эпикур в словаре кроссвордиста
эпикур
- Древнегреческий философ, согласно его учению, цель жизни — отсутствие страданий, здоровье тела и безмятежность духа
- Именно этот античный философ утверждал, что бояться смерти нет смысла, ибо когда мы живем — мы не видим смерти, когда наступает смерть — нас уже нету, и, следовательно, мы с нею попросту не встречаемся
- Известный античный философ
- Античный философ в рифму с перекуром
- "для получения больших наслаждений необходимо себя ограничивать" (классик античной философии)
- Опера Луиджи Керубини
- Данте поместил этого греческого философа в шестой круг Ада - не за любовь к удовольствиям, а за то, что не верил в бессмертие души
- Именно этот античный философ утверждал, что бояться смерти нет смысла, ибо когда мы живем - мы не видим смерти, когда наступает смерть - нас уже нету, и, следовательно, мы с нею попросту не встречаемся
- Древнегреческий философ
- Древнегреческий философ (341-270 до н. э.)
- Древнегреческий философ-материалист и атеист,просветитель древности
- Древнегреч. философ, согласно его учению, цель жизни - отсутствие страданий, здоровье тела и безмятежность духа
- (341—270 до н. э.) древнегреческий философ
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ЭПИКУР (341-270 до н. э.) древнегреческий философ. С 306 - в Афинах, основал философскую школу. Философию делил на физику (учение о природе), канонику (учение о познании, в котором Эпикур придерживался сенсуализма) и этику. В физике Эпикур следовал атомистике Демокрита. Признавал бытие блаженно-безразличных богов в пространствах между бесчисленными мирами, но отрицал их вмешательство в жизнь космоса и людей. Девиз Эпикура - живи уединенно. Цель жизни отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа (атараксия); познание природы освобождает от страха смерти, суеверий и религии вообще.
Большая Советская Энциклопедия
(Epíkuros) (342≈341 до н. э., о. Самос, ≈ 271≈270 до н. э., Афины), древнегреческий философ-материалист. С 306 жил в Афинах, где основал философскую школу («Сад» Э. ≈ см. Эпикуреизм ). Из большого наследия Э. (около 300 сочинений) сохранились несколько писем, афоризмы и завещание.
Философия Э. разделяется на этику, физику и канонику (учение о познании). В этике, исходя из идей Демокрита и киренской школы , Э. объявлял истинной природой человека способность к ощущениям (а не разум, как у стоиков), поэтому смысл и конечная цель человеческой жизни ≈ в достижении удовольствий. Удовольствие, по Э., есть отсутствие страдания. Причина страданий заключена в самом человеке ≈ это страсти и страх, от которых призвана излечить людей философия. Достижение удовольствий невозможно без аскетического самоограничения. Результат правильной жизни ≈ невозмутимый покой души ( атараксия ), счастье, тождественное добродетели, свобода и наслаждения, высшими из которых являются мудрость, справедливость и особенно дружба.
В физике Э., следуя атомистическому учению Демокрита, внес в него, однако, существенные изменения: вихревое движение атомов заменяется у Э. падением, вводится понятие «веса» атомов. Особенно примечательно учение Э. о произвольном отклонении атомов от падения по прямой, обосновывавшее возникновение миров (число которых бесконечно) и свободу индивида (т. е. атома и человека).
В борьбе с традиционным для античной натурфилософии понятием рока (см. Судьба ) Э. доходил до беспрецедентного отрицания точной закономерности небесных явлений.
Источником знания Э. признавал ощущения и понятия, рождающиеся из повторения ощущений (prolepsis) или их предвосхищения. Критерий истины ≈ соответствие ощущениям, происхождение которых объяснялось демокритовской теорией истечений.
Отвергая представления народной мифологии о богах как нечестивые, Э. считал, что боги ведут блаженное и безмятежное существование в пространствах между мирами («метакосмии», или «интермундии») и не вмешиваются в жизнь миров, являя этим мудрецу образец для подражания.
Философия Э. явилась новым этапом античного атомизма и оказала значительного влияние на позднеантичную и новоевропейскую философию.
