Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

блок в словаре кроссвордиста

блок

Экономический словарь терминов

Словарь медицинских терминов

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

блок

м. морск. калитка, векша, векошка; колодка с проемом и каточком; две деревянные щеки, между коими вставлен на оси (нагель) кружок, каточек, аюшка (шкив) с пазом (кип) по ребру, для тяги через него снасти, веревки.

В нашем быту также зовут блоком каточек, вставленный на оси в косяк или стойку. Блоки бывают одношкивные, двушкивные и пр. Остропленый блок, оплетенный, обогнутый стропом, мочкою, для укрепы. Гакаблок, переносный, с крюком, для закладки за рым (кольцо) или обух (проушину). Блок со свитнем, с хвостом, для закладки обвоем. Канифасили канибаксблок, окованный и с прорезанною щекою, для вкладки снасти срединою, без продёвки конца. Катблок, для подъема якоря на кран-бал, для взятия якоря на кат. Вообще, блоки принимают названия своих снастей: марса-фал-блок, грот-марса-брас-блок и пр. Из двух блоков (обычно одношкивного и двушкивного) снуются тали, беги, тяга.

Принимая произвольно чужее слова, у нас иногда говорят блок в значении большого каменного отломка; это каменище, кабан, отесок (если отесан), толща, брусище; а деревянный: кряж, стул, чурбан, обрубок, отрубок, притесок.

В сахарном производстве стул, стол на чурбане, на стояле, где сахар выбивается из льяка, формы. Блокарь, блочник, блоковщик м. или блоковый мастер, векошник, калитчик. Блочный шкив, аюшка, каток. Блоковая, блокарня ж. мастерская, где работают блоки, калиточная, векошная.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

блок

блока, м. (англ. block) (мех.). Простая машина для подъема тяжестей с помощью веревки (цепи, ремня), перекинутой через укрепленное на высоте колесико с желобком по окружности. Поднимать что-н. блоком.

блок

(англ. block) (ж.-д.). Первая часть составных слов, обозначающая: блокировочный, или указывающая на то или иное отношение к блокировке, напр. блок-аппарат, блок-пост, блок-перегон (перегон, на к-ром действует данный блок-аппарат).

блок

а, м. (фр. bloc).

  1. Соглашение политических партий и группировок для борьбы с общим противником (полит.). Предвыборный блок.

  2. Объединение, группа чего-н. (спец.). Преобладающим типом застроек является блок из двухквартирных домов.

  3. Скрепленные вместе листы бумаги, напр. стопка отрывного календаря, все листы книги в отличие от обложки или переплета и т. п.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

блок

-а, м. Приспособление для подъема тяжестей, состоящее из колеса с закрепленной осью, с желобом по окружности и перекинутого через него каната или другой гибкой тяги.

прил. блочный, -ая, -ое.

блок

-а, м.

  1. Соглашение, объединение государств, партий организаций, группировок для тех или иных совместных действий. Политический б.

  2. Деталь, обычно сложная, используемая как готовая часть сооружения, механизма, изделия. Дверной б. Стеновой шлакобетонный б.

  3. Часть сооружения, механизма, изделия, представляющая собой группу отдельных функционально объединенных элементов, частей. Б. цилиндров. Б. электропитания.

  4. В ручных играх с мячом: блокирование спортсмена в момент завершающего удара. Ставить б.

  5. перен. Совокупность, группа, целостность. Б. проблем, вопросов, предложений. Б. примеров. || прил. блоковый, -ая, -ое (к 1 знач.) и блочный, -ая, -ое (ко 2 знач.). Блоковая политика. Блочное строительство. БЛОК... и БЛОК-... Первая часть сложных слов со знач.:

    1. относящийся к блокировке, напр. блок-аппарат, блокпост;

    2. относящийся к блоку2 (во 2 и 3 знач.), напр. блок-батарея, блок-бокс, блок-рама.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

блок
  1. м.

      1. Приспособление в виде колеса с желобом по окружности, через который перекинута веревка, канат, цепь и т.п., предназначенное для подъема тяжестей.

      2. Такое приспособление, предназначенное для подъема и опускания занавесей, абажуров и т.п.

    1. Приспособление, обычно снабженное пружиной и служащее для плотного закрывания входной двери.

  2. м.

    1. Объединение государств, партий, организаций и т.п. для совместных действий.

