меннониты в словаре кроссвордиста
Энциклопедический словарь, 1998 г.
протестантская секта, главным образом в США, Канаде, Нидерландах (где была основана в 30-40-е гг. 16 в. Менно Симонсом, Menno Simons), ФРГ. Проповедуют смирение, отказ от насилия, верят во "второе пришествие" Христа.
Большая Советская Энциклопедия
протестантская секта; возникла на рубеже 30≈40-х гг. 16 в. в Нидерландах как результат вырождения (после поражения Крестьянской войны 1524≈26 и Мюнстерской коммуны 1534≈35) революционного анабаптизма (см. Анабаптисты ) в непротивленческую секту. Название связано с именем Менно Симонса (Menno Simons, умер 156
≈ католического священника, перешедшего в 1531 в анабаптизм и позднее реорганизовавшего остатки анабаптистской секты в новую общину, получившую затем название общины М. Вероучение М. определяется «Декларацией главных статей нашей общей христианской веры» (163
-
. Самыми существенными чертами христианина М. считают смирение, отказ от насилия (даже если оно совершается ради общего блага), нравственное самосовершенствование. Они ждут «второго пришествия» и «тысячелетнего царства» Христа (см. Хилиазм ). Крестят лишь взрослых. Общины М. замкнуты, личность в них подавлена; чуждаясь современной цивилизации, М. придерживаются подчёркнуто старомодных форм в одежде, причёске, образе жизни. Из Нидерландов М. расселились по многим странам (в т. ч. с конца 18 в. стали проникать в Россию в связи с привлечением правительством Екатерины II колонистов для заселения окраинных земель; численность М. в СССР незначительна). Наибольшее число приверженцев имеют в США, Канаде, Нидерландах, ФРГ. Общее число М. не более 300 тыс. человек. С 1930 существует Всемирная конференция меннонитов (центр в Канаде).
Лит.: Клибанов А. И., Меннониты, М. ≈ Л., 1931; Крестьянинов В. Ф., Меннониты, М., 1967; Smith Ch. G., The story of the mennonites, 3 ed., Newton, 1950; The Mennonite encyclopedia, v. 1≈4, Hillsboro, 1955≈59.
Примеры употребления слова меннониты в литературе.
Однако меннониты деревни Никельсвальде, которые все как один выращивали на жирных землях поймы тучную пшеницу и волей-неволей зависели от католической мельницы, обнаруживали куда больше учтивости, то есть не боялись носить одежду с пуговицами, а особливо с настоящими карманами, благо туда было что положить.
Источник: библиотека Максима Мошкова