Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

поэма в словаре кроссвордиста

поэма

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

поэма

(по), поэмы, ж. (греч. poiema - творение).

  1. Повествовательное художественное произведение в стихах (лит.). Эпическая поэма (изображающая какие-н. крупные события в жизни человечества, народа или большой социальной группы). Лирическая поэма (чередующая повествование лирическими отступлениями). Читал, забывшись между тем, отрывки северных поэм. Пушкин.

    Название нек-рых крупных по размерам или идейному содержанию литературных произведений в стихах или прозе (лит.). Поэма Гоголя "Мертвые души". Петербургская поэма Достоевского "Двойник". Роман "Война и мир" - героическая поэма о двенадцатом годе.

  2. перен. О чем-н. необыкновенном, поражающем своею красотой, величием, достоинствами (разг. шутл. устар.). Вид на Кавказский хребет при восходе солнца - это целая поэма!

  3. Название нек-рых музыкальных произведений (муз.). "Поэма экстаза" Скрябина. Симфонические поэмы Листа.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

поэма

-ы, ж.

  1. Большое стихотворное произведение на историческую героическую или возвышенную лирическую тему. Эпические поэмы Гомера, и. Пушкина "Цы-ганы".

  2. перен. О чем-н. возвышенном, прекрасном. П. любви. П. весны.

    прил. поэмный, -ая, -ое (к 1 знач.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

поэма

ж.

    1. Повествовательное художественное произведение в стихах.

    2. Название крупных произведений в стихах или прозе, отличающихся глубиной содержания и широким охватом событий.

  1. Музыкальное произведение для оркестра (или оркестра и хора) или отдельного инструмента, имеющее поэтически-образное содержание.

  2. перен. Что-л., что поражает своею красотой, величием, достоинствами.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

поэма

ПОЭМА (греч. poiema)

  1. поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос (эпопею) - "Илиаду", "Одиссею", "Песнь о Роланде", что генетически указывает на эпическую природу жанра поэмы и объясняет ряд ее "наследственных" черт (историчность и героичность содержания, легендарность, патетичность). Со времени романтизма специфически "поэмное" событие - само столкновение лирического и эпического начал как судьбы и позиции личности с внеличными (историческими, социальными или космическими) силами ("Медный всадник" А. С. Пушкина). В современной поэме эпическое требование "зримой" событийности согласуется с открыто выраженным лирическим пафосом; автор - участник или вдохновенный комментатор события (В. В. Маяковский, А. Т. Твардовский). В 20 в. утверждается также бессюжетно-лирическая поэма ("Поэма без Героя" А. А. Ахматовой).

  2. В музыке - небольшая лирическая пьеса свободной структуры, крупное одночастное симфоническое произведение, обычно программное (симфоническая поэма), иногда хоровое или вокальноинструментальное сочинение.

Большая Советская Энциклопедия

Поэма

(греч. póiema), крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. П. называют также древнюю и средневековую эпопею (см. также Эпос ), безымянную и авторскую, которая слагалась либо посредством циклизации лиро-эпических песен и сказаний (точка зрения А. Н. Веселовского), либо путём «разбухания» (А. Хойслер) одного или нескольких народных преданий, либо с помощью сложных модификаций древнейших сюжетов в процессе исторического бытования фольклора (А. Лорд, М. Парри). П. развилась из эпопеи, рисующей событие всенародно-исторического значения («Илиада», «Махабхарата», «Песнь о Роланде» и др.). Известно много жанровых разновидностей П.: героическая, дидактическая, сатирическая, бурлескная, в том числе ирои-комическая, П. с романтическим сюжетом, лирико-драматическая. Ведущей ветвью жанра долгое время считалась П. на всенародно-историческую или всемирно-историческую (религиозную) тему («Энеида» Вергилия, «Божественная комедия» Данте, «Лузиады» Л. ди Камоэнса, «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо, «Потерянный рай» Дж. Мильтона, «Генриада» Вольтера, «Мессиада» Ф. Г. Клопштока, «Россияда» М. Н. Хераскова, и др.). Одновременно весьма влиятельной в истории жанра ветвью была П. с романическими особенностями сюжета («Витязь в барсовой шкуре» Шота Руставели, «Шахнаме» Фирдоуси, в известной мере ≈ «Неистовый Роланд» Л. Ариосто), связанная в той или иной степени с традицией средневекового, преимущественно рыцарского, романа. Постепенно в П. выдвигается на первый план личностная, нравственно-философская проблематика, усиливаются элементы лирико-драматические, открывается и осваивается фольклорная традиция ≈ особенности, характерные уже для предромантических П. («Фауст» И. В. Гёте, поэмы Дж. Макферсона, В. Скотта). Расцвет жанра происходит в эпоху романтизма , когда крупнейшие поэты различных стран обращаются к созданию П.