    2. Механизм, конструкция, комплект чего-л. и т.п., состоящие из нескольких однородных частей.

      1. Конструктивный элемент здания, используемый в современном индустриальном строительстве как готовая часть сооружения.

      2. Помещение или строение, а также ряд помещений или строений какого-л. назначения, являющиеся частью бытового, производственного и т.п. комплекса.

    3. Плита из естественного или искусственного камня определенных размеров и формы (в строительстве).

    4. Часть какого-л. технического устройства, прибора и т.п., состоящая из множества элементов и предназначенная для выполнения определенной технической задачи.

  3. м. Защитный прием в спортивных играх с мячом, заключающийся в преграждении пути мячу противника или игроку команды противника.

  4. м. То же, что: блокпост.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

блок

БЛОК (нем. Block, голл. blok)

  1. часть устройства, механизма, прибора и т.п., представляющая собой совокупность функционально объединенных, часто однотипных элементов, частей (напр., блок цилиндров, блок питания телевизора).

  2. Конструктивный сборный элемент или изделие, обычно заводского изготовления, применяемые в современном индустриальном строительстве (напр., блок объемный, стеновой, оконный).

блок

деталь в виде колеса с желобом по окружности для нити, цепи, каната. Применяют в машинах и механизмах для изменения направления действия силы (неподвижный блок), для получения выигрыша в силе или пути (подвижный блок).

блок

БЛОК книжный листы книги, подобранные по порядку, сшитые или склеенные и подготовленные к вставке в переплетную крышку или обложку.

блок

БЛОК Александр Александрович (1880-1921) русский поэт. Начинал в духе символизма ("Стихи о Прекрасной Даме", 1904), ощущение кризиса которого провозгласил в драме "Балаганчик" (1906). Лирика Блока, по своей "стихийности" близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций (цикл "Город", 1904-08), осмысление "страшного мира" (одноименный цикл 1908-16), осознание трагедии современного человека (пьеса "Роза и крест", 1912-13) пришел к идее неизбежности "возмездия" (одноименный цикл 1907-13; цикл "Ямбы", 1907-14; поэма "Возмездие", 1910-1921). Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле "Родина" (1907-16). Октябрьскую революцию пытался осмыслить в поэме "Двенадцать" (1918), публицистике. Переосмысление революционных событий и судьбы России сопровождалось глубоким творческим кризисом и депрессией.

блок

БЛОК Александр Александрович [16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург - 7 августа 1921, Петроград] русский поэт. Семья. Детство и образование. Отец, Александр Львович Блок, - юрист, профессор права Варшавского университета, мать, Александра Андреевна, урожденная Бекетова (во втором браке Кублицкая-Пиоттух) переводчица, дочь ректора петербургского университета А. Н. Бекетова и переводчицы Е. Н. Бекетовой. Ранние годы Блока прошли в доме деда. Среди самых ярких детских и отроческих впечатлений - ежегодные летние месяцы в подмосковном имении Бекетовых Шахматово. В 1897 во время поездки на курорт Бад-Наугейм (Германия) пережил первое юношеское увлечение К. М. Садовской, которой посвятил ряд стихотворений, вошедших затем в цикл "Ante Lucem" (1898-1900) и в сборник "За гранью прошлых дней" (1920), а также цикл "Через двенадцать лет" (1909-14). После окончания Введенской гимназии в Петербурге поступил в 1898 на юридический факультет петербургского университета, однако в 1901 перешел на историко-филологический факультет (окончил в 1906 по славянорусскому отделению). Среди профессоров, у которых учился Блок, - Ф. Ф. Зелинский, А. И. Соболевский, И. А. Шляпкин, С. Ф. Платонов, А. И. Введенский, В. К. Ернштедт, Б. В. Варнеке. В 1903 женился на дочери Д. И. Менделеева Любови Дмитриевне. Творческий дебют Писать стихи начал с 5-ти лет, однако осознанное следование призванию начинается с 1900-0

