логос в словаре кроссвордиста
логос
- Термин философии, означающий «слово»
- В философии Гераклита - всеобщая закономерность
- Мировой разум
- В греческой философии всеобщая закономерность
- Духовное первоначало, мировой разум
- Смысл в др.-греч.философии
- "смысл" в др.-греч.философии
- По представлению некоторых древних философов разум, мысль Бога, выделившаяся для создания мира и управления им
- Смысл в древнегреческой философии
- Божество, второе лицо святой Троицы, Сын Божий (мифическое)
- Термин философии, означающий "слово"
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ЛОГОС (греч. logos) одно из основных понятий древнегреческой философии; одновременно "слово" ("предложение", "высказывание", "речь") и "смысл" ("понятие", "суждение", "основание"). Введено Гераклитом: логос как универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия, тождественная первостихии огня. В стоицизме - эфирно-огненная душа космоса и совокупность формообразующих потенций ("семенные логосы"), от которых в инертной материи "зачинаются" вещи. В христианстве логос отождествлен со 2-м лицом Троицы.
Большая Советская Энциклопедия
(греч. lógos), термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (или «предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» (или «понятие», «суждение», «основание»); при этом «слово» берётся не в чувственно-звуковом, а исключительно в смысловом плане, но и «смысл» понимается как нечто явленное, оформленное и постольку «словесное». Из бытовой сферы в понятие «Л.» вошёл ещё момент чёткого числового отношения ≈ «счёта», а потому и «отчёта» (lógon didónai ≈ «отдавать отчёт»). Л. ≈ это сразу и объективно данное содержание, в котором ум должен «отдавать отчёт», и сама эта «отчитывающаяся» деятельность ума, и, наконец, сквозная смысловая упорядоченность бытия и сознания; это противоположность всему безотчётному и бессловесному, безответному и безответственному, бессмысленному и бесформенному в мире и человеке.
Термин «Л.» введён в философский язык Гераклитом , который использовал внешнюю созвучность этого термина с житейским обозначением человеческого «слова», чтобы в духе иронического парадокса подчеркнуть пропасть между Л. как законом бытия и неадекватными ему речами людей. Космический Л., как и подобает слову, «окликает» людей, но они, даже «услышав» его, неспособны его схватить и постичь. В свете Л. мир есть целое и постольку гармония, но обыденное сознание ставит свой частный произвол выше «общего» и по-разному оценивает равно необходимые части целого. Внутри этого всеединства «всё течёт», вещи и даже субстанции перетекают друг в друга, но равным себе остаётся Л. ≈ ритм их взаимоперехода и законосообразность их взаимоотношения; т. о., благодаря понятию Л. гераклитовская картина мира при всей своей динамичности и катастрофичности сохраняет стабильность и гармонию. В целом учение Гераклита о Л. представляет близкую историко-философскую аналогию учению Лао-цзы о дао .
У более поздних древнегреческих натурфилософов, у софистов , у Платона и Аристотеля термин «Л.» утрачивает фундаментальное онтологическое содержание. Лишь стоицизм возвращается к гераклитовскому понятию субстанциального мирового Л., описывая его как тонкоматериальную (эфирно-огненную) душу космоса и как совокупность формообразующих потенций (т. н. «семенных Л.»), от которых в инертной низшей материи «зачинаются» вещи. Неоплатонизм наследует эту концепцию, но лишает её натуралистико-материалистических аспектов: Л. оказываются уже не истечениями тончайшей материи, но эманациями умопостигаемого мира, регулирующими и формирующими чувствственный мир. На этом завершается история классической античной интерпретации Л. как «слова», которое субстанциально, но не личностно, и выявляет в себе форму, но не волю. Однако к этому времени понятие «Л.» давно уже вошло в сферу иудейских и христианских учений, где было переосмыслено как слово личного и «живого» бога, окликавшего этим словом вещи и вызывающего их из небытия. Так, для Филона Александрийского Л. есть «образ бога» и как бы «второй бог», посредник между потусторонностью бога и посюсторонностью мира. Для христианства значение термина «Л.» определено уже начальными словами Евангелия от Иоанна ≈ «В начале был логос, и логос был у бога, и логос был бог»; вся история земной жизни Иисуса Христа интерпретируется как воплощение и «вочеловечение» Л., который принёс людям откровение и сам был этим откровением («словом жизни»), самораскрытием «бога незримого». Христианская догма утверждает субстанциальное тождество Л. богу-отцу, чьё «слово» он представляет собой, и рассматривает его как второе лицо троицы .
