Энциклопедический словарь, 1998 г.
жанр симфонической программной музыки. Одночастное оркестровое произведение, в соответствии с романтической идеей синтеза искусств допускающее разнообразные источники программы (литература, живопись, реже философия или история). Создатель жанра - Ф. Лист.
Википедия
Симфони́ческая поэ́ма — жанр симфонической музыки , выражающий романтическую идею синтеза искусств . Симфоническая поэма представляет собой одночастное оркестровое произведение, допускающее различные источники программы ( литература и живопись , реже — философия или история ; картины природы ). Симфонической поэме свойственно свободное развитие музыкального материала, сочетающее различные принципы формообразования, чаще всего сонатность и монотематизм с цикличностью и вариационностью .
Возникновение симфонической поэмы как жанра связывается, прежде всего, с именем Ференца Листа , создавшего 12 произведений этой формы в 1848 — 1881 гг. Некоторые исследователи, указывают, однако, на относящееся к 1846 г. сочинение Сезара Франка «Что слышно на горе» , основанное на стихотворении Виктора Гюго и предшествовавшее сочинению Листа на ту же основу; поэма Франка, однако, осталась неоконченной и неопубликованной, и вновь композитор обратился к этому жанру значительно позже. В качестве непосредственного предшественника Листа называют Феликса Мендельсона , прежде всего его увертюру «Гебриды» ( 1830 — 1832 ).
После Листа в этом жанре работали многие другие композиторы — М. А. Балакирев , Х. фон Бюлов , Дж. Гершвин , А. К. Глазунов , А. Дворжак , В. С. Калинников , М. Карлович , С. М. Ляпунов , С. С. Прокофьев , С. В. Рахманинов , А. Г. Рубинштейн , К. Сен-Санс , Я. Сибелиус , А. Н. Скрябин , Б. Сметана , Й. Сук , З. Фибих , С. Франк , П. И. Чайковский , М. К. Чюрлёнис , А. Шёнберг , Э. Шоссон , Д. Д. Шостакович , Р. Штраус , Дж. Энеску и другие.
«Поэма» для скрипки с оркестром Э. Шоссона также написана под влиянием жанра симфонической поэмы.
«Хореографическая поэма» « Вальс » М. Равеля представляет собой симфоническую поэму, предполагающую возможность сценического воплощения.
Наиболее радикальное переосмысление жанра симфонической поэмы предложил Д. Лигети в Симфонической поэме для 100 метрономов .
Влиянию симфонической поэмы подверглись в своем развитии и другие жанры — симфония , концерт , поэма , соната .
*