  1. Наиболее важные литературно-философские традиции, повлиявшие на становление творческой индивидуальности - учение Платона, лирика и философия В. С. Соловьева, поэзия А. А. Фета. В марте 1902 произошло знакомство с З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковским, оказавшими на него огромное влияние; в их журнале "Новый путь" (1903, No 3) состоялся творческий дебют Блока - поэта и критика. В январе 1903 вступает в переписку, в 1904 лично знакомится с А. Белым, ставшим наиболее близким ему поэтом из младших символистов. В 1903 вышел "Литературно-художественный сборник: Стихотворения студентов Императорского Санкт-Петербургского университета", в котором были опубликованы три стихотворения Блока; в том же году напечатан блоковский цикл "Стихи о Прекрасной Даме" (название предложено В. Я. Брюсовым) в 3-й книге альманаха "Северные цветы". В марте 1904 начинает работу над книгой "Стихи о Прекрасной Даме" (1904, на титульном листе - 1905). Традиционная романтическая тема любви-служения получила в "Стихах о Прекрасной Даме" то новое содержательное наполнение, которое было привнесено в нее идеями Вл. Соловьева о слиянии с Вечно-Женственным в Божественном Всеединстве, о преодолении отчуждения личности от мирового целого через любовное чувство. Миф о Софии, становясь темой лирических стихов, до неузнаваемости трансформирует во внутреннем мире цикла традиционную природную, и в частности, "лунную" символику и атрибутику (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, она белая, источник света, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает после восхода солнца и т.д.). Участие в литературном процессе 1905-09 "Стихи о Прекрасной Даме" выявили трагическую неосуществимость "соловьевской" жизненной гармонии (мотивы "кощунственных" сомнений в собственной "призванности" и в самой возлюбленной, способной "изменить облик"), поставив поэта перед необходимостью поиска иных, более непосредственных взаимоотношений с миром. Особую роль для формирования мировоззрения Блока сыграли события революции 1905-07, обнажившие стихийную, катастрофическую природу бытия. В лирику этого времени проникает и становится ведущей тема "стихии" (образы метели, вьюги, мотивы народной вольницы, бродяжничества). Резко меняется образ центральной героини: Прекрасную Даму сменяют демонические Незнакомка, Снежная Маска, цыганка-раскольница Фаина. Блок активно включается в литературную повседневность, публикуется во всех символистских журналах ("Вопросы жизни", "Весы", "Перевал", "Золотое Руно"), альманахах, газетах ("Слово", "Речь", "Час" и др.), выступает не только как поэт, но и как драматург и литературный критик (с 1907 ведет критический отдел в "Золотом Руне"), неожиданно для собратьев по символизму обнаруживая интерес и близость к традициям демократической литературы. Все более многообразными становятся контакты в литературно-театральной среде: Блок посещает "Кружок молодых", объединявший литераторов, близких к "новому искусству" (В. В. Гиппиус, С. М. Городецкий, Е. П. Иванов, Л. Д. Семенов, А. А. Кондратьев и др.). С 1905 посещает "среды" на "башне" Вяч. И. Иванова, с 1906 "субботы" в театре В. Ф. Комиссаржевской, где В. Э. Мейерхольд поставил его первую пьесу "Балаганчик" (1906). Актриса этого театра Н. Н. Волохова становится предметом его бурного увлечения, ей посвящены книга стихов "Снежная Маска" (1907), цикл "Фаина" (1906-08); ее черты - "высокая красавица" в "упругих черных шелках" с "сияющими глазами" - определяют облик "стихийных" героинь в лирике этого периода, в "Сказке о той, которая не поймет ее" (1907), в пьесах "Незнакомка", "Король на площади" (обе 1906), "Песня Судьбы" (1908). Выходят сборники стихов ("Нечаянная радость", 1907; "Земля в снегу", 1908), пьес ("Лирические драмы", 1908). Блок публикует критические статьи, выступает с докладами в Санкт-Петербургском религиозно-философском обществе ("Россия и интеллигенция", 1908, "Стихия и культура",1909). Проблема "народа и интеллигенции", ключевая для творчества этого периода, определяет звучание всех тем, развиваемых в его статьях и стихах: кризис индивидуализма, место художника в современном мире и др. Его стихи о России, в частности цикл "На поле Куликовом" (1908), соединяют образы родины и любимой (Жены, Невесты), сообщая патриотическим мотивам особую интимную интонацию. Полемика вокруг статей о России и интеллигенции, в целом отрицательная их оценка в критике и публицистике, все большее осознание самим Блоком, что прямое обращение к широкой демократической аудитории не состоялось, приводит его в 1909 к постепенному разочарованию в результатах публицистической деятельности. Кризис символизма и творчество 1910-17 Периодом "переоценки ценностей" становится для Блока путешествие в Италию весной и летом 1909. На фоне политической реакции в России и атмосферы самодовольного европейского мещанства единственной спасительной ценностью становится высокое классическое искусство, которое, как он вспоминал впоследствии, "обожгло" его в итальянской поездке. Этот комплекс настроений находит свое отражение не только в цикле "Итальянские стихи" (1909) и неоконченной книге прозаических очерков "Молнии искусства" (1909-20), но и в докладе "О современном состоянии русского символизма" (апрель 1910). Подводя черту под историей развития символизма как строго очерченной школы, Блок констатировал окончание и исчерпанность