апостериори в словаре кроссвордиста
апостериори
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
нареч. (от латин. a - от и posterior - последующий) (филос.). На основании уже имеющихся данных, на основании опыта; противоп. априори. Умозаключать апостериори. Судить о чем-н. апостериори.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
[тэ], нареч. (книжн.). На основании опыта, имеющихся данных; противоп. априори.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
нареч. На основании опыта, на имеющихся данных (противоп.: априори).
Энциклопедический словарь, 1998 г.
АПОСТЕРИОРИ (от лат. aposteriori - из последующего) происходящее из опыта; понятие теории познания, противоположное априори.
Большая Советская Энциклопедия
(лат. a posteriori, буквально ≈ из последующего), знание, получаемое из опыта. Такой способ получения знания рассматривался уже в античности у Аристотеля, Платона, Боэция, а в средние века ≈ у Ибн Рушда, Ибн Сины, Альберта фон Больштедта, Фомы Аквинского и др. Анализ апостериорного познания занимал большое место в системе И. Канта , который полагал, что специальные законы науки могут познаваться только А., тогда как общие принципы познания независимы от всякого опыта, априорны (см. Априори ).
Википедия
см. также статью о музыкальном альбоме « A Posteriori ».
Апостерио́ри (а постериори, используется также , буквально — из последующего) — знание , полученное из опыта . Противопоставляется априорному знанию (доопытному знанию, знанию априори ). Значение термина исторически менялось. Нынешнее значение установилось благодаря И. Канту .
Противопоставление познания априори и апостериори возникло ещё в античности, в философии Платона и Аристотеля . В дальнейшем это различие исследовали Северин Боэций , средневековые арабские философы ( Ибн Рушд , Ибн Сина ) и европейские схоласты ( Альберт Великий , Фома Аквинский ).
В Новое время Лейбниц меняет смысл обоих терминов. Познание апостериори отличается от познания априори как « истины факта » ( опытное познание ) от « истин разума ».
Это разграничение развил в своей философии Иммануил Кант . Общие принципы познания априорны , апостериорное знание получается при помощи чувственного восприятия ( чувственного опыта ). Чувственный опыт случаен: прошлый опыт не исключает возможности приобретения в будущем нового опыта, который не согласуется со старым. Знание, основанное только на чувственном опыте, неистинно. Для того, чтобы апостериорное знание приобрело всеобщий и необходимый характер, чувственный опыт нужно подвести под априорные формы знания, и таким образом познаются специальные законы эмпирических наук. С точки зрения Канта, математика — пример априорного знания, физика — апостериорного.
Благодаря влиянию кантовской философии, термины «апостериори» и «апостериорный» распространились широко за пределы философии. Например, апостериорным называется искусственный язык , элементы которого заимствованы из существующих языков, в противоположность априорному языку .
Примеры употребления слова апостериори в литературе.
Еще я знаю, что существует каузальная связь, априори и апостериори, но кто они такие, - забыла!
Но апостериори, по опыту, он находит, к своему удивлению, что он не свободен, а подчинен необходимости, что, несмотря на все планы и размышления, он не изменяет своих действий и вынужден с начала и до конца своей жизни проводить тот же, самим же им осуждаемый характер, как бы до конца разыгрывая принятую на себя роль.
Абстрактный мыслитель, с другой стороны, использует бессознательную модель и лишь апостериори, из конечного продукта, переживает ту идею, которую он формировал.
Источник: библиотека Максима Мошкова