с Богом через совместное участие в "таинства" (прежде всего евхаристии). Универсальный ("вселенский"), "кафолический" ("соборный") характер церкви как мистического "тела Христова" и "полноты Святого Духа" делает невозможным ее отождествление ни с какой этнической, политической и др. общностью (племенем, нацией, государством).

  2. Христианский храм.

  3. В расширенном словоупотреблении - организация последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.

Большая Советская Энциклопедия

Церковь

[от греч. kyriake (oikía)≈ божий дом],

  1. особый тип религиозной организации, объединение последователей того или иного религиозного направления на основе общности вероучения и культа; главные отличительные признаки Ц.: наличие более или менее разработанной догматической и культовой системы (см. Догматы , Культ ); иерархический характер, централизация управления; разделение всех, принадлежащих к Ц., на профессиональных служителей культа (духовенство) и рядовых верующих (мирян). Во всех антагонистических социальных системах Ц. связана с господствующими классами, выполняет важные политические, правовые и идеологические функции, поддерживая и освящая эксплуататорские отношения. В социалистических странах Ц. осуществляет исключительно религиозные функции. Религиозные организации, представляющие собой частные объединения верующих, имеют единственную цель ≈ совместное отправление религиозного культа; обязаны соблюдать законодательства о культах. В СССР и в большинстве других социалистических стран Ц. отделена от государства.

    Ц. окончательно оформилась в эпоху феодализма. В этот период она была особенно тесно связана со всей государственной и социальной структурой, выступая, ≈ как отмечал Ф. Энгельс, ≈ «... в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Церковный приход был не только религиозной, но и социальной ячейкой, своего рода соседской общиной. К Ц. принадлежали все члены общества (отлучение от Ц. являлось наказанием; все, отошедшие от неё, квалифицировались как «еретики»). Для рядовых прихожан (крестьян, ремесленников) храм являлся не только местом отправления обрядов, но также политическим и общественным центром. Принадлежность к данной Ц. в эпоху феодализма основывалась преимущественно не на сознательном выборе, а на семейных и национальных традициях. Ц. противостояли секты, включавшие в себя людей, отколовшихся от неё, порвавших с господствующей религией и выступавших, как правило, с позиций неприятия существующего строя (см. Сектантство ). Большинство сект, в отличие от Ц., формировалось преимущественно на основе индивидуального сознательного вступления в них.

    При капитализме положение Ц. (как и др. религиозных организаций) существенно меняется. Ц. утрачивает свою монополию в различных областях умственной деятельности, в ряде капиталистических стран (Франция, США и др.) отделяется от государства и теряет прежние правовые функции. Возникает «религиозный плюрализм», при котором равноправные в юридическом отношении религиозные организации конкурируют друг с другом; в области религии индивиду предоставляется известная свобода выбора, маскирующая связь религиозных организаций, и в первую очередь Ц., с господствующим классом. Капиталистическая индустриализация и урбанизация меняют облик первичной церковной общины: разрыв между местом работы и местом жительства, усиление социальной и территориальной мобильности населения, распространение религиозного индифферентизма и свободомыслия ≈ всё это меняет прежнюю роль прихода. Религиозная группа в условиях капитализма не совпадает с какими-либо иными социальными общностями. Свою принадлежность к Ц. многие верующие воспринимают формально. Стираются различия между Ц. и сектами. Ц. фактически перестаёт включать всё население; многие секты становятся массовыми, утрачивая прежний замкнутый характер; осуждение ими существующего миропорядка зачастую сменяется полным его приятием.

    Крупнейшие христианские Ц.: православная церковь (состоящая из автокефальных церквей), католическая (см. в ст. Католицизм ), армянская апостольская церковь , протестантские церкви [ англиканская церковь , лютеранская церковь (см. в ст. Лютеранство ), кальвинистская церковь (см. в ст. Кальвинизм )]. В протестантизме многие секты преобразовываются в Ц. ( методисты , баптисты , меннониты ).

    В конфуцианстве, буддизме, иудаизме такой четко выраженной корпоративной централизованной церковной организации, как в христианстве, не сложилось (хотя и существует в некоторых из них иерархия духовенства), ибо эти религии в первую очередь декларируют тождественность гражданской и религиозной общин, принципиально отвергая саму идею их раздельного существования (а значит. и автономного религиозного коллектива в лице Ц.).

    Д. М. Угринович.

  2. Здание для богослужений в христианской религии. На протяжении многовековой истории христианства у различных народов сложились разнообразные типы Ц., состоящих, как минимум, из алтарной части (см. Алтарь ), ориентированной на В., и примыкающего к ней помещения для молящихся. Чаще Ц. ≈ комплекс из многих взаимосвязанных частей (см. Капелла , Крипта , Придел , Трапезная ). Главная христианская Ц. города или монастыря называется собором. Лютеранские Ц. обычно называются кирками или кирхами, польские католические Ц. ≈ костёлами.