огромного этапа собственного творческого и жизненного пути и необходимость "духовной диеты", "мужественного ученичества" и "самоуглубления". Получение наследства после смерти отца в конце 1909 надолго освободило Блока от забот о литературном заработке и сделало возможным сосредоточение на немногих крупных художественных замыслах. Отстранившись от активной публицистической деятельности и от участия в жизни литературно-театральной богемы, он с 1910 начинает работать над большой эпической поэмой "Возмездие" (не была завершена). В 1912-13 пишет пьесу "Роза и Крест". После выхода в 1911 сборника "Ночные часы" Блок переработал свои пять поэтических книг в трехтомное собрание стихотворений (т. 1-3, 1911-12). С этого времени поэзия Блока существует в сознании читателя как единая "лирическая трилогия", уникальный "роман в стихах", создающий "миф о пути". При жизни поэта трехтомник был переиздан в 1916 и в 1918-21. В 1921 Блок начал подготовку новой редакции, однако успел закончить только 1-й том. Каждое последующее издание включает в себя все значительное, что создавалось между редакциями: цикл "Кармен" (1914), посвященный певице Л. А. Андреевой-Дельмас, поэму "Соловьиный сад" (1915), стихи из сборников "Ямбы" (1919), "Седое утро" (1920). С осени 1914 Блок работает над изданием "Стихотворения Аполлона Григорьева" (1916) в качестве составителя, автора вступительной статьи и комментатора. 7 июля 1916 был призван в армию, служил табельщиком 13-й инженерно-строительной дружины Земского и Городского союзов под Пинском. После Февральской революции 1917 Блок возвращается в Петроград и входит в состав Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства в качестве редактора стенографических отчетов. Материалы следствия были им обобщены в книге "Последние дни императорской власти" (1921, вышла посмертно). Философия культуры и поэтическое творчество в 1917-21 После Октябрьской революции Блок недвусмысленно заявляет о своей позиции, ответив на анкету "Может ли интеллигенция работать с большевиками" - "Может и обязана", напечатав в январе 1918 в левоэсеровской газете "Знамя труда" цикл статей "Россия и интеллигенция", открывавшийся статьей "Интеллигенция и революция", а через месяц - поэму "Двенадцать" и стихотворение "Скифы". Позиция Блока вызвала резкую отповедь со стороны З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковского, Ф. Сологуба, Вяч. Иванова, Г. И. Чулкова, В. Пяста, А. А. Ахматовой, М. М. Пришвина, Ю. И. Айхенвальда, И. Г. Эренбурга и др. Большевистская критика, сочувственно отзываясь о его "слиянии с народом", с заметной настороженностью говорила о чуждости поэмы большевистским представлениям о революции (Л. Д. Троцкий, А. В. Луначарский, В. М. Фриче). Наибольшие недоумения вызвала фигура Христа в финале поэмы "Двенадцать". Однако современная Блоку критика не заметила ритмического параллелизма и переклички мотивов с пушкинскими "Бесами" и не оценила роли национального мифа о бесовстве для понимания смысла поэмы. После "Двенадцати" и "Скифов" Блок пишет шуточные стихи "на случай", готовит последнюю редакцию "лирической трилогии", однако новых оригинальных стихов не создает вплоть до 1921. В то же время с 1918 наступает новый подъем в прозаическом творчестве. Поэт делает культурфилософские доклады на заседаниях Вольфилы - Вольной философской ассоциации ("Крушение гуманизма" - 1919, "Владимир Соловьев и наши дни" - 1920), в Школе журнализма ("Катилина" - 1918), пишет лирические фрагменты ("Ни сны, ни явь", "Исповедь язычника"), фельетоны ("Русские денди", "Сограждане", "Ответ на вопрос о красной печати"). Огромное число написанного связано со служебной деятельностью Блока: после революции он впервые в жизни был вынужден искать не только литературный заработок, но и государственную службу. В сентябре 1917 становится членом Театрально-литературной комиссии, с начала 1918 сотрудничает с Театральным отделом Наркомпроса, в апреле 1919 переходит в Большой Драматический театр. Одновременно становится членом редколлегии издательства "Всемирная литература" под руководством М. Горького, с 1920 председателем Петроградского отделения Союза поэтов. Первоначально участие Блока в культурно-просветительских учреждениях мотивировалось убеждениями о долге интеллигенции перед народом. Однако острое несоответствие между представлениями поэта об "очищающей революционной стихии" и кровавой повседневностью наступающего тоталитарного бюрократического режима приводило к все большему разочарованию в происходящем и заставляло поэта вновь искать духовную опору. В его статьях и дневниковых записях появляется мотив катакомбного существования культуры. Мысли Блока о неуничтожимости истинной культуры и о "тайной свободе" художника, противостоящей попыткам "новой черни" на нее посягнуть, были высказаны в речи "О назначении поэта" на вечере памяти А. С. Пушкина и в стихотворении "Пушкинскому Дому" (февраль 1921), ставших его художественным и человеческим завещанием. В апреле 1921 нарастающая депрессия переходит в психическое расстройство, сопровождающееся болезнью сердца. 7 августа Блок скончался. В некрологах и посмертных воспоминаниях постоянно повторялись его слова из посвященной Пушкину речи об "отсутствии воздуха", убивающем поэтов. Сочинения: Собрание сочинений. М.; Л., 1960-63. Т. 1-8. Стихотворения. СПб., 1994. Кн. 1-3. Литература: Жирмунский В. М. Поэзия Александра Блока. Пб., 192

