Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

композиция в словаре кроссвордиста

композиция

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

композиция

композиции, ж. (латин. compositio - составление) (книжн.).

  1. Теория составления музыкальных произведений (муз.). Он занимается композицией. Класс композиции в музыкальной школе.

    Музыкальное произведение (муз.). Это - очень талантливая композиция.

  2. Отдел теории архитектуры, излагающий правила соединения частей в одно целое (архит.).

  3. Художественная структура, построение произведения (искус.). Поэма, прекрасная по композиции, но недостаточно обработанная. Композиция лирического стихотворения. Композиция картины. Композиция романса, сонаты.

  4. Материал, представляющий собой сплав, состав из нескольких веществ. Медальон... из какой-то композиции. Гончаров.

  5. Имитация, подделка (преимущ. драгоценного камня; устар.). Малахитовая композиция.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

композиция

-и, ж.

  1. Строение (во 2 знач.), соотношение и взаимное расположение частей. К.романа, картины, симфонии, книги.

  2. Произведение (скульптурное, живописное, музыкальное, литературное), сложное или неоднородное по своему составу. Скульптурная к. Хореографическая к. Литературно-музыкальная к. Архитектурная к.

  3. Теория сочинения музыкальных произведений. Класс композиции.

  4. Материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов (напр. железа и бетона, пластика и стекла, металла и неметалла) (спец.).

    прил. композиционный, -ая, -ое (к 1,3 и 4 знач.). Композиционные особенности романа. Композиционные материалы.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

композиция

ж.

  1. Строение произведения литературы и искусства, расположение и соотношение его отдельных частей, составляющих единое целое.

    1. Произведение живописи, музыки и т.п., имеющее определенное построение.

    2. Сочетание каких-л. элементов, объединенных общим замыслом, идеей и т.п. и образующих гармоническое единство.

  2. Теория составления музыкального произведения; сочинение музыки.

  3. устар. Сплав различных металлов.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

композиция

КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositio - составление, связывание)

  1. построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. В художественной литературе композиция мотивированное расположение компонентов литературного произведения; компонентом (единицей композиции) считают "отрезок" произведения, в котором сохраняется один способ изображения (характеристика, диалог и т.д.) или единая точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое. Взаиморасположение и взаимодействие этих "отрезков" образуют композиционное единство произведения. Композицию часто отождествляют как с сюжетом, системой образов, так и со структурой художественного произведения (иногда синонимами понятий композиция и структура служат слова: архитектоника, построение, конструкция).

  2. Музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение.

  3. Произведение, включающее различные виды искусств (напр., литературно-музыкальная композиция) или составленное из различных произведений и отрывков.

  4. Сочинение музыки; также учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.

Большой юридический словарь

композиция

во Франкском государстве денежная компенсация потерпевшему за вред, причиненный преступлением. Получение К. было запрещено в Великом ордонансе 1357 г.

Большая Советская Энциклопедия

Википедия

Композиция (музыка)

Компози́ция ( — составление, сочинение) — категория музыковедения и музыкальной эстетики , характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработанного и завершённого в себе музыкального произведения , «опуса», в отличие от текучей вариативности народного творчества -процесса, от импровизации (в древней, восточной , народной , джазовой музыке, некоторых видах музыки XX века ).

Композиция предполагает: наличие автора как личности ( композитора ); его целенаправленную творческую деятельность ; отделимое от создателя и далее независимо от него существующее произведение; воплощение содержания в точно установленной объективированной звуковой структуре; сложный аппарат технических средств, систематизированный музыкальной теорией и излагаемый в специальной области знания . Письменная фиксация композиции требует совершенной музыкальной нотации . Закрепление категории композиции и статуса композитора связано с развитием в эпоху Возрождения концепции свободной человеческой личности — творца, создателя (указание имени композитора стало нормой с XIV века ; кульминация личностного и авторского начала в композиции — в XIX веке ).

Композиция как музыкально-художественное целое стабильна. В ней преодолевается непрерывная текучесть времени , устанавливается всегда одинаково воспроизводимая однозначность основных компонентов музыки — высотности, ритма , расположения материала Благодаря стабильности композиции можно воспроизводить звучание музыки через любые сколь угодно большие промежутки времени после её создания. Вместе с тем композиция всегда рассчитана на определённые условия исполнения. По сравнению с прикладными фольклорными формами ( песнями , плясками ) и действами ( обрядовыми , религиозными , бытовыми ), непосредственно включёнными в жизненный процесс, композиция в большей мере является произведением искусства.

