Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

апостериори в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

апостериори

нареч. (от латин. a - от и posterior - последующий) (филос.). На основании уже имеющихся данных, на основании опыта; противоп. априори. Умозаключать апостериори. Судить о чем-н. апостериори.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

апостериори

[тэ], нареч. (книжн.). На основании опыта, имеющихся данных; противоп. априори.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

апостериори

нареч. На основании опыта, на имеющихся данных (противоп.: априори).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

апостериори

АПОСТЕРИОРИ (от лат. aposteriori - из последующего) происходящее из опыта; понятие теории познания, противоположное априори.

Большая Советская Энциклопедия

Апостериори

(лат. a posteriori, буквально ≈ из последующего), знание, получаемое из опыта. Такой способ получения знания рассматривался уже в античности у Аристотеля, Платона, Боэция, а в средние века ≈ у Ибн Рушда, Ибн Сины, Альберта фон Больштедта, Фомы Аквинского и др. Анализ апостериорного познания занимал большое место в системе И. Канта , который полагал, что специальные законы науки могут познаваться только А., тогда как общие принципы познания независимы от всякого опыта, априорны (см. Априори ).

Википедия

Апостериори
На эту страницу установлено перенаправление со страницы «A posteriori»,
см. также статью о музыкальном альбоме « A Posteriori ».

Апостерио́ри (а постериори, используется также , буквально — из последующего) — знание , полученное из опыта . Противопоставляется априорному знанию (доопытному знанию, знанию априори ). Значение термина исторически менялось. Нынешнее значение установилось благодаря И. Канту .

Противопоставление познания априори и апостериори возникло ещё в античности, в философии Платона и Аристотеля . В дальнейшем это различие исследовали Северин Боэций , средневековые арабские философы ( Ибн Рушд , Ибн Сина ) и европейские схоласты ( Альберт Великий , Фома Аквинский ).

В Новое время Лейбниц меняет смысл обоих терминов. Познание апостериори отличается от познания априори как « истины факта » ( опытное познание ) от « истин разума ».

Это разграничение развил в своей философии Иммануил Кант . Общие принципы познания априорны , апостериорное знание получается при помощи чувственного восприятия ( чувственного опыта ). Чувственный опыт случаен: прошлый опыт не исключает возможности приобретения в будущем нового опыта, который не согласуется со старым. Знание, основанное только на чувственном опыте, неистинно. Для того, чтобы апостериорное знание приобрело всеобщий и необходимый характер, чувственный опыт нужно подвести под априорные формы знания, и таким образом познаются специальные законы эмпирических наук. С точки зрения Канта, математика — пример априорного знания, физика — апостериорного.

Благодаря влиянию кантовской философии, термины «апостериори» и «апостериорный» распространились широко за пределы философии. Например, апостериорным называется искусственный язык , элементы которого заимствованы из существующих языков, в противоположность априорному языку .

Примеры употребления слова апостериори в литературе.

Еще я знаю, что существует каузальная связь, априори и апостериори, но кто они такие, - забыла!

Но апостериори, по опыту, он находит, к своему удивлению, что он не свободен, а подчинен необходимости, что, несмотря на все планы и размышления, он не изменяет своих действий и вынужден с начала и до конца своей жизни проводить тот же, самим же им осуждаемый характер, как бы до конца разыгрывая принятую на себя роль.

Абстрактный мыслитель, с другой стороны, использует бессознательную модель и лишь апостериори, из конечного продукта, переживает ту идею, которую он формировал.

Источник: библиотека Максима Мошкова