  2. Мочульский К. В. Александр Блок. Париж, 1947. Минц З. Г. Лирика Александра Блока. Тарту, 1965-75. В. 14. Максимов Д. Е. Поэзия и проза Александра Блока. Л., 1981. Громов П. П. А. Блок, его предшественники и современники. Л., 1986. Д. М. Магомедова БЛОК (Bloch) Жан Ришар (1884-1947) французский писатель и общественный деятель. Участник "Кларте". В книгах "... и компания" (1917), "Сибилла" (1932) утверждал историческую обреченность класса собственников. Книга очерков "Испания! Испания!" (1936) о Гражданской войне в Испании. Драма "Тулон" (1943, опубликована в 1944).

блок

БЛОК Марк (1886-1944) французский историк. Труды по западно-европейскому феодализму, аграрным отношениям во Франции, общим проблемам методологии истории. Совместно с Л. Февром основал журнал "Анналь..." (1929). Участник Движения Сопротивления, расстрелян гестапо.

Большой юридический словарь

Большая Советская Энциклопедия

Википедия

Блок (программирование)

Блок (также говорят блок кода, блок команд, блок инструкций) в программировании — это логически сгруппированный набор идущих подряд инструкций в исходном коде программы. Блоки служат для ограничения области видимости переменных и функций, а также позволяют обращаться к блоку инструкций как к единой инструкции. Блоки являются основой парадигмы структурного программирования . Блоки могут быть пустыми или вложенными один в другой. Блок в коде иногда сравнивают с параграфом в тексте, хотя эти понятия имеют существенные различия.

Блок (остров)

Блокостров на границе проливов Лонг-Айленд и Блок-Айленд . Остров находится к югу от побережья штата Род-Айленд , к которому административно принадлежит, и северо - восточнее острова Лонг-Айленд .

Блок

Блок — многозначный термин, фамилия и топоним:

Блок (фамилия)

Блок — фамилия еврейско-немецкого происхождения. Известные носители:

  • Блок — русский дворянский род.
  • Блок, Абрахам ван ден (1572—1628) — архитектор и скульптор эпохи ренессанса вольного города Данцига.
  • Блок, Адриен (ок. 1567—1627) — голландский торговец, мореплаватель и капер.
  • Блок, Александр Александрович (1880—1921) — русский поэт-символист, представитель «Серебряного века русской поэзии».
  • Блок, Александр Иванович (1955—2015) — советский и российский актёр.
  • Блок, Александр Львович (1852—1909) — юрист, отец поэта Александра Блока.
  • (1774—1847) — немецкий агроном.