«Вершинные» в эволюции жанра романтической П. произведения приобретают социально-философский или символико-философский характер («Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Дзяды» А. Мицкевича, «Демон» М. Ю. Лермонтова, «Германия, зимняя сказка» Г. Гейне).

Во 2-й половине 19 в. очевиден спад жанра, что не исключает появления отдельных выдающихся произведений («Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло). В поэмах Н. А. Некрасова («Мороз Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо») проявляются жанровые тенденции, характерные для развития П. в реалистической литературе (синтез нравоописательного и героического начал).

В П. 20 в. интимнейшие переживания соотносятся с великими историческими потрясениями, проникаются ими как бы изнутри («Облако в штанах» В. В. Маяковского, «Двенадцать» А. А. Блока, «Первое свидание» А. Белого).

В сов. поэзии бытуют различные жанровые разновидности П.: возрождающие героическое начало («Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!» Маяковского, «Девятьсот пятый год» Б. Л. Пастернака, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского); П. лирико-психологические («Про это» Маяковского, «Анна Онегина» С. А. Есенина), философские (Н. А. Заболоцкий, Э. Межелайтис), исторические («Тобольский летописец» Л. Мартынова) или сочетающие нравственную и социально-историческую проблематику («Середина века» В. Луговского).

П. как синтетический, лироэпический и монументальный жанр, позволяющий сочетать эпос сердца и «музыку», «стихию» мировых потрясений, сокровенные чувства и историческую концепцию, остаётся продуктивным жанром мировой поэзии: «Почин стены» и «В бурю» Р. Фроста, «Ориентиры» Сен-Жона Перса, «Полые люди» Т. Элиота, «Всеобщая песнь» П. Неруды, «Ниобея» К, И. Галчиньского, «Непрерывная поэзия» П. Элюара, «Зоя» Назыма Хикмета.

Лит.: Гегель, Эстетика, т. 3, М., 1971: Веселовский А. Н., Историческая поэтика, Л., 1940; Жирмунский В. М., Байрон и Пушкин, Л., 1924; Голенищев-Кутузов И. Н., Творчество Данте и мировая культура, М., 1971; Соколов А. Н., Очерки по истории русской поэмы 18 и первой пол. 19 вв., М., 1956; Теория литературы..., [кн. 2], М., 1964; Bowra С., Heroic poetry, L., 1952.

Е. М. Пульхритудова.

Википедия

Поэма (значения)

Поэма:

  • Поэма — крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом.
  • Поэма — инструментальная пьеса лирико-драматического характера.
Поэма

Поэ́ма  — литературный жанр.

Крупное или среднее по объёму многочастное стихотворное произведение лиро-эпического характера, принадлежащее определённому автору, большая стихотворная повествовательная форма. Может быть героической, романтической, критической, сатирической и т. п.

На протяжении всей истории литературы жанр поэмы претерпевал различные изменения и поэтому лишён устойчивости. Так, « Илиада » Гомера — эпическое произведение, а ахматовская « Поэма без героя » - исключительно лирическое. Минимального объёма также не существует (например, поэма Пушкина « Братья разбойники » объёмом в 5 страниц).