С древнейших времён представление о композиционно едином музыкальном целом связывалось с текстовой основой. Латинскому понятию композиции исторически предшествовало античное понятие мелопеи . Глагол componere и его производные (в том числе compositor) встречаются во многих средневековых трактатах, начиная от Хукбальда Сент-Аманского и его школы (IX—X века). В XI веке Гвидо Аретинский в своём «Микрологе» (ок. 1025 ) под композицией (componenda) понимал, главным образом, искусное составление хорала . Иоанн де Грокейо («О музыке», ок. 1300 ) относил это понятие к многоголосной музыке («musica composita», то есть сложная, составная музыка) и употреблял слово «compositor». В эпоху Возрождения Иоанн Тинкторис («Определитель музыкальных терминов», 1474 ) выделил в последнем термине творческий момент (композитор — «написавший какой-нибудь новый кантус »); в «Книге об искусстве контрапункта» ( 1477 ) он чётко различил контрапункт нотированный — «res facta» (равнозначно «cantus compositus» в «Определителе») и импровизируемый («super librum cantare», букв. петь над книгой).

В конце XV — начале XVI веков учение о контрапункте расширилось до понятия «ars componendi» («Искусства композиции»; термин Мельхиора Шанпехера , одного из авторов трактата «Золотой труд о музыке» («Opus aureum musicae…», 1501); начиная с Николая Листения в Германии и Австрии в XVI—XVII веках термин «musica poetica» означал науку композиции (как «musica theoretica» — общую/спекулятивную, a «musica practica» — прикладную/дидактическую теорию музыки).

В 17 — 19 веках учение о композиции превратилось в целостную науку о гармонии , полифонии , музыкальной форме и инструментовке . Движению музыки к художественной автономности соответствовало представление о композиции как музыкальной форме, базирующейся на специфических музыкальных основах ( тональности , функциях тональных , модуляции , мотивике и тематизме , контрасте песенной структуры и связующих, разработочных ходов ). При этом в центре внимания теоретиков композиции оказался классический сонатный цикл .

В русле этой традиции, наука о композиции — свод теоретических сведений и практических предписаний к сочинению. Излагающий эту науку учебный курс композиции поныне ведётся в специальных учебных заведениях (другое название — сочинение. Учебники композиции часто совпадали с общим учением о композиции или с доминирующей в данное время отраслью учения о ней: «Le istitutioni harmoniche…» Дж. Царлино (Venetia, 1558 ); «Von der Singe-Kunst, oder Maniera. Traclatus compositionis augmentatis …» К. Бернхарда (сер. XVII века ); «Traite’de rharmonje», Ж. Ф. Рамо (Р., 1722 ); «Gradus ad Parnassum» И. Й. Фукса (W., 1725 ); «Gründliche Anweisung zur Komposition» И. Г. Альбрехтсбергера (Lpz., 1790 ); «Traite de haute composition musicale» А. Рейхи (v. 1—2, P., 1824 — 26 ); «Die Lehre von der musikalischen Komposition» А. Б. Маркса (Bd 1 — 4, Lpz., 1837 — 47 ); «Lehrbuch der musikalischen Komposition» И. К. Лобе (Bd 1—4,Lpz., 1850 — 67 ); «Grosse Kompositionslehre» X. Римана (Bd 1—3, В.— Stuttg., 1902 — 13 ).

В XX веке не существует единого учения о композиции, обобщающего современную художественную практику во всём её многообразии. Понятие композиции охватывает множество отдельных стилевых направлений и техник, включая как традиционное тонально-тематическое письмо, так и методы композиции, исходящие из принципиально нетрадиционных её трактовок ( додекафония , серийная техника ). Среди учебников композиции XX века: «Cours de composition musicale» В. д’Энди (v. 1—4, P., 1903—50); «Unterweisung im Tonsatz» П. Хиндемита (Bd 1 — 3, Mainz, 1937—70); «Studies in counterpoint, based on the twelve-tone technique» Э. Кшенека (N. Y., 1940 ).
Изучение новых методов композиции в музыке второй половины ХХ — начала XXI веков за последние 15 лет выделилось в самостоятельную научную и учебную дисциплину — теорию современной композиции , включающую в себя изучение таких новых методов композиции и музыкальных явлений как алеаторика , конкретная музыка , сериализм , сонорика
В России первым учением о композиции была «Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого (М., 1679, др. ред.— 1681); среди других авторов руководств: И. Л. Фукс (рус. пер. «Практич. руководство к сочинению музыки», СПБ, 1830), И. К. Гунке («Руководство к сочинению музыки», отд. I—3, СПБ, 1859—63), М. Ф. Гнесин («Начальный курс практич. композиции», М.—Л., 1941).