  • Блок, Альфред (1877—?) — французский футболист, серебряный призёр Олимпийских игр 1900 года.
  • Блок, Владимир Михайлович (1932—1996) — советский, русский музыковед и композитор, кандидат искусствоведения.
  • Блок, Иван Леонтьевич (1734—1810) — врач, в 1755 году поступивший на русскую службу; лейб-хирург при великом князе Павле Петровиче.
  • Блок, Иван Львович (1858—1906) — самарский губернатор, убитый террористом; дядя поэта Александра Блока.
  • Блок, Георгий Петрович (1888—1962) — советский писатель, переводчик и редактор.
  • Блок, Густав (1848—1923) — французский историк, отец историка Марка Блока.
  • Блок, Давид Семёнович (1888—1948) — композитор, звукорежиссёр, дирижёр.
  • Блок, Дебора (род. 1963) — бразильская актриса.
  • (1929—1994) — голландский пилот и предприниматель, основатель компаний Martinair, Transavia и Air Holland.

  • Блок, Исаак ван ден (1575—1626) — художник эпохи ренессанса вольного города Данцига.
  • Блок, Йоханнес (1894—1945) — немецкий генерал, участник Первой и Второй мировых войн.
  • Блок, Жан-Ришар (1884—1947) — французский писатель, драматург, литературный критик, общественный и театральный деятель.
  • Блок, Камиль (1865—1949) — французский историк.
  • Блок, Кен (род. 1967) — один из основателей и генеральный директор компании DC Shoes.
  • Блок, Константин Александрович (1833—1897) — командир лейб-гвардии Конного полка, почётный опекун, генерал-лейтенант.
  • Блок, Леонид Кононович (1936—2016) — российский пианист, заслуженный артист России, профессор.
  • Блок, Любовь Дмитриевна (урожд. Менделеева; 1881—1939) — актриса, историк и теоретик балета, жена поэта Александра Блока.
  • Блок, Марк (1886—1944) — французский историк-медиевист, сын историка Густава Блока.
  • Блок, Мишель (1937—2003) — американский пианист бельгийского происхождения.
  • (1818—1901) — французский статистик и экономист немецкого происхождения.

  • Блок, Наталья Игоревна — украинский драматург, художник-концептуалист.
  • (род. 1942) — американский философ.

  • (1855—1929) — голландский историк.

  • Блок, Пьер (известен под псевдонимом Пьер Абраам ; 1892—1974) — французский писатель, литературовед и журналист, общественный деятель.
  • (род. 1972) — американская актриса и певица.

  • Блок, Стюарт (род. 1980) — американский музыкант, вокалист группы Iced Earth (с 2011) и экс-вокалист Into Eternity . (2005—2011)
  • Блок, Уолтер (род. 1941) — американский экономист, представитель австрийской школы.
  • Блок, Фридрих В. (род. 1960) — немецкий экспериментальный поэт, куратор.
Блок (строительство)

Блок — конструктивный сборный элемент или изделие , обычно заводского изготовления, применяемые в современном индустриальном строительстве .

Блок (механика)

Блок — простое механическое устройство , позволяющее регулировать силу , ось которого закреплена при подъеме грузов, не поднимается и не опускается. Представляет собой колесо с желобом по окружности, вращающееся вокруг своей оси. Жёлоб предназначен для каната , цепи , ремня и т. п. Ось блока помещается в обоймах, прикреплённых на балке или стене, такой блок называется неподвижным ; если же к этим обоймам прикрепляется груз, и блок вместе с ними может двигаться, то такой блок называется подвижным.

Неподвижный блок употребляется для подъёма небольших грузов или для изменения направления силы.

Условие равновесия блока:

F = fmg, где

F — прилагаемое внешнее усилие, mмасса груза, g — ускорение свободного падения, f — коэффициент сопротивления в блоке (для цепей примерно 1,05, а для верёвок — 1,1).

При отсутствии трения для подъема нужна сила, равная весу груза.

Подвижный блок имеет свободную ось и предназначен для изменения величины прилагаемых усилий. Если концы веревки, обхватывающей блок, составляют с горизонтом равные между собой углы, то действующая на груз сила относится к его весу, как радиус блока к хорде дуги, обхваченной канатом; отсюда, если веревки параллельны , то для подъёма груза потребуется сила вдвое меньше, чем вес груза, то есть:

$~F={1 \over {2}}fmg$

При этом груз пройдёт расстояние, вдвое меньшее пройденного точкой приложения силы F, соответственно, выигрыш в силе подвижного блока равен 2.

