Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

симфония в словаре кроссвордиста

симфония

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

симфония

ж. греч. муз. гармония, согласие звуков, многогласное созвучие.

Особый вид многогласного музыкального сочиненья. Симфония Гайдена.

Симфония на Ветхий, на Новый Завет, свод, указанье мест, где поминается одно и то же слово.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

симфония

симфонии, ж. (греч. symphonia - гармония звуков, созвучие).

  1. Большое музыкальное произведение для оркестра, обычно состоящее из 4-х частей, из к-рых первая и часто последняя написаны в сонатной форме (муз.). Симфония может быть названа большой сонатой для оркестра Н. Соловьев.

  2. перен. Громкая музыка (разг. шутл.). Часы заводишь, на весь квартал симфонию гремишь. Грибоедов.

  3. перен., чего. Одно большое целое, в к-ром сливаются, объединяются различные многочисленные составные части. Симфония цветов. Симфония запахов. Эти звуки сливались в оглушительную симфонию трудового дня. М. Горький.

  4. Алфавитный словоуказатель к церковным книгам (церк., лит.). Симфония на ветхий завет.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

симфония

-и, ж.

  1. Большое (обычно из четырех частей) музыкальное произведение для оркестра.

  2. перен. Гармоническое соединение, сочетание чего-н. (книжн.). С. цветов. С. красок. С. звуков.

    прил. симфонический, -ая, -ое (к 1 знач.). С. оркестр (включающий смычковые, духовые и ударные инструменты).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

симфония

ж.

    1. Большое музыкальное произведение для оркестра, состоящее обычно из 3-4 частей, отличающихся друг от друга характером музыки и темпом.

    2. перен. Гармоническое звучание чего-л.

  1. перен. Что-л., характеризующееся необыкновенной гармоничностью образующих его частей.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

симфония

СИМФОНИЯ (от греч. symphonia - созвучие) музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме; высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в кон. 18 - нач. 19 вв. (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен). У композиторов-романтиков большое значение приобрели лирические симфонии (Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон), программная симфония (Г. Берлиоз, Ф. Лист). Важный вклад в развитие симфоний внесли западноевропейские композиторы 19-20 вв. (И. Брамс, А. Брукнер, Г. Малер, С. Франк, А. Дворжак, Я. Сибелиус и др.). Значительное место симфонии в российской (А. П. Бородин, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян и др.) музыке.

Большая Советская Энциклопедия

Симфония

(от греч. symphonía ≈ созвучие, от sýn ≈ вместе и phone ≈ звук), музыкальное произведение в сонатной циклической форме, предназначенное для исполнения симфоническим оркестром ; один из важнейших жанров симфонической музыки . В отдельных С. привлекаются также хор и певцы-солисты. Создаются и С. для струнного оркестра, духового оркестра, оркестра народных инструментов и др. составов. Обычно С. состоит из 4 частей: первая ≈ в форме сонатного аллегро, вторая ≈ медленная лирическая, третья ≈ менуэт или скерцо, четвёртая ≈ финал, зачастую в рондо-образной форме, с использованием песенно-танцевальных тем. С. ≈ высшая форма инструментальной музыки, превосходящая все другие её формы по своим возможностям воплощения значительных идей и замыслов. Подобный смысл термин «С.» получил лишь в 18 в. В Древней Греции он означал определённые интервалы, инструменты, позднее в Западной Европе ≈ консонанс, вообще музыку, пение. Лишь в 16 в. его стали применять к отдельным произведениям, первоначально вокально-инструментальным. Так, «Священные симфонии» Дж. Габриели (Италия, 16 ≈ начало 17 вв.), Л. Хаслера и Г. Шюца (Германия, 17 в.) ≈ крупные духовные вокально-инструментальные композиции. С начала 17 в. С. чаще называли инструментальные вступления ≈ в сюите, кантате и особенно в опере. В подготовке классической С. важная роль принадлежит оркестровым вступлениям к операм (см. Увертюра ), в частности венецианским и в особенности неаполитанским «оперным симфониям» (А. Скарлатти, Н. Порпора, Дж. Б. Перголези, Дж. Б. Саммартини и др.). В них уже сложилось сопоставление частей в быстром, медленном и снова быстром движении, наметились черты сонатной формы в первой части. В 18 в. С. отделилась от оперы и стала самостоятельным концертным жанром, впитавшим в себя элементы многих других жанров; в течение длительного времени она была близка дивертисменту и оркестровой серенаде. Значительный этап в формировании С. связан с деятельностью композиторов мангеймской школы ; в области С. работали также итальянские, австрийские, французские композиторы. В середине 18 в. в состав С. вошёл менуэт.

