соната в словаре кроссвордиста
соната
- Патетическая у Бетховена
- произвед. Бетховена
- Романтический музыкальный жанр
- Творение композитора
- Фильм Владимира Гардина "Крейцерова ..."
- Фильм Ингмара Бергмана "Осенняя ..."
- Лунная особа из творческого наследия Людвига ван Бетховена
- Музыкальное произведение для хора и оркестра
- Музыкальное произведение из нескольких частей, объединенных общим замыслом
- "и ... слышна едва-едва"
- "осенняя ...", Бергман
- Модель "Хендаи"
- "крейцерова ..."
- Музыкальная пьеса
- Опус компазитора
- ж. музыкальное, фортепьянное сочинение своего рода. Сонет м. стихотворение из двух четырестиший, и двух трестиший. Сонетка ж. звонок, колокольчик, позвонок, с проводом куда, для призыва прислуги. Сонометр м. лат. звукомер, снаряд для измерения силы звуков и для сравнения разных звуков
- Пьеса украинского драматурга Миколы Кулиша «Патетическая ...»
- Какое название вплоть до XVII века носила всякая инструментальная песня, название которой связывают с итальянским словом «петь»?
- Поэма аргентинского поэта Рауля Гонсалеса Туньон «Осенняя ... в Москве»
- Крейцерова … (повесть Толстого)
- Крейцерова … (фильм)
- Лунный шедевр Бетховена
- Крейцерова … (к/ф)
- Аппассионата Бетховена
- Какое название вплоть до 17-го века носила всякая инструментальная песня, название которой связывают с итальянским словом петь
- «И … слышна едва-едва»
- Один из жанров в творчестве Л. Бетховена
- Модель «Хендаи»
- Фильм Ингмара Бергмана Осенняя …
- «Лунное» творение Бетховена
- Фильм Владимира Гардина Крейцерова …
- «Крейцерова …»
- «Лунная» Бетховена
- «Осенняя …», Бергман
- Драма шведского писателя Ю.А.Стриндберга «… призраков»
- Пьеса украинского драматурга 20 в. Миколы Кулиша «Патетическая ...»
- Драма шведского писателя Августа Стриндберга «... призраков»
- Крейцерова у Бетховена
- Какое название вплоть до 17-го века носила всякая инструментальная песня, название которой связывают с итальянским словом «петь»?
- Фильм Ингмара Бергмана «Осенняя ...»
- Фильм Владимира Гардина «Крейцерова ...»
- «Апассионата» у Бетховена
- «Лунное» произведение Бетховена
- Музыкально-инструментальная пьеса
- Модель «Хёндэ»
- Произведение, которое Бетховен посвятил французскому скрипачу Крейцеру
- Музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, объединённых общим замыслом
- "Апассионата" у Бетховена
- "Аппассионата" Бетховена
- "Крейцерова ..." (к/ф)
- "Крейцерова ..." (повесть Толстого)
- "Крейцерова ..." (фильм)
- "Лунная" у Бетховена
- "Лунное" сочинение Бетховена
- "Лунное" творение Бетховена
- "Лунный" шедевр Бетховена
- "Лунная" Бетховена
- Драма шведского писателя Ю. А. Стриндберга "... призраков"
- Ее, Лунную, написал Бетховен
- Инструментальная пьеса
- Какое название вплоть до 17-го века носила всякая инструментальная песня, название которой связывают с итальянским словом "петь"
- Лунная или Крейцерова
- Лунная музыка Бетховена
- Лунное произведение Бетховена
- Лунный опус Бетховена
- Лунный труд Бетховена
- Музыкальная форма
- Музыкальное произведение
- Музыкальное творение
- Опус Бетховена
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
ж. музыкальное, фортепьянное сочинение своего рода. Сонет м. стихотворение из двух четырестиший, и двух трестиший. Сонетка ж. звонок, колокольчик, позвонок, с проводом куда, для призыва прислуги. Сонометр м. лат. звукомер, снаряд для измерения силы звуков и для сравнения разных звуков.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
сонаты, ж. (ит. sonata) (муз.). Инструментальное музыкальное произведение из трех или четырех различающихся своим содержанием частей, из к-рых одна или две написаны в форме сонатного аллегро (см. сонатный). Крейцерова соната. Бетховена для скрипки и фортепьяно.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-ы, ж. Музыкальное произведение для одного или нескольких инструментов, состоящее из нескольких контрастирующих частей, объединенных общим замыслом. Сонаты Скрябина.