Фактически, любой блок представляет собой рычаг , в случае неподвижного блока — равноплечий, в случае подвижного — с соотношением плеч 1 к 2. Как и для всякого другого рычага, для блока справедливо правило: Во сколько раз выигрываем в усилии, во столько же раз проигрываем в расстоянии. Иными словами, работа , совершаемая при перемещении груза на какое-либо расстояние без использования блока, равна работе, затрачиваемой при перемещении груза на то же самое расстояние с применением блока при условии отсутствия трения. В реальном блоке всегда присутствуют некоторые потери.

Также используется система, состоящая из комбинации нескольких подвижных и неподвижных блоков. Такая система называется полиспаст . Простейшая такая система изображена на рисунке и даёт выигрыш в силе в 2 раза.

В отличие от шкива , блок вращается на оси свободно и обеспечивает исключительно изменение направления движения ремня или каната, не передавая усилия с оси на ремень или с ремня на ось.

Блок (цветоводство)

Блок — фрагмент коры сосны , пробкового дуба или другого дерева с толстой корой, либо кусок древесного ствола , виноградной лозы . Используется в оранжерейном и комнатном цветоводстве для посадки растений- эпифитов . Позволяет имитировать условия произрастания эпифитов в природе.
Размеры блока должны соответствовать виду , который будет на него посажен. Виды с моноподиальным типом роста , такие как и , нуждаются в небольших блоках, достаточных для сформирования полноценной корневой системы . Виды с симподиальным типом роста, например, требуют блоков большего размера, имеющих свободное пространство для прироста корневища и формирования новых побегов.

Блок перед началом использования кипятят или дезинфицируют в пароварке. Делается это для уничтожения грибов , бактерий , взрослых насекомых , их кладок и личинок. Вода снижает кислотность сосновой коры.
На блок укрепляют слой мха сфагнума , корни папоротника или другой гигроскопичный материал, а сверху сажают растение. Для повышения декоративности на блок дополнительно высаживают эпифитные мхи . Сфагнум и растение крепят к блоку тонкой леской или резинками.
Корневая система растений, посаженных на блок, быстро высыхает, поэтому такой способ посадки используется только в условиях высокой — от 70% и выше — относительной влажности воздуха . В период активной вегетации растения блок должен быть всегда влажным, иначе корни во время своего роста касаются его и перестают расти.

Блок (дворянский род)

Александр Иванович (1785—1847), женатый на Елизавете Петровне фон Геринг, заметно поднял и укрепил благосостояние рода. Управлял Собственной Е. И. В. канцелярией при Николае I , достиг чина действительного тайного советника и гофмейстера.

Его сын, Блок, Константин Александрович (1833—1897) — участник Хивинского похода 1873 года, командир лейб-гвардии Конного полка, почётный опекун, генерал-лейтенант.

Другой сын, Лев Александрович (1823—1883). Окончив Училище правоведения , женился на красавице — Ариадне Александровне Черкасовой, дочери псковского губернатора. Дослужился также до высоких чинов, занимал должность вице-директора Таможенного департамента. Черты его красивого холодного лица, обрамленного благообразными бакенбардами, передались, через поколение, внуку-поэту. Люди, знавшие Александра Блока и имевшие случай увидеть изображение Льва Александровича в возрасте тридцати примерно лет, поражались удивительному фамильному сходству: «Вылитый дед».

Старшим сыном Льва Александровича был Александр Львович . Он пошёл по ученой части. Ещё студентом ушёл из дома, отказался от хорошо налаженного, сытого барского уклада, жил уроками, а впоследствии с какой-то одержимостью расшатывал и в конце концов совершенно разрушил свой быт. В автобиографии А. А. Блока об отце сказано: «Судьба его исполнена сложных противоречий, довольно необычна и мрачна». И ещё: «…во всем душевном и физическом облике его было что-то судорожное и страшное».

Другой сын Льва Александровича Блок, Иван Львович (1854/1858 — 1906) — самарский губернатор, дядя поэта.

Примеры употребления слова блок в литературе.