Некоторые русские философы-идеалисты (В. Ф. Эрн, П. А. Флоренский ) употребляли термин «Л.» как обозначение «цельного» и «органического» знания, характеризующегося равновесием ума и сердца, анализа и интуиции.
Лит.: Трубецкой С. Н., Учение о логосе в его истории, 2 изд., М., 1906; Лосев А. Ф., История античной эстетики, [т. 1], М., 1963; Kelber W., Die Logos-lehre von Heraklit bis Origenes, Stuttg., 1958.
С. С. Аверинцев.
Википедия
Ло́гос — термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» ( высказывание , речь) и «понятие» ( суждение , смысл). Гераклит , впервые использовавший его, называл логосом «вечную и всеобщую необходимость », устойчивую закономерность . В последующем значение этого термина неоднократно изменялось, тем не менее, под логосом понимают наиболее глубинную, устойчивую и существенную структуру бытия , наиболее существенные закономерности мира.
Ло́гос — российский философско-литературный журнал.
Редакцией заявлено продолжение западнической традиции и гибкая редакционная политика, направленная на обсуждение современных проблем российского общества и ознакомление публики с основными тенденциями и новыми веяниями российской и мировой литературно-философской мысли.
Логос:
- Логос — философский термин
- Логос — журнал
- Логос — московское издательство
- Логос — классический объект пояса Койпера
Примеры употребления слова логос в литературе.
Сейчас, когда рассуждают о кризисе культуры, часто высказывают мысль, что на смену культуре письменной, культуре слова, логоса, идет культура бесписьменная - культура устная и культура образа, эйдоса.
Следовательно, и античная философия и христианское вероучение проистекают из одного Божественного источника -- Логоса.
Активные точки человека, центры нервных сплетений и ганглии, чакрамы, Нить Серебряная и Логос есть каналы его выхода в это поле.
Логосом, является впервые как действительное самостоятельное существо, могущее от себя воздействовать на божественное начало.
И так как душа в природном человечестве является актуально лишь в множественности индивидуальных душ, то и действительное соединение божественного начала с душою необходимо имеет индивидуальную личную форму, то есть божественный Логос рождается как действительный индивидуальный человек.
Когда произрождена десятая голограмма, Ментал входит в Сознание Духа, Астрал -- в Луч Сознания Духа, Тара -- в Луч Сознания Логоса.
Во время физиологической любви мужчина вырабатывает ровно столько активных телец-семеноидов, сколько произродилось Монад из данной информационно-энергетической ячейки Логоса, к разряду которой относится этот муж и эта жена.
Учение его было окрашено платоновским духом: он утверждал, что универсалии заложены в Божественном Логосе.
В соответствии с христианизированным неоплатонизмом, Эриугена воспринимал эту природу, как первую ипостась, первое порождение Бога-Отца -- Логос, Божественный ум или всеведение Бога.
Логоса в мире даймонов превратился в Его апофеоз, и вся эта сакуала вступила на путь последовательных просветлений.
И оживляется Логос, первое материальное Тело Луча Сознания Духа, воскрешает, когда Луч Сознания Высшего входит в эту Оболочку, полную грануляции Огня и Света, воплощается в ней, одевается ею, как плотью.
Потому что глагол, логос, закон, представление об истинных процессах, о правильном и целесообразном предшествовали самому акту сотворения мира и всего того, что будет действовать и вступать в отношения.
Третья голограмма, второе Тело Луча Сознания Логоса, первое Тело Луча Сознания Монады, является Ментальным Телом Монады.
В божественном организме Христа действующее единящее начало, начало, выражающее собою единство безусловно-сущего, очевидно есть Слово, или Логос.
Осуществляющий в себе или носящий это единство Христос, как цельный божественный организм -- универсальный и индивидуальный вместе,-- есть и Логос, и София.
Источник: библиотека Максима Мошкова