прил. сонатный, -ая, -ое. Сонатная форма.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Музыкальное произведение для одного или двух инструментов, состоящее из нескольких различных по характеру и темпу частей, объединенных общим художественным замыслом.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
СОНАТА (итал. sonata, от sonare - звучать) музыкальный жанр, произведение для одного или нескольких инструментов, написанное в форме сонатного цикла (см. Циклические формы). Классический тип сонаты (2-4 части) сложился в кон. 18 в. в творчестве Й. Гайдна и В. А. Моцарта; высокие образцы сонат, разнообразных по образному строю и композиционным принципам, созданы Л. Бетховеном. Значительное развитие жанр получил в западноевропейской музыке романтизма (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист и др.), российской музыке (П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович и др.).
Большая Советская Энциклопедия
(итал. sonata, от sonare ≈ звучать), один из основных жанров камерной инструментальной музыки. В классически законченном виде С., как правило, ≈ 3-частное циклическое произведение с быстрыми крайними частями (первая ≈ в т. н. сонатной форме ) и медленной средней. Иногда в цикл включается также менуэт или скерцо.
Термин «С.» известен с 16 в.; первоначально С. называли любую инструментальную пьесу, в отличие от кантаты как вокальной пьесы.
К началу 17 в. сформировались 2 типа С.: церковных С. (sonata da chiesa) и камерная С. (sonata da camera). Для церковных С. характерны 4-частный цикл с определённой последовательностью темпов частей (медленно ≈ быстро ≈ медленно ≈ быстро; или быстро ≈ медленно ≈ быстро ≈ быстро), серьёзность музыки. Камерная С. ≈ свободное последование танцевальных номеров. Грань между этими видами С. быстро стирается. В 17 в. получили распространение т. н. трио-сонаты для 2 или 3 исполнителей с сопровождением генерал-баса . Важнейшее положение занимали также С. для одной скрипки и генерал баса, прежде всего у композиторов т. н. итальянской скрипичной школы ≈ А. Вивальди, А. Корелли и др. С. для скрипки с полностью выписанной и богато разработанной партией клавира появились у И. С. Баха. В раннеклассический период (середина 18 в.) интенсивно формировался тип классической С. (особенно в С. для фортепиано К. Ф. Э. Баха и Д. Скарлатти). Он окончательно сложился в период венского классицизма (конец 18 в.) в творчестве И. Гайдна, В. А. Моцарта и др. Величайшей вершиной в развитии С. явились сонаты Л. Бетховена (32 для фортепиано, 10 для скрипки и фортепиано, 5 для виолончели и фортепиано). Они выделяются глубиной содержания, широтой круга образов, яркой конфликтностью, порой почти симфоническими масштабами. Ряд сонат Бетховена представляет собой 4-частный цикл, воспроизводящий последовательность частей симфонии и квартета.
В творчестве композиторов-романтиков происходило обогащение и переосмысление жанра классической С. (преимущественно бетховенского типа). Большой вклад в развитие С. внесли Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Лист, И. Брамс, Э. Григ и др. В их С. усилилась тенденция к широкой симфонической трактовке жанра, углубилась контрастность образов. Стремление к единству цикла приводит к созданию одночастных С. (впервые ≈ в 2 С. для фортепиано Ф. Листа).
В конце 19 ≈ начале 20 вв. яркие обновляющие тенденции проступают в С. французских композиторов Г. Форе, П. Дюка, М. Равеля, К. Дебюсси, русских композиторов А. Н. Скрябина, Н. К. Метнера. В 20 в. С. остаётся одним из ведущих музыкальных жанров. Новые образы и средства выразительности существенно изменяют её облик. К выдающимся образцам современной музыки принадлежат сонаты С. С. Прокофьева (10 для фортепиано, 2 скрипичные), Д. Д. Шостаковича (2 для фортепиано, 2 скрипичные, виолончельная), П. Хиндемита (около 30 С. почти для всех инструментов), Б. Бартока (6 С. для различных составов). В 50≈70-х гг. термин «С.», как в далёком прошлом, порой понимается лишь как обозначение инструментальной пьесы (С. для виолончели с оркестром К. Пендерецкого).
Лит.: Попова Т., Соната, М., 1962; Bagge S., Die geschichtliche Entwicklung der Sonate, Lpz., 1880; Klauwell O., Geschichte der Sonate von ihren Anfängen bis zur Gegenwart, Köln ≈ Lpz., 1899; Brandt E., Suite, Sonate and Symphonie, Braunschweig, 1923; Borrel E., La sonate. P., 1951.
