эклектика в словаре кроссвордиста
эклектика
- Соединение несовместимого, различных чужеродных явлений в одном художественном образе
- Художественный стиль второй половины XIX в., характеризующийся намеренным соединением в одной композиции элементов разных стилей
- Коктейль стилей
- Переведите на греческий язык "отбор"
- Неорганическое, чисто внешнее соединение внутренне несоединимых взглядов
- (архитектура) в архитектуре
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
эклектики, мн. нет, ж. (книжн.). Всё эклектическое, то, что эклектично; то же, что эклектизм.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-и, ж. (книжн.). То же, что эклектизм; то, что обнаруживает в себе эклектизм. И прил. эклектический, -ая, -ое.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж.
То же, что: эклектизм.
То, в чем обнаруживается эклектизм.
Большая Советская Энциклопедия
эклектизм, эклектицизм (от греч. ekiektikós ≈ способный выбирать, выбирающий), соединение разнородных взглядов, идей и теорий. Термин «Э.» ввёл Потамон из Александрии (2 в.), который назвал свою школу эклектической. Истоки Э. ≈ в подмене одних логических оснований другими. Пустоту и бесплодность таких построений отмечали многие философы, начиная с Сократа и Аристотеля. Э. резко критиковали классики марксизма-ленинизма. В. И. Ленин указывал на подмену оснований, подрыв целостности предмета как на характерную особенность Э.: «... подделка эклектицизма под диалектику легче всего обманывает массы, дает кажущееся удовлетворение, якобы учитывает все стороны процесса, все тенденции развития, все противоречивые влияния и прочее, а на деле не дает никакого цельного и революционного понимания процесса общественного развития» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 21).
Википедия
Экле́ктика, также эклекти́зм — смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п. Термин введён в употребление во II веке родоначальником философской школы эклектизма Потамоном.
- Эклектика — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе в 1830—1890-е годы. Эклектика в архитектуре и изобразительном искусстве представляет собой сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно иной смысл и назначение.
- Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности .
- Эклектизм — направление в античной философии, соединяющее разнородные стили.
Экле́ктика (эклектизм, историзм) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е - 1890-е гг.
Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей ( неоренессанс , необарокко , неорококо , неоготика , псевдорусский стиль , неовизантийский стиль , индо-сарацинский стиль , неомавританский стиль ) называют эклектикой в советской и российской практике. В зарубежном искусствоведении употребляются не несущие негативной окраски термины романтизм (для второй четверти XIX века ) и боз-ар (для второй половины XIX века ). Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV — XVIII веков , а с другой — в ней есть принципиально другие свойства. Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна , не использующего ордер ), но в ней он утратил свою исключительность.
Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий . В этом принципиальное отличие эклектики от ампира , диктовавшего единый стиль для построек любого типа.
Пусть совокупится более различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачно готическое, и обременённое роскошью украшений восточное, и колоссальное, египетское, и проникнутое стройным размером греческое… Пусть как можно реже дома сливаются в одну ровную, однообразную стену…
Эклектика прошла два этапа в развитии — 1830-е — 1860-е гг. и 1870-е — 1890-е гг.; в России естественно разделение на «николаевский» и «александровский» этапы. За этим делением стоит не столько различие в политических режимах, сколько социальная эволюция общества России и Европы в целом, возникновение нового класса заказчиков и новых функций архитектуры.
Крупнейшие мастера эклектики в российской архитектуре:
- первый этап
- Быковский, Михаил Дормидонтович
- Тон, Константин Андреевич
- Штакеншнейдер, Андрей Иванович
- второй этап
- Быковский, Константин Михайлович
- Каминский, Александр Степанович
- Клейн, Роман Иванович
- Парланд, Альфред Александрович
- Померанцев, Александр Никанорович
- Чичагов, Дмитрий Николаевич
«Экле́ктика» — третий альбом российской метал -группы Everlost , выпущенный 16 февраля 2009 года.
Примеры употребления слова эклектика в литературе.
По-моему, на улице Токарей есть лавка, где продают старую мебель эклектикам и тем автохтонам, которые достаточно приблизились к нашей культуре, чтобы интересоваться подобными вещами.
Эти люди были эклектики, потомки южных переселенцев, перемешавшихся с коренастыми темнокожими автохтонами и отчасти воспринявших их уклад, к которому добавились обычаи амфитрионов, обитавших еще дальше на север, и иных, еще менее известных народов, кочевых торговцев и мелких племен.
Главное здание, которое отличают свободная асимметрия композиции, живописный силуэт с башнями, разнообразными по форме окнами, богатство отделки, характерное для эклектики, расположено в глубине парадного двора, отделенного от набережной изысканной оградой.
С первых и до последних дней Ленин отстаивал каждую частицу марксовой терминологии не из педантизма, а из глубокого понимания того, что за пестротой терминологии легче всего укрывается эклектика и всякая путаница вообще.
Странная мешанина времен и эклектика стилей окружает его героя, и потому сама трагедия становится вневременной абстракцией, лишенной каких бы то ни было связывающих ее с конкретной эпохой исторических корней.
ЭПОХА ЭКЛЕКТИКИ: КОМПЛЕКС СИРОТСТВА Говорят критики: Андрей Плахов, Сергей Добротворский, Александр Тимофеевский, Любовь Аркус.
Источник: библиотека Максима Мошкова