Соч.: Epicurea, cd. Н. Usener, Lipsiae, 1887; Opere, Torino, 1973.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956, с. 17≈98, 99≈215; Гюйо М., Мораль Эпикура и ее связь с современными учениями, Собр. соч., т. 2, СПБ, 1899; Шакир-Заде А. С., Эпикур, М., 1963; Bailey С., The Greek atomists and Epicurus, Oxf., 1928; Hadsits G. D., Lucretius and his influence, L., 1935; Epikurus (Epikur). Von der Überwindung der Furcht, eingel. und übertr, v. О. Gigon, Z., 1949; De Witt N. W., Epicurus and his philosophy, Minneapolis, 1954; Hicks R. D., Stoic and Epicurean, N. Y., 1962.
А. Л. Доброхотов.
Википедия
Эпику́р (; 342 / 341 до н. э. , Самос — 271 / 270 до н. э. , Афины ) — древнегреческий философ , основатель эпикуреизма в Афинах .
От почти трехсот произведений, которые, как предполагают, написал Эпикур, сохранились только фрагменты. Среди источников знаний об этом философе — сочинение Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» и «О природе вещей» Лукреция Кара .
Примеры употребления слова эпикур в литературе.
Один из поздних сторонников атомистического учения, Эпикур, имя Левкиппа вообще не упоминает, а существование философа с таким именем отрицает вообще.
Эпикур излагает основные тезисы атомистической концепции мира во многом доступнее, чем Демокрит.
В другом месте Лукреций даже называет Эпикура богом, намекая на то, что тот достиг бесстрастия и покоя, свойственного лишь небожителям.
Эпикура, что тот, отказывая божеству в самом божественном, в самом чудесном: в доброте, в благодетельности, тем самым в корне подрывает религию, ибо как можно, говорит он, почитать богов, если от них не получаешь ничего доброго и ничего доброго нельзя ожидать?
Абсолютный детерминизм Демокрита не соответствовал общей концепции Эпикура, завершающейся его этическими взглядами представлениями об общественном устройстве.
И Эпикур считает, что обладающий добродетелью блажен, но самой добродетели недостаточно для блаженной жизни, так как блаженными делает нас проистекающее из добродетели наслажденье, а не она сама.
Маркиз воспользовался системой Ламетри, хотя для его целей с одинаковым успехом подошли бы учения Эпикура и других материалистов-философов, с работами которых ему пришлось познакомился в процессе обучения.
Для последователей Эпикура и стоика Панеция смерть сулила покой небытия.
Разве все, что можно сказать об этике, уже не сказано Лао-цзы, Конфуцием, Буддой, Заратустрой, Амосом, Исайей, Сократом, Платоном, Аристотелем, Эпикуром, стоиками, Иисусом, апостолом Павлом, мыслителями Ренессанса, Просвещения и рационализма, Локком, Шефтсбери, Юмом, Спинозой, Кантом, Фихте, Гегелем, Шопенгауэром, Ницше и другими?
А знаешь, - заметил на это Эвмолп,- божественный Эпикур осуждает эту чепуху в остроумнейших речах!
Эннодиус Сидоний Аполлинарий -- 369, 426 Эпиктет -- 403 Эпикур -- 234, 354, 356, 426 Эсхил --78, 188, 329 Юлиан Отступник, имп.
В шартрской школе впервые в истории средневековой западноевропейской философии изучались идеи античных атомистов - Демокрита, Эпикура, Лукреция - в переводах с арабского на латинский язык.
Других благ он для себя не хочет, но считает и их заслуживающими похвалы и одобрения, - например то, о чем я недавно говорил, терпение к недугу и тяжким болям, которое сам Эпикур выказал в свой последний и счастливейший день.
Эпикура, полное и пустое Левкиппа и Демокрита, воду Фалеса, бесконечную природу Анаксимандра, воздух Диогена, числа и симметрию Пифагора, бесконечное Парменида, единое Мусея, воду и огонь Аполлодора, сходные частицы Анаксагора, раздор и любовь Эмпедокла, огонь Гераклита или любое другое воззрение из бесконечного хаоса взглядов и суждений, порождаемых нашим хваленым человеческим разумом, его проницательностью и уверенностью во всем, во что он вмешивается.
Теперь Роберту было ясно, что отец Иммануил действовал, по сути, как последователь Демокрита и Эпикура: накапливал атомы концептов и сочетал в фигуры, создавая различные предметы.
Источник: библиотека Максима Мошкова