кантата в словаре кроссвордиста
кантата
- Музыкальное произведение
- Большое музыкальное произведение
- Большой музыкальный опус, близкий к оратории
- Жанр, близкий к оратории
- Музыкальное сочинение
- Хоровой жанр
- Музыкальное творение
- Уменьшенная версия оратории
- Без малого оратория
- Лирическая оратория
- Оратория цикад
- Торжественная хоровая песнь
- Торжественная хоровая песня
- Музыкальный жанр
- Песнь торжествующего хора
- Сборник гаитянского писателя Рене Депестра «Октябрьская ... Че Геваре»
- В переводе с итальянского «спетая»
- «философ — первый слог шарады, К нему союз прибавить надо, Последний слог — местоимение. Все — в музыке произведение.» (шарада)
- Название этого музыкального произведения означает по-итальянски "спетая"
- Симфония английского композитора Б. Бриттена «… милосердия»
- Скажите по-итальянски «спетая»
- Название этого музыкального произведения означает по-итальянски «спетая»
- Симфония английского композитора Бенджамина Бриттена «... милосердия»
- Сорт чёрной смородины
- Поэма мексиканского писателя Альфонсо Рейеса «... на смерть»
- Торжественная песня для хора с оркестром
- Крупное вокально-инструментальное произведение
- «Философ - первый слог шарады, К нему союз прибавить надо, Последний слог - местоимение. Все - в музыке произведение.» (шарада)
- Стихотворение Сергея Есенина
- Крупное вокально-инструментальное произведение, близкое к оратории
- Крупное музыкальное произведение для хора
- Состоящее из нескольких частей стихотворение к торжественному случаю или на мифологическую тему
- Крупное вокально-инструмент. произведение
- Жанр стихотворно-музыкального произведения
- Стих Есенина
- В переводе с итальянского "спетая"
- "философ — первый слог шарады, К нему союз прибавить надо, Последний слог — местоимение. Все — в музыке произведение." (шарада)
- Симфония английского композитора Б. Бриттена "... милосердия"
- Стихотворение Есенина
- Сочинение для хора
- Близка оратории
- Скажите по-итальянски "спетая"
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
кантаты, ж. (ит. cantata). Вокальная пьеса для одного или нескольких голосов и чаще для хора, отличающаяся торжественностью (муз.).
Род старинного торжественного лирического стихотворения (лит.).
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-ы, ж.
Крупное, близкое оратории, вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра.
-
Состоящее из нескольких частей стихотворение к торжественному случаю или на мифологическую тему (спец.).
прил. кантатный, -ая, -ое (к 1 знач.).
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж.
Крупное вокально-инструментальное произведение торжественного содержания, обычно для солистов, хора и оркестра.
Торжественная хоровая песнь.
Жанр торжественной лирики (распространенный в русской поэзии XVIII в.-начала XIX в.) - стихотворное произведение к торжественному случаю или на мифологическую тему.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
КАНТАТА (итал. cantata, от лат. canto - пою) крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра ("Москва" П. И. Чайковского, "Александр Невский" С. С. Прокофьева и др.). Состоит, как правило, из оркестрового вступления, арий, речитативов и хоров. Близка к оратории, отличается от нее меньшим масштабом.
Большая Советская Энциклопедия
(итал. cantata, от лат. canto ≈ пою), крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. Встречаются К. торжественного, радостного, лирического, скорбного, повествовательного характера; подразделяются на светские и духовные (религиозные). Обычно К. состоит из оркестрового вступления, арий, речитативов и хоров. К. близка к оратории , отличается от неё меньшими масштабами, отсутствием драматической разработки сюжета, преимущественно камерным характером.
К. возникла в Италии в 1-й половине 17 в. Вначале итальянская К. была сольной; позднее создавались К., близкие к оперным сценам. Расцвет итальянской К. относится к середине 17 в. и связан с творчеством композиторов Дж. Кариссими, А. Страделлы, А. Скарлатти и др. Итальянские К. были светскими; духовная К. сформировалась в Германии. Наряду с оркестром и солистами в ней большое значение приобрёл хор. Высокохудожественные образцы духовных и светских К. создал И. С. Бах. Первые русские К. возникли в 18 в. Во 2-й половине 19 в. ряд значительных произведений в жанре К. был создан русскими композиторами-классиками: П. И. Чайковским («Москва»), Н. А. Римским-Корсаковым («Из Гомера» и др.), С. И. Танеевым, С. В. Рахманиновым. Советскую К. отличает возросшая роль хора, использование интонаций народной и массовой песни. Важное место в К. советских композиторов заняли историко-героические («Александр Невский» С. С. Прокофьева, симфония-К. «На поле Куликовом» Ю. А. Шапорина) и патриотические темы («Кантата о Родине» А. Г. Арутюняна, симфония-К. «Украина моя» А. Я. Штогаренко и др.).