Иногда поэмой могут называться прозаические произведения (например, « Мёртвые души » Н. В. Гоголя , « Москва — Петушки » В. В. Ерофеева , « Педагогическая поэма » А.С. Макаренко ).

Поэма (музыка)

Николаевич Скрябин Прообразом поэмы стала симфоническая поэма , впервые написанная Ференцом Листом в 1848 году . Поэмы часто имеют программные заглавия и определения. Наиболее популярны поэмы Александра Скрябина : «К пламени», « Прометей », «Сатаническая поэма», Поэма экстаза и т. д.

Поэмой также принято называть крупные одночастные оркестровые программные произведения. Поэма в этом определении использовалась некоторыми композиторами взамен симфонической поэмы. Примером такого произведения являются поэмы Рихарда Штрауса . В XX веке поэмой стали называть некоторые вокальные сочинения, например, «10 поэм для хора» ( 1951 ) Дмитрия Шостаковича , «Поэма памяти Сергея Есенина» ( 1956 ) Георгия Свиридова и т. д.

Примеры употребления слова поэма в литературе.

В последний момент Абрамов успел запихнуть поэму в сумку, но все еще долго обсуждали, хватило бы у Белуги ума расшифровать акростих и вычислить Емелю.

Дао, Кундалини - понятия восточной мистики Аграмант - персонаж поэмы Л.

Неизвестная поэма Низами вызывала сенсацию среди специалистов и просто любителей поэзии, так как открыла человечеству новые грани таланта великого азербайджанского поэта.

Он не читал, да и не собирался читать их допотопные поэмы, их раскольничьи акафисты, их визгливые варяжские стихи, которые они называли одами.

Кузен Аквитанский, по его собственному признанию, и двух строк толком слепить не может, не говоря уж об эпических поэмах.

Этот акын дал дуба у себя в юрте с перепою, то есть умер, загнулся, но пока дошла горькая вестушка до Москвы, мой знакомый переводчик еше лет пять строчил за покойничка все новые и новые сказания и поэмы, и газеты славили акына, не ведая, что его шайтан забрал.

Правильное значение слова я привожу здесь потому, что многие полагают, будто Аластор - имя героя поэмы.

Алкуин повествует также и о своем времени, то последняя часть поэмы в историческом отношении является особенно ценной: отсюда мы узнаем много любопытного об учителях Алкуина, о состоянии йоркской школы, об ее библиотеке, о приемах обучения и т.

Однако при этом они выбросили из текста очень важную запятую, из-за чего исчезает аллюзия, определяющая смысл поэмы.

Многочисленные аллюзии показывают, что автор этой дополнительной поэмы-эпилога описывает замок Рэтлендов Бельвуар и грустит об отсутствии его хозяйки Елизаветы Сидни-Рэтленд, перу которой принадлежат помещенные ранее обращения к королеве и знатнейшим дамам - ее друзьям, и сама поэма о страстях Христовых, давшая название книге.

Во внутреннем дворике он увидел самого Ансари, согбен-ного старика, занятого записыванием поэмы.

Согласно этой поэме в начале всего царил Хаос, единая водная бездна, в которой свивались три космических чудовища: Апсу, Тиамат и их сын Мумму.

Сережа как то гостил у него и привез о нем поэму, из которой я помню только один куплет: Так как в разных краях и язык не один, А изменчив и разнообразен, -- Он, покинув аптекарский здесь магазин, Там открыл аптекАрский магАзин.

Мэлори в качестве наиболее полного образчика сочинений Артуровского круга, отдав ей предпочтение перед более ранними валлийскими поэмами и преданиями.

Достоверно известно также и то, что архидьякон воспылал особенной страстью к символическому порталу Собора Богоматери, к этой странице чернокнижной премудрости, изложенной в каменных письменах и начертанной рукой епископа Парижского Гильома, который, несомненно, погубил свою душу, дерзнув приделать к этому вечному зданию, к этой божественной поэме кощунственный заголовок.

Источник: библиотека Максима Мошкова