В творчестве композиторов венской классической школы И. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена сложился зрелый тип С. Гайдн, автор 104 С., прошёл в своём творчестве длинный путь от близких к сюите и дивертисменту С. до своих 12 больших «лондонских» С. (1791≈95), отличающихся вполне определённой структурой цикла и отдельных частей (важнейшее значение в них приобрело тематическое развитие), возросшей ролью финала, единством концепции каждого произведения. Ранее «лондонских» симфоний Гайдна были написаны последние и наиболее значительные из симфоний Моцарта (всего около 50), в том числе лирическая соль-минорная и величественная до-мажорная, получившая название «Юпитер». Бетховен ещё более обогатил жанр С. В его С. большое значение приобрели героика, драматизм, философское начало. В большинстве своих С. Бетховен вместо менуэта включает скерцо. Особенно выделяются его 3-я («Героическая»), а также 5-я, 6-я («Пасторальная»), 7-я и 9-я С. (в финале последней привлечены квартет певцов-солистов и хор).

Композиторы-романтики сохранили традиционную схему цикла, но наполнили её новым содержанием. Видное место у них занимает лирическая С., одним из ярких образцов которой явилась С. си минор Ф. Шуберта (автор 8 С.). Эта линия нашла продолжение в симфониях Ф. Мендельсона-Бартольди (5), часто имеющих картинно-пейзажный характер. Т. о., С. обрели черты программности (см. Программная музыка ), столь характерной для композиторов-романтиков. В числе их программных С. ≈ ярко новаторская «фантастическая симфония» Берлиоза (автор 4 С.), возникшие позднее симфонии «Фауст» и «Данте» Листа. Однако программные замыслы в романтической музыке чаще воплощались в формах одночастных симфонической поэмы, фантазии и др. Р. Шуман в своих 4 С. продолжает традиции Бетховена, а также лирико-эпические симфонии до мажор Шуберта. Из трёх симфоний К. Сен-Санса особенно выделяется последняя. Симфонии Брукнера (девять) и С. Франка (одна) преломляют влияния музыки Р. Вагнера. Виднейшим автором С. в конце 19 ≈ начале 20 вв. был Г. Малер (9 завершенных С.), порой привлекающий и вокальное начало. Значительные С. на Западе создали представители новых национальных школ: во 2-й половине 19 в. ≈ А. Дворжак в Чехии, в 20 в. ≈ К. Шимановский в Польше, Э. Элгар и Р. Воан-Уильямс в Англии, Я. Сибелиус в Финляндии. Новаторскими чертами отличаются симфонии французских композиторов А. Онеггера, Д. Мийо и др. Если в конце 19 ≈ начале 20 вв. главенствовала большая С. (часто для оркестра расширенного состава), то позднее всё большую роль начинает играть скромная по своим масштабам и предназначенная для ансамбля солистов «камерная симфония».

Значительное место жанр С. занимает в рус. музыке. В особенности выделяются симфонии А. П. Бородина (2 завершенных С., 2-я ≈ «Богатырская»), П. И. Чайковского (6 С., 6-я ≈ «Патетическая», а также программная С. «Манфред»), А. К. Глазунова (8 завершенных С.), А. Н. Скрябина (3 С.) и С. В. Рахманинова (3 С.). Большое внимание С. уделяют и сов. композиторы, создавшие много выдающихся произведений в этом жанре. В их числе Н. Я. Мясковский (27 С.), С. С. Прокофьев (7 С.), Д. Д. Шостакович (15 С.), А. И. Хачатурян (3 С.). Значительные С. написаны композиторами Украины, Грузии, Армении, Азербайджана, Латвии, Эстонии и других советских республик.

