Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Википедия

Сериализм

Сериализм — техника музыкальной композиции преимущественно в западноевропейской музыке второй половины XX в. Генетически сериализм связан с серийной техникой, берущей своё начало в музыке нововенской школы , особенно в додекафонии .

В теории музыки принято следующее различение серийного и сериального методов композиции. В основе серийного метода лежит серия высот из 12 звуков хроматической гаммы. Серийная техника оперирует сериями, которые могут состоять из любого количества звуков — от 3 до 12 (поскольку большее количество потребует весьма проблематичные для реализации применения микрохроматики ). Додекафония является частным случаем серийной техники с использованием двенадцатизвучных серий.

В сериальной технике, в отличие от серийной , принцип серийности может распространяться не только на высоту звука, но и на другие его параметры — длительность и т. п.

Зарождение сериализма связывают с именем Антона Веберна , который в своих произведениях пытался перенести достижения додекафонии на тембральную (« Пассакалия » ор.1, Симфония ор.21), динамико-артикуляционную (Вариации ор.27), ритмическую (вариации ор.30) стороны. Одна из первых сериальных попыток принадлежит русскому эмигранту Ефиму Голышеву (Струнное трио. Первые четыре пьесы написаны в 1914 году, пятая — позже, «из сочинений до 1925 г.» .

Сериальная техника выкристаллизовывалась в творчестве Оливье Мессиана (см. 4 ритмических этюда для фортепиано, 1949), и, наконец приобрела свой классический вид в творчестве композиторов Дармштадтской школы в 50-х годах ( Карел Гуйвартс , Пьер Булез , Карлхайнц Штокхаузен , Луиджи Ноно ), а также у Милтона Бэббитта . Популярная разновидность композиционной техники у дармштадтских сериалистов 1949-55 гг. — точечная музыка, или пуантилизм .

Позже композиторы-сериалисты активно обращались к электронным средствам программирования музыки, которые предоставляют широкие возможности для точного программирования серий любой сложности. В 1960-х годах сериальную технику использовали также и советские композиторы — Альфред Шнитке , Эдисон Денисов , Арво Пярт , Николай Каретников . Каретников в отличие от коллег до конца своей жизни оставался убежденным приверженцем серийной додекафонии, на основе которой выработал свой стиль.

Притом что сериализм интерпретировался его создателями как «новый способ мышления», интерес к нему у западных композиторов с конца XX в. в целом угас.