Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

априори в словаре кроссвордиста

априори

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

априори

нареч. лат. гадательно, по заключению вперед, по наведению, наведением, умозрительно, передним умом; противопол. апостеори, доказательно, по делу, опытом, заключением назад, задним умом.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

априори

нареч. (от латин. a - от и prior - предшествующий) (филос.). Независимо от опыта, противоп. апостериори. Судить о чем-н. априори.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

априори

нареч. (книжн.). Не опираясь на изучение фактов, до опыта независимо от опыта; противоп. апостериори.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

априори

нареч.

  1. Независимо от опыта, не опираясь на знание фактов (противоп.: апостериори).

  2. Заранее, предварительно.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

априори

АПРИОРИ (от лат. apriori - из предшествующего) понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него; введено в средневековой схоластике в противоположность апостериори. В философии И. Канта априорное знание (пространство и время как формы созерцания, категории) - условие опытного знания, придающее ему оформленный, всеобщий и необходимый характер.

Большая Советская Энциклопедия

Априори

(от лат. a priori, буквально ≈ из предшествующего), знание, предшествующее опыту и независимое от него. Термин «А.» введён средневековыми схоластами, которые делали акцент на том, что некоторые знания предшествуют опыту; позднее, особенно после Лейбница, в априорном знании на первый план выдвигали его независимость от опыта, его чисто умозрительное, понятийное происхождение. Согласно Декарту и Лейбницу, самое глубокое знание достигается вне опыта, путём непосредственного усмотрения истины ≈ путём интеллектуальной интуиции , составляющей одну из главных «способностей души». За этой постановкой проблемы угадывалось осознание того, что процесс познания не есть простое фотографирование действительности, что человек не только отражает, но и творит мир (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 194). А это вело к поискам в самом сознании тех факторов, которые могут выступать как предпосылки познавательной деятельности. Поэтому попытки выделить знание А. отражали стремление выделить внутренний источник активности мышления. Наибольшего развития эта линия достигла в системе Канта, в которой априорное знание рассматривалось как условие необходимости и всеобщности опытного знания. При этом, в отличие от предшественников, для Канта априорным является не само знание, а форма, посредством которой оно получается; поэтому оно имеет смысл лишь в пределах опыта. Однако априоризм Канта, не говоря уже о его предшественниках, фактически разорвал два вида познания ≈ априорное и апостериорное (см. Апостериори ) и потому не дал удовлетворительного решения проблемы источника и форм мышления. В последующем развитии философии была воспринята эта постановка проблемы, но подвергнут критике сам априоризм, причём критика осуществлялась в различных, даже противоположных направлениях, в зависимости от того, какой школой она проводилась. Диалектический материализм, принимая тезис об активности познания, развивая идею его социальной природы, отверг априоризм как принцип объяснения природы знания и в основу своей теории познания положил тезис о происхождении всякого знания в конечном счёте из практики . Согласно диалектическому материализму, любое знание является отражением действительности; но при этом действительность даётся субъекту познания не прямо, непосредственно, а через практику, т. е. через деятельность, в которой сознание не просто воспроизводит данные опыта, а активно, творчески их перерабатывает. Благодаря этому то или иное конкретное знание (или форма мышления) может непосредственно возникать не из опыта, а из другого знания и, в этом смысле, носить на себе следы априоризма; его опытное, апостериорное происхождение обнаруживается в таком случае лишь в исторической перспективе.

Лит.: Кант И., Критика чистого разума, Соч., т. 3, М., 1964; Спиркин А. Г., Курс марксистской философии, 2 изд., М., 1966, гл. 5.

В. А. Костеловский.

Википедия

Априори

Априо́ризнание , полученное до опыта и независимо от него (знание априори, априорное знание), то есть знание, как бы заранее известное. Этот философский термин получил важное значение в теории познания и логике благодаря Канту . Идея знания априори связана с представлением о внутреннем источнике активности мышления . Учение, признающее знание априори, называется априоризмом. Противоположностью априори является апостериори — знание, полученное из опыта (опытное знание).

Термин имеет долгую историю и не раз менял своё значение; в определении приведён самый употребительный смысл . Слово «априори» в русском языке может выступать и как наречие , и как субстантивированное наречие — несклоняемое существительное среднего рода ( синоним : «знание априори», «априорное знание»). Вне философского контекста это выражение часто употребляется как синоним «первоначально» ; «бездоказательно» (не требующее доказательств, ≈ аксиома );«по умолчанию»; «умозрительно»; «предварительно».

Примеры употребления слова априори в литературе.

Подобным же образом для абстрагирующей установки объект является уже априори живым и самодеятельным и не нуждается во вчувствовании, напротив, он обладает такой силой влияния, что принуждает к интроверсии.

Еще я знаю, что существует каузальная связь, априори и апостериори, но кто они такие, - забыла!

Философия неотделима от некоей Родины, о чем свидетельствуют и априори, и врожденные идеи, и анамнесис.

Его отношение к объекту имеет характер принуждения в том смысле, что он интроецирует объект, то есть бессознательно отождествляется с объектом или, так сказать, уже априори тождествен с ним.

Конечно, конкретных содержаний еще нет, но возможности содержания даны априори через унаследование, преформированное функциональное предрасположение.

Это активирование может покоиться на позднейшем, в течение жизни приобретенном отвращении к эмпатии, но может существовать и от рождения, в качестве установки, созданной априори природой и благоприятствуемой ею.

В этом последнем случае идея априори активна, причем она, однако, не дана сознанию вследствие своей пустоты и непредставимости.

Идея всегда имеет иерархический характер, безразлично, добыта ли она посредством абстракции от представлений и конкретных понятий или существует априори, как бессознательная форма.

Само собою понятно, что установка, ориентирующаяся по объекту, оказывается априори скептической по отношению ко всем идеям, ибо она стремится прежде всего предоставить слово объекту и опыту, не заботясь об общих идеях.

Помимо этого, достаточно было бы одной решительности и непреклонности субъективного суждения, априори ставящего себя над всем объективно данным, чтобы вызвать впечатление сильного эгоцентризма.

Интровертная интуиция захватывает те образы, которые возникают из основ бессознательного духа, существующих априори, то есть в силу наследственности.

Именно идентификация с членами семьи отличается от тождества тем, что оно не есть априори данный факт, а слагается лишь вторичным образом в нижеследующем процессе: индивид, образующийся из первоначального семейного тождества, наталкивается на пути своего приспособления и развития на препятствие, требующее для своего преодоления особых усилий, - вследствие этого возникает скопление и застой либидо, которое понемногу начинает искать регрессивного исхода.

Индивидуация стоит всегда в большей или меньшей противоположности к коллективной норме, потому что она есть процесс выделения и дифференцирования из общего, процесс выявления особенного, но не искусственно создаваемой особенности, а особенности, заложенной уже априори в наклонностях существа.

Однако нельзя отрицать априори целесообразность бессознательных тенденций, хотя бы ввиду аналогии с другими психологическими и физиологическими функциями.

Сознается или не сознается та точка, на которую направлена установка, не имеет значения для выбирающего действия установки, потому что выбор уже дан установкой априори и в дальнейшем происходит автоматически.

Источник: библиотека Максима Мошкова