Лит.: Хохловкина А., Советская оратория и кантата, М., 1955; Ширинян Р., Оратория и кантата, М., 1960; Schmitz Е., Geschichte der Kantate und des geistlichen Konzerts, Bd 1≈ Geschichte der weltlichen Solokantate, [3 Aufl.], Hildesheim, 1965.
См. также лит. при ст. И. С. Бах и Оратория .
Б. В. Левик.
Википедия
Кантата (, от — петь) — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.
В первой половине XVII ст. вокальное сочинение для одного голоса ( мадригал ) называлось кантатой в отличие от инструментального сочинения, называвшегося сонатой. С развитием оперы в Италии развилась и форма кантаты, которая стала заключать в себе не один сольный вокальный номер, а несколько. В состав кантаты вошли: хоры , речитативы , арии , а позднее и дуэты с оркестровым сопровождением. Кантата получила развитие благодаря Кариссими , который считается её творцом. Кантата исполняется в концертах и церквях. Она бывает светского и духовного содержания. Отличие кантаты от оратории заключается в том, что в оратории больше драматизма, и сольные номера относятся к известным личностям в сюжете оратории, а в кантате преобладает лирический элемент и сольные номера имеют более отвлеченный характер. Духовная кантата особенно развилась в протестантской церкви. Сочинение кантаты служит в консерваториях задачей для выпускных учеников-теоретиков.
Встречаются кантаты различного характера — торжественные, лирические, скорбные, радостные, повествовательные, философские.
Примеры употребления слова кантата в литературе.
Под влиянием Букстехуде Бах стал внимательнее вслушиваться в голоса арнштадтских солистов, В старинных кантатах и мотетах сопровождающие инструменты всецело подчинялись ведению голосов хора и солистов.
С арнштадтской поры, изучив опыт Букстехуде и других мастеров, он писал кантаты в установившейся манере на собственные тексты - переложения из Евангелия.
Навещая Веймар, Ноймейстер сблизился с Иоганном Себастьяном, сочинял стихотворные тексты для кантат в новом стиле.
С другой стороны, Гаврилин создает произведения крупной формы - сюиты, поэмы, кантаты с использованием приемов современной эстрадной музыки.
Кроме этого Галуппи создал множество произведений для церкви: месс, реквиемов, ораторий и кантат.
Помимо опер, перу Доницетти принадлежат оратории, кантаты, симфонии, квартеты, квинтеты, духовные и вокальные сочинения.
За ней последовали другие песни и кантаты, также имевшие большой успех.
Он с увлечением работает в жанрах вокальной музыки: пишет песни, кантаты, хоровые циклы.
Наибольшей художественной ценностью обладает его вокальная музыка - оперы, кантаты, хоровые циклы, песни, лучшие из которых написаны на стихи П.
Кантаты сочинялись с расчетом на большой, разносословный состав слушателей и раскрывали содержание посредством системы музыкальных символов.
Родная природа и народное искусство, образы грузинской истории и литературы - это темы и крупных вокально-симфонических произведений Тактакишвили - ораторий и кантат.
Среди основных произведений композитора 7 опер, 10 вокально-симфонических и вокально-инструментальных произведений, 12 инструментальных концертов, 23 кантаты и хора, музыка к более 50 спектаклям и 20 кинофильмам.
Ежедневно от скуки Он на скрипке играл из кантаты финал, Извлекая протяжные звуки Там принцесса Китая однажды, Проплывая, сказала: не каждый Так сыграл бы финал, как он дивно сыграл Аллегретто, анданте, адажио.
Кантаты Баха включают такие сложившиеся в его время формы, как вступительные симфонии, арии да капо, оперные ариозо и речитативы, увертюры и танцевальные сюиты и др.
Любекский мастер славился еще в своих кантатах и других произведениях с участием хора и певцов-солистов искусством так называемого инструментального ведения человеческого голоса - в ариях, речитативах, дуэтах, когда голос в виртуозности не уступает сольным инструментам оркестра.
Источник: библиотека Максима Мошкова