алеаторика в словаре кроссвордиста
алеаторика
- Метод композиции в музыке XX—XXI веков
- Метод композиции в музыке XX-XXI веков, допускающий вариабельные отношения между элементами музыкальной ткани и музыкальной формы и предполагающий неопределённость или случайную последовательность этих элементов при сочинении или исполнении произведения
- Течение в современной музыке, рассматривающая случайность как формообразующий принцип творчества и исполнительства
- Метод музыкальной композиции, использующий элементы случайности как образующий фактор
- Мелодия случайных звуков
Энциклопедический словарь, 1998 г.
АЛЕАТОРИКА (от лат. alea - игральная кость, случайность) метод музыкальной композиции 20 в., использующий элементы случайности как формообразующий фактор.
Википедия
Алеато́рика (вероятно, из — случайный < — игорный < — игрок < — игральная кость) — метод композиции в музыке XX — XXI веков , допускающий вариабельные отношения между элементами музыкальной ткани и музыкальной формы и предполагающий неопределённость или случайную последовательность этих элементов при сочинении или исполнении произведения.
Как метод композиции алеаторика развилась в противовес строгому варианту сериальной музыки , в технике которой элементы во всех параметрах музыкальной композиции ( гармония , ритм , форма, штрихи, динамика, тембр и т. д.) были строго детерминированы теми или иными прекомпозиционными алгоритмами .
Примеры употребления слова алеаторика в литературе.
Додекафония, алеаторика, сонорные эффекты, коллаж органично используются композитором, но нигде не переходят в самодовлеющую цель.
Выписанная алеаторика, динамика нагнетания остинатных комплексов находятся в русле новейших композиторских стилей.
Кроме того, в 70-х, когда его стали замечать, атональная музыка, алеаторика, додекафония, электроника, замена звуковысотных структур тембровыми массами, словом, весь модернистский проект превратился в ортодоксию, преподаваемую в колледжах.
Кластеры, алеаторика, полиритмия, остинато - все было очень примитивно, но это заменило мне, может быть, пару неудачных сочинений.
Додекафония, алеаторика, сонорные эффекты, коллаж органично используются композитором, но нигде не переходят в самодовлеющую цель.
Выписанная алеаторика, динамика нагнетания остинатных комплексов находятся в русле новейших композиторских стилей.
Кстати, в 1966 году написанный Скрипичный концерт - он и серийный, с элементами алеаторики, и вместе с тем, там центральный тон соль.
Одним из первых использовал алеаторику, серийную технику, четвертитоновую систему.
Источник: библиотека Максима Мошкова