Википедия

Церковь
  • Церковь  —происхождение слово греческое эклезио верующих в Иисуса Христа
  • Церковь  — христианская конфессия ( Католическая церковь , Православная церковь , Лютеранская церковь , Англиканская церковь и т. д.).
  • Церковь  — национальная религиозная организация в рамках конкретной христианской конфессии ( Русская православная церковь , Сирийская католическая церковь и т. д.).
  • Церковь — приход, община.
  • Церковь  — культовое сооружение, предназначенное для собрания христиан, совершения богослужений и религиозных обрядов.
  • Церковь — термин, используемый в самоназвании некоторых новых религиозных движений (« церковь саентологии », « мормонская церковь » и т. п.).
Церковь (сооружение)

Христианский храм, Це́рковь (от  — « Господа») — культовое сооружение , предназначенное для собрания христиан, совершения богослужений и религиозных обрядов.

Главный храм города или монастыря обычно называется собором ; кафедральным собором принято называть храм, где находится кафедра правящего епископа .

Храмы старались строить на возвышенных местах.

Внутреннее устройство храмов исторических церквей состоит из алтарной части и примыкающего к нему помещения для молящихся. Лютеранские и англиканские храмы принципы устройства внутреннего пространства, а также элементы во внутренней и внешней архитектуре, унаследовали от сохранившихся традиций единой христианской церкви (до раскола ). В молитвенных домах других протестантских конфессий алтарей нет, как нет и чётких правил по внутренней организации.

Православный или католический храм состоит из нескольких взаимосвязанных частей: см. капелла , крипта , придел .

Существуют также передвижные храмы .

Примеры употребления слова церковь в литературе.

Ее создают и распространяют тысячи разного рода специалистов и учреждений, занятых формированием общественного сознания, а также школы, университеты, газеты, журналы, литература, кино, телевидение, реклама, церковь, секретные службы, политики.

Однажды вечером Октав рассказал, что видел, как аббат Фожа входил в церковь св.

Сатюрнена, и тогда Муре стал его расспрашивать, какой вид имел аббат, как смотрели на него прохожие, зачем он пошел в церковь.

Адсон изучает портал церкви, а Вильгельм после долгой разлуки видится с Убертином Казальским Аббатская церковь в великолепии уступала тем, которые я осматривал впоследствии в Страсбурге, Шартре, Бамберге и Париже.

Так же была устроена и аббатская церковь с ее непревзойденным порталом, поразившим меня в первый же день.

С южной стороны громада церкви совсем подавляла крохотный садик: полукруглые стены боковой абсиды выходили окнами прямо на грядки, над ними шли ввысь стремительные линии поддерживаемого контрфорсами нефа, а над нефом - огромные крыши, обитые листовым свинцом.

Ваши понятия о Добре и Зле, родившиеся из церковных догматов и из абсолютистских учений отцов церкви, несколько расширились за время существования христианства.

На этот раз трудность состояла в том, что абхазцы -- и те, что причисляют себя к христианам, и те, что считают себя мусульманами -- не посещают ни церквей, ни мечетей по причине почти полного отсутствия их в абхазских деревнях.

Но пока этот почтенный служитель церкви медленными и размеренными шагами приближался к приготовленной для него трибуне, его опередил неожиданно появившийся Аввакум Многогневный, тот одержимый безумием проповедник, внешность которого так поразила Мортона, когда он увидел его на заседании военного совета после победы при Лоудон-хилле.

Но если Уилфрид Йоркский ждал от нового короля Австразии, что тот станет защитником Церкви, то он был жестоко разочарован в его поведении, ибо Дагоберт не сделал в этом направлении ничего.

Своей неясностью оно внесло немалое смущение в умы православных верующих и дало повод другим православным автокефальным церквам жестоко нападать на Русскую Православную Церковь, что немало повредило ее доброму имени.

Мне кажется, пришло время предъявить Церкви, в данном случае не конфессиональной или автокефальной, а вселенской, именно как институту духовности, органу духовности общества, счет за атеизм.

Враги России хотят оторвать от Московского Патриархата находящуюся под его юрисдикцией Украинскую Православную Церковь и присоединить ее к двум другим самопровозглашенным лжецерквам, не имеющим канонического характера, - так называемой Украинской православной церкви киевского патриархата и подобной ей Украинской автокефальной православной церкви.

Как он сумел узнать из туристических проспектов в холле гостиницы, в этом местечке недалеко от Еревана располагался духовный центр армянской автокефальной церкви, а кроме того, оно изобиловало памятниками древней урартской культуры.

Русская Православная Церковь рассматривает древние Восточные Церкви как автокефальные в силу их исторического положения и канонической структуры.

Источник: библиотека Максима Мошкова