Когда он понял, что всю воду из баков чистого конденсата и с химводоочистки переключили на аварийный блок, он тут же доложил в бункер Фомину, что остановит реактор.

Он бегал по блоку, в основном по деаэраторной этажерке, чтобы отсечь левых два деаэра-торных бака, из которых вода поступала на разрушенный аварийный питательный насос.

Земсков, только что добросовестно обошедший аварийный блок и сильно облучившийся.

Возможна подвеска блоков с ракетами калибра 80 мм, пулеметами или гранатометами, а также 2 или 4 авиабомбами общим весом 500 кг.

Бережков пришел к мысли, что современный авиамотор требует блока цилиндров, такая конструкция виделась ему в фантазии, он даже выразил ее в набросках, и теперь, разглядывая этот прибывший из Америки мотор, разъятый в сборочном зале АДВИ, Бережков снова ощутил, будто кто-то из чужой страны выхватил и осуществил его замысел.

Вообразите: он сообщил, будто бы я отдал распоряжение нашим людям подменить макет разгонного модуля ракеты, который мы готовим для авиасалона, на такой же блок, но с настоящим собранным двигателем.

Центральный компьютер напичкан защитными блоками, еще до начала операции его придется вырубить, иначе автоматика пошлет на базу аварийный сигнал.

Выделить больше не представилось возможным, ибо пропускной режим на блоке никто не отменял, как раз приказали устрожить, на дорогу и так были поставлены все - командир взвода, старшина, приданный отряду управлением автохозяйства группировки водитель и даже последний резерв, связист.

Остановился возле аккордеониста, медленно обвел глазами присутствующих и, будто докладывая о неисправности в работе блока, совсем обыденно, просто, выдавая сразу свою артистическую непрофессиональность, сказал: -- Песня про рушничок.

Но хотя сталинские сподручные старательно приклеивают его к троцкизму, амальгама эта целиком выдумана, по существу Бухарин чужд как троцкистско-зиновьевскому блоку, так, конечно, и сталинской политике.

Адамович Георгий - 190,191,194, 291,308 Андропов Юрий - 127,128 Анненский Иннокентий - 295, 314 Анреп Борис - 247 Ахматова Анна - 7,10,13,14,30, 36,43,45,47,50,56-59,93,100, 101,106,108,109,138,142-144, 157,161,181,190,192,204,206, 213-215,218,223-228,230-256, 261-278,289,295,310,312-314, 317 Багрицкий Эдуард - 308 Байрон Джордж - 5,51,96,138-140,149,152,233,272 Бакст Леон- 173 Баланчин Джордж- 189,190,193,196,197,291,292 Баратынский Евгений - 52,56,173,227-230 Барышников Михаил - 177,179-181,184,214,283,296,297,302-305,307 Батюшков Константин - 51 Бах Иоганн-Себастьян - 100, 204,213,240,241,263 Бахтин Михаил - 174,290 Беккет Сэмюэл - 14,135 Белый Андрей - 150,289 Бенкендорф Александр - 107 Бердяев Николай - 49,191 Берия Лаврентий - 55 Берковский Наум - 230 Берлин Исайя - 173,181,247,248,266,269 Бернс Роберт - 34 Берриман Джон - 145 Бетховен Людвиг ван - 44 Битов Андрей - 287 Блерио Луи - 246 Блок Александр - 22,50,155,227,228,233,240,251,274,275,277,288,295,301,314 Бобышев Дмитрий - 226,227,232 Бодлер Шарль-

Сталин хотел выразить ту мысль, что базой Гоминьдана является антибуржуазный блок рабочих и крестьян.

Позади ремонтно-строительного ангара стояло несколько зданий из дюракритовых блоков - изобретение ее инженеров: местный цемент смешивали с болотной травой, пропитанной антитоксином, и высушивали при высокой температуре.

Использование материнских плат Вступление 17-1 Установка материнских плат 17-2 Блок двухсекционных переключателей и перемычки 17-2 Установка аппаратурных средств 17-2 Программа настройки дисков, поставляемая производителем 17-3 Подключение дополнительной памяти 17-4 18.

Истинного его возраста, похоже, не знал никто, даже всеведущая Ханна, но ходили слухи, будто он присутствовал еще на закрытии великой радиотарелки в Аресибо и был одной из главных движущих сил при разработке первых интерферометрических блоков космического проекта СЕТИ.

Источник: библиотека Максима Мошкова