Лит.: Беккер П., Симфония от Бетховена до Малера, [пер. с нем.], Л., 1926; Попова Т., Симфония. Пояснение, М. ≈ Л., 1951; 55 советских симфоний, Л., 1961; Вейнгартнер Ф., Исполнение классических симфоний..., пер. с нем., т. 1, М., 1965; Конен В., Театр и симфония, 2 изд., М., 1975; Ярустовский Б. М., Симфонии о войне и мире, М., 1966; Brenet М., Histoire de la symphony á orchestre,..., P., 1882; Nef K., Geschichte der Sinfonie und Suite, Lpz., 1921.

Википедия

Симфония

Симфо́ния  — музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава ( симфонического ), но существуют и симфонии для струнного, камерного , духового и других оркестров; в симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса. Известны и такие разновидности жанра, как симфония-концерт и концертная симфония , родственные по своему строению концерту . По аналогии могут принимать название «симфония», вместе с элементами жанровой структуры, произведения для хора или инструмента (особенно органа , реже — фортепиано ). Симфония может сближаться с другими музыкальными жанрами, образуя такие гибридные жанры, как симфония- сюита , симфония-фантазия, симфония- поэма , симфония- кантата .

Классическая симфония (созданная композиторами венской классической школы ) состоит, как правило, из четырёх частей, написанных в сонатной циклической форме ; в XIX—XX веках широкое распространение получили композиции как с бо́льшим, так и с меньшим количеством частей.

В академической музыке симфония занимает то же место, какое в литературе принадлежит драме или роману . Она дала название новому, неизвестному прежде составу оркестра и самой значительной области инструментальной музыки — широкому спектру её форм и жанров, объединяемых понятием « симфоническая музыка ».

Симфония (значения)

Симфо́ния  — гармоническое соединение, сочетание чего-нибудь, например: симфония цветов, симфония красок, симфония звуков и пр.

  • Симфония  — музыкальное сочинение для оркестра , обычно в трех или четырех частях, иногда с включением голосов.
  • Симфония  — книга , в которой собраны из одного или нескольких сочинений места, состоящие из одних и тех же слов .
  • Симфония  — музыкальный инструмент неясной специфики, упоминаемый в Септуагинте (Дан. 3:5, 3:10, 3:15).
  • Симфония  — православный принцип взаимоотношений между церковной и светской властью.
  • « Симфония » — марка стереофонической лампово-полупроводниковой радиолы первого класса, производимой в СССР в 60-х — 70-х годах.
  • « Симфония » — навигационный комплекс для подводных лодок.
  • « Симфония » — российская бронированная медицинская машина.
  • Симфония  — род растений из семейства .
Симфония (музыкальный инструмент)

Симфо́ния (, перевод , сумпонья) — древний музыкальный инструмент, времён Вавилонского царства при царе Навуходоносоре .

Упоминается в Ветхом Завете трижды, в кн. пророка Даниила (3:5, 3:10 и 3:15), в совершенно одинаковом контексте:

греч.

рус.

рус.

ᾗ ἂν ὥρᾳ ἀκούσητε τῆς φωνῆς τῆς σάλπιγγος σύριγγός τε καὶ κιθάρας, σαμβύκης καὶ ψαλτηρίου καὶ συμφωνίας καὶ παντὸς γένους μουσικῶν, πίπτοντες προσκυνεῖτε τῇ εἰκόνι τῇ χρυσῇ, ᾗ ἔστησεν Ναβουχοδονοσορ ὁ βασιλεύς

в то время, как услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всяких музыкальных орудий, падите и поклонитесь золотому истукану, который поставил царь Навуходоносор

когда услышите звук трубы , сиринги , кифары , самбики , псалтерия , симфонии и всякого рода музыки, падите и поклонитесь золотому истукану, которого поставил царь Навуходоносор

Какой конкретно музыкальный инструмент имеется в виду под «симфонией», из контекста неясно. Согласно наиболее распространённой гипотезе, имеется в виду некая разновидность колёсной лиры . Название колёсной лиры в испанском языке — zampoña / zanfonía и т.д. — этимологически связано с симфонией.