Композиция (изобразительное искусство)

Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета и т. п.

Композиция

Компози́ция — составление целого из частей.

Искусство
  • Композиция — организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.
  • Композиция — взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств в словесно-художественном произведении. Структура, план выражения литературного произведения. Построение художественного произведения.
  • Композиция — категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработанного и завершённого в себе музыкального произведения.
  • Архитектурная композиция — расположение частей и форм здания или комплекса и соотношение их между собой и с целым.
  • Композиция из цветов — флористическая техника компоновки цветов.
Математика
  • Композиция числа — представление натурального числа в теории чисел в виде упорядоченной суммы натуральных слагаемых.
  • Композиция функций — применение одной функции к результату другой.
Другое
  • Шахматная композиция — составление шахматных задач и этюдов.
  • Композиция ( агрегирование ) — методика создания нового класса в объектно-ориентированном программировании из уже существующих путём включения.
  • Композиционный материал — искусственно созданный неоднородный сплошной материал, состоящий из двух или более компонентов с чёткой границей раздела между ними.
Композиция (литературоведение)

Компози́ция в литературоведении — взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств в словесно-художественном произведении . Структура , план выражения литературного произведения . Построение художественного произведения.

Примеры употребления слова композиция в литературе.

Лучшие гитаристы всегда были на шаг впереди, а вскоре лид-гитарист, игра которого раньше растворялась в ансамблевом звучании, стал выдвигаться на первый план и играть сольные вставки в середине композиций, причем эти вставки становились все длиннее, превращаясь в самостоятельные партии.

Вместо статуи Архипенко и репродукции абстрактной композиции Курилова теперь кабинет украшали карты разных районов Африки и ярко разрисованные кожаные маски и щиты с дырками от пуль.

Ажурные детали конструкции были покрыты затейливой чеканкой и цветными инкрустациями, от чего астролябия скорее напоминала диковинную скульптурную композицию, чем научный прибор.

Композицией Баласанян занимался в течение года в творческом практикуме, созданном по инициативе студентов.

Другая причина вялости и бесцветности, двух главнейших недостатков балладной поэзии, связана не столько с первоначальной композицией этих стихов в те времена, когда их еще исполняли сами авторы, сколько с невежеством и ошибками исполнителей, через которых они дошли до нас.

Высокая кровля с переломом, фигурные наличники напоминают постройки стиля барокко, а портики с парными колоннами вторят композиции большинства входных ворот.

Интересна композиция церкви: основной объем и четыре прируба, ступенчатое бочечное покрытие которых образует эффектный переход к высокому восьмигранному шатру, увенчанному главой.

Главное, что это в принципе возможно - определить на какую главную идею работает композиция физического мира.

И вот по ряду учеников проходит волна, как бы состоящая из двенадцати фигур, считая то в одну, то в другую сторону от Христа: удар, круговращение, отражение, обращение, вздымание, склон, подъем, стремительность, замедление, углубление и так далее, вплоть до исчерпывания движения в крайних, замыкающих композицию фигурах.

Композиция открывает видеофильм, и мы узнаем, что сын героя-учителя погиб на Фолклендах.

Не ограничиваясь полученными знаниями, Виельгорский продолжил занятия композицией в Париже у Л.

Несколько раз по ноздрям шибала весьма экзотическая, но от этого не менее отвратительная композиция, состоявшая из запахов сивушного масла, кипящего спирта, подгоревшего хлеба и выбродивших дрожжей.

Композицию составила выпускница колледжа, она и репетировала с девочками.

Вначале группа заявила, что школьный приятель и одно время уличный музыкант Давид Гилмор заменит его на концертах, а Барретт продолжит писать композиции, но после всего нескольких выступлений впятером Барретт покинул группу.

Джона Карина, композиция рассказывает историю о том, как Дэвид Гилмор учится летать.

Источник: библиотека Максима Мошкова