атараксия в словаре кроссвордиста
атараксия
- Понятие, означающее невозмутимость духа
- Душевное спокойствие, безмятежность как высшая ценность, по мнению некоторых древнегреческих философов, достигаемая мудрецом
- (греч.) невозмутимость, душевн. равновесие, идеальное нравственное состояние (в этике стоиков)
- В др.-греч. философии: невозмутимость
- Полное отсутствие страха
- Понятие древнегреческой этики о душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности
- Понятие в древнегреческой этики и философии
- Невозмутимость, безмятежность
- В древнегреческой философии — невозмутимость, состояние душевного покоя, к которому должен стремиться мудрец
- Душевное спокойствие, невозмутимость
Словарь медицинских терминов
состояние психически больных после применения психотропных средств (нейролептических средств, транквилизаторов и др.), характеризующееся снятием тревоги, напряженности, страха и внутреннего беспокойства.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
АТАРАКСИЯ (греч. ataraxia - невозмутимость) понятие древнегреческой этики о душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности (также Апатия); развито Демокритом, Эпикуром, представителями стоицизма, скептицизма.
Большая Советская Энциклопедия
(греч. ataraxia ≈ невозмутимость), понятие древнегреческой этики о душевном покое как высшей ценности. Демокрит понимал А. как господство разума над страстями, свободу души от страха смерти и других переживаний. В философии Эпикура и его школы А. ≈ высший идеал жизни, состояние мудреца, достигшего внутренней свободы. В скептицизме А. ≈ воздержание от суждений об истинном и ложном. Ср. Апатия .
Лит.: Материалисты Древней Греции, М., 1955, с. 157, 181≈82, 198, 224.
Википедия
Атара́ксия — душевное спокойствие, невозмутимость, безмятежность, по мнению некоторых древнегреческих философов , достигаемая мудрецом.
В учениях представителей различных направлений философии понятие атараксии занимало различное место. Отмечается, что своим появлением существительное «атараксия» обязано Демокриту . Что касается прилагательного «невозмутимый» , то оно используется Аристотелем в этике для определения таких добродетелей , как сдержанность и мужество. Наибольшее же развитие понятие «атараксия» получило в эпикуреизме и скептицизме .
В различных традициях скептицизма (у Пиррона и его последователей, а также у скептиков платоновской академии ) атараксия тесно связана с тем, что обозначается термином «эпохе» , то есть с воздержанием от суждений. При этом одни представители скептицизма считают конечной целью атараксию ( Секст Эмпирик ), а другие — эпохе ( Аркесилай ). Атараксия у скептиков описывает состояние разума , а не чувств: испытывая подобно другим людям боль и удовольствие, скептик воздерживается от суждений о том, хорошо это или плохо.
У Эпикура атараксия связана не с воздержанием от суждения, а с удовольствием : Эпикур определял удовольствие как отсутствие телесной боли и душевных страданий и тревог. Тревоги в душе возникают из-за ложных мнений о богах и смерти, которые вызывают у людей страх. Избавляет от ложных мнений трезвое рассуждение, приводящее к атараксии. Атараксия — это сосредоточение на самом общем и главном, считает Эпикур.
В стоицизме атараксия часто близка апатии .
В современной практической психологии — состояние полного отсутствия страха (как правило, после пережитого эмоционального стресса ).
Примеры употребления слова атараксия в литературе.
И это взаимодействие изваянных фигур и запечатленного слова звучит с такой силой, что-то столь настоятельное видится в жесте одного, в лице другого, что все в целом готово, кажется, утратить ту атараксию, которая присуща крупным скульптурным формам.
Очевидно, Эпикур не относил любовь к удовольствиям, которые приносят атараксию.
Источник: библиотека Максима Мошкова