Исидор Севильский в своём труде "Этимологии", пишет: (10) Тимпан (tympanum)85 есть шкура или кожа, натянутая на дерево с одной стороны. Он ведь есть половина симфонии, наподобие решета. Тимпаном же назван, поскольку он средний, откуда и средний [по качеству] жемчуг называется тимпаном, и в него самого, как и в симфонию, бьют палочкой. (14) Симфония (symphonia) называется в простонародье полым деревом, и она с обеих сторон затянута кожею. Когда музыканты бьют палочками сюда и туда, в ней получается сладчайшее пение из согласия низкого и высокого [звучания].

Исидор Севильский «Этимологии, или Начала». В 20 книгах. Семь свободных искусств-2006. Книга 3, Титул III – О Музыке, стр. 137 – 138.

Симфония (теория)

Симфо́ни́я ; также симфония властей — православный принцип ( идеал ) взаимоотношений между Церковью и Обществом , заключающийся в том, что церковь и общество и, в частности, светская и церковная власти, находятся в состоянии согласия ( гармонии ) и сотрудничества ( синергии ), по аналогии с Божественной и человеческой природой Христа , «нераздельны и неслиянны».

Хотя фактически подобные отношения между Империей и Церковью восходят к императору Константину Великому , автором концепции обычно считают императора Юстиниана I , который первым её сформулировал в 6-й Новелле для Патриарха Епифания ( 535 ): «Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть священство , что служит на пользу и благо человеческого рода. Потому мы прилагаем величайшее старание к охранению истинных догматов Божиих и чести священства, надеясь получить чрез это великие блага от Бога и крепко держать те, которые имеем».

Император Иоанн I Цимисхий (ок. 925 — 976 ) писал: «Я признаю две власти в этой жизни: священство и царство. Создатель мира вручил первой заботу о душах и последней — заботу о телах; если ни одна из них не ущемлена, мир находится в безопасности.»

В реализации симфонии властей в исторической действительности неизбежны некоторые отклонения от умозрительного идеала. По мнению священника Стенли Харакаса (Stanley Samuel Harakas; Американской архиепископии Константинопольского Патриархата ), в «наше время» ( XX век ) нет предположений о осуществлении концепции симфонии и «самое большее, она являет „невозможный идеал“ в современном мире».

Отклонение, когда считающая себя православной государственная власть господствует над церковной иерархией, квалифицируют как цезаропапизм . Последний наиболее ярко проявлялся в Византии в последние десятилетия её существования, после заключения в 1380-х годах императором Иоанном V Палеологом конкордата с Патриархатом. Аналогичную власть над иерархией Российской Церкви имели российские императоры в синодальный период её истории, где подчинённое положение духовенства усугублялось отсутствием патриаршего возглавления. Последнее было упразднено в ходе церковной реформы Петра I в начале XVIII века .

Противоположное уклонение, когда церковная власть притязает на политическое господство в стране или над странами именуют папоцезаризмомом (См. Папство ).

В рамках Симфонии властей цезаропапизм считается языческим отклонением от нормы.

В документе «Об отношениях Церкви и государства», выработанном в 2005 году на совместных заседаниях Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом, отмечалось: Симфония предполагает предоставление Церкви и верующим условий для свободной церковной жизни, ведущей верующих к вечному спасению, «да тихое и безмолвное житие поживем, во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2. 2). Поскольку, по слову Божию, «мир во зле лежит» (1 Ин. 5. 19), идеал такой симфонии никогда в полной мере не осуществлялся.

2 февраля 2009 года в Большом Кремлёвском дворце Президент России Д. А. Медведев дал приём (официальный банкет

  • Патриарх Кирилл призвал Церковь и государство к взаимодействию // NEWSru , 02.02.2009 г.
  • Miedwiediew: Państwo będzie wspierało Cerkiew // Gazeta Wyborcza , 02.02.2009 г.) для архиереев РПЦ , перед которым Патриарх Кирилл в своей речи, в частности, говорил о «симфонии» как своём ви́дении идеальных отношений между Церковью и государством
  • Архипастыри — участники Поместного Собора присутствовали на приеме в Георгиевском зале Большого кремлевского дворца // Патриархия.ru , 02.02.2009 г.
  • Приём от имени Президента России в честь архиереев — участников Поместного собора Русской православной церкви // Kremlin.ru , 02.02.2009 г..
Симфония (книга)

Симфо́ния или конкорда́нция  — книга , в которой собраны из одного или нескольких сочинений места, состоящие из одних и тех же слов . Примеры некоторых конкорданций, составленных в XIX веке: Флюгель  — к Корану (издана в Лейпциге, 1842), Коуден-Клерк  — к Шекспиру (Лондон, 1881), Ломлер  — к сочинениям Лютера (Дармштадт, 1827—29).