В. Б. Валькова.
Википедия
Сона́та — жанр инструментальной музыки , а также музыкальная форма , называемая сонатной формой . Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта . Ряд инструментальных пьес, написанных для многих оркестровых составов, принято называть не сонатой, а большим концертом . Также словом «соната» может называться собрание пьес в одно целое, потому что некоторые из этих пьес написаны в сонатной форме.
Название «соната» произошло от итальянского глагола «sonare», что переводится как «звучать». Соната состоит из трех частей. Первая часть всегда быстрая, стремительная, вторая, наоборот, медленная и размеренная, ей на смену приходит заключительная часть, которая пишется в духе первой . От сюиты соната отличается тем, что все части связаны между собой. Между ними нет сильного контраста, кроме темпа, музыкальный материал дополняет предыдущий.
Sonata:
- Соната — жанр инструментальной музыки.
- Сонатная форма — музыкальная форма.
- «Соната» — торговая марка радиоприёмников Ленинградского завода «Радиоприбор» (с 1965 г.)
- «Соната» — торговая марка магнитофонов Великолукского радиозавода (с 1967 г.)
- Hyundai Sonata — среднеразмерный автомобиль компании Hyundai .
- Sonata Arctica — финская англоязычная пауэр-метал группа.
- Зимняя соната — южнокорейская телевизионная драма .
- Sonata — клиент для Music Player Daemon .
Примеры употребления слова соната в литературе.
Следующая вещь была также его собственная, соната для фортепиано,- Башилов несколько поспокойнел и играл, размышляя, что, может быть, не сам аварийщик, но, может быть, кто из детей его, выросший, приехавший или даже перехавший в Ленинград жить, пришел сегодня в концерт.
Программа действий молодого композитора недвусмысленно отражена в его авторских ремарках - вроде той, которая сопровождает финал альтовой Сонаты ор.
Целая батарея астатических динамиков отозвалась вступлением сонаты, прекрасной, лирической сонаты, на мой взгляд, безошибочно перголезианской и в то же время странной, причудливой.
Монументальность органных комполиций Регера во многом присуща его оркестровым и фортепианным сочинениям, среди которых вместо привычных сонат и симфоний преобладают развернутые вариационно-полифонические циклы - симфонические Вариации и фуги на темы И.
Все входящие людьми в историю всегда будут проходить через него, потому что эти сонаты, являющиеся преддверьем к единственно полной нравственной свободе, пишут не Толстые и Ведекинды, а их руками - сама природа.
В его исполнении записаны на грампластинки фортепианный Концерт, Трио, скрипичная и виолончельная сонаты, фортепианный Квинтет.
Он как бы выдернул из рук лабуха гитару, побренчал, а затем, аккомпанируя, чистым и без хрипа голосом пропел маршеобразное вступление Второй виолончельной сонаты.
Более полустолетия артист работал над виолончельными сонатами Баха и, по его словам, каждый раз открывал для себя что-нибудь новое.
В то время я носился с честолюбивой мечтой написать историю сонаты с новых позиций, и тут наступил для меня период, когда мне не только не удавалось подвинуться ни на шаг вперед, но меня охватывали сомнения, имеют ли вообще какой-то смысл все эти музыковедческие и исторические исследования и изыскания, действительно ли они нечто большее, нежели забава праздных людей, мишурный духовный заменитель подлинно переживаемой жизни.
И едва только армия, плеща знаменами, отмаршировала по залитым солнцем снежным просторам последней части сонаты, как один из слуг шепнул мне, что меня желает видеть Кардинал.
Скрипичные и клавирные концерты, партиты и сюиты, сонаты для скрипки и флейты, для гамбы.
Я почувствовал, что разговор лучше вести мне и принялся рассуждать обо всем сразу -- о фейерверках, о диких цветах по берегам озера Альбано, о сонате Пиццетти, о воровстве в библиотеке Ватикана.
Сегодня его наследие - это 19 симфоний, 2 симфониетты, 2 камерные симфонии, 7 опер, 4 оперетты, 3 балета, 17 струнных квартетов, Квинтет, 5 инструментальных концертов и множество сонат, музыка к многочисленным кинои мультфильмам, театральным постановкам.
Шапорин сочиняет также 2 сонаты для фортепиано, Симфонию для оркестра и хора, романсы на стихи Ф.
Тихая задумчивость первой части сонаты переходила в беззаботное аллегретто второй.
Источник: библиотека Максима Мошкова