Симфония (навигационный комплекс)

НК «Симфония» — навигационный комплекс для ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. Разработан ЦНИИ «Электроприбор», относится к третьему поколению. Принят на вооружение ВМФ СССР в 1983 году .

Обеспечивает комплексную обработку информации поступающей от разнородных навигационной источников. Для обработки информации используется фильтр Калмана .

Для многоцелевых АПЛ был разработан НК «Симфония-У» (УНК-90).

Симфония (Вагнер)

Симфония до мажор WWW 29 — юношеское произведение немецкого композитора Рихарда Вагнера , одно из первых его значительных произведений. Написана летом 1832 года , впервые исполнена 25 декабря 1832 года в Лейпцигской консерватории . После первого исполнения симфония была принята публикой довольно благосклонно.

В России симфония впервые была исполнена 26 марта 2010 года Академическим симфоническим оркестром Нижегородской государственной академической филармонии имени Мстислава Ростроповича под управлением художественного руководителя и главного дирижёра оркестра Александра Скульского .

По словам автора, симфония испытала влияние отчасти музыки Моцарта , а по большей части — Бетховена .

Примеры употребления слова симфония в литературе.

Второй скрипичный и альтовый Концерт, своеобразный большой цикл - Четвертая, Пятая и Шестая симфонии, хоровой Концерт.

Все это шумело, звенело, пело, создавая многоязыкую симфонию, в которую вплеталось еще и ауканье сборщиков ягод.

В нем чувствовалась гармония и красота безустанно меняющейся симфонии цветов, одновременно оно казалось естественным, раскрывающим бесконечное разнообразие жизни.

Как за приятной трапезой симфония в полном разладе, 375 Мак на Сардинском меду и старый елей безуханный Только бесят, затем, что без них бы мог ужин продлиться.

В программе: Брамс - Концерт для скрипки с оркестром Рахманинов - Вторая симфония Концертный зал им.

Отчетный концерт Вечер Московский симфонический оркестр Дирижер - Владимир Зива В программе: Брамс - Симфонии ?

Дирижер - Павел Коган Солист - Вадим Репин В программе: Брамс - Концерт для скрипки с оркестром, Брукнер - Симфония ?

Монументальность органных комполиций Регера во многом присуща его оркестровым и фортепианным сочинениям, среди которых вместо привычных сонат и симфоний преобладают развернутые вариационно-полифонические циклы - симфонические Вариации и фуги на темы И.

Смелостью в их обновлении выделяются фортепианный Концерт и Четвертая симфония, исключительной гармоничностью воплощения и вдохновенностью музыкальных мыслей - Квинтет ми-бемоль мажор.

Третья симфония и виолончельный Концерт являются серьезным вкладом в симфонический фонд советской музыки последних лет.

Очень разные, как, скажем, Сороковая симфония Моцарта и Пятая симфония Малера, они были восьмитысячниками врачебных Гималаев.

Первую симфонию - это первая в Болгарии подлинно национальная, вошедшая в отечественную классику крупная концепционная симфония.

Ходили не только на гастролеров, иностранных звезд - огромным спросом пользовались абонементные концерты, с выдержанными программами: скажем, фортепьянные концерты Бетховена в исполнении Гилельса, или симфонии Брамса под управлением Зандерлинга, или оратории Гайдна, Генделя.

Развивая классическую трактовку симфонии как многочастного цикла, дающего обобщенную картину мира средствами инструментальной музыки, Глазунов смог реализовать свой щедрый мелодический дар, безупречную логику в возведении сложных многоплановых музыкальных конструкций.

Четвертая симфония, где глубокая драма человеческих чувств неотделима от реальных примет русской жизни, стали итогом московского периода творчества Чайковского.

Источник: библиотека Максима Мошкова