шиизм в словаре кроссвордиста
шиизм
- Одно из двух (наряду с суннизмом) направлений в исламе, сторонники которого признают только Коран и отвергают большинство положений Сунны, не признают суннитских халифов, считая законными руководителями мусульман имамов
- Направление в исламе (государственная религия в Иране)
- гос. религия в Иране
- Направление в исламе
- Одно из двух основных направлений в исламе
- Одно из течений суннизма
- Одно из течений в рифму с призмой
- Одно из течений ислама
- "земляк" и "оппонент» суннизма
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. Одно из двух основных направлений в исламе, признающее только Коран и отвергающее большинство положений Сунны.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ШИИЗМ (от араб. ши а - группа приверженцев) одно из двух (наряду с суннизмом) основных направлений в исламе. Возник в 7 в. на почве споров о числе имамов и личности последнего из них. Шиизм раскололся на несколько сект. Шииты не признают суннитских халифов, считая законными преемниками Мухаммеда лишь имамов - Алидов. Шиизм государственная религия в Иране, распространен в Йемене, Ираке, Ливане, Бахрейне и др.
Большая Советская Энциклопедия
(от араб. ши▓а ≈ секта, партия, группа приверженцев), одно из двух, наряду с суннизмом , основных направлений в исламе. Зародился в 7 в. в Арабском халифате как группировка, выступавшая в защиту прав Али и его потомков от Фатимы (дочери Мухаммеда) на имамат-халифат. Потерпев поражение в борьбе за верховную политическую власть, Ш. к середине 8 в. сложился в особое течение в исламе. Общими догматами Ш., в отличие от суннизма, стали признание исключительного права Али и его потомков ≈ Алидов на духовное и светское руководство в мусульманском мире (имамат) и отрицание в связи с этим законности первых халифов ≈ Абу Бекра, Омара I , Османа , Омейядских и Аббасидских халифов; идея о том, что заместитель пророка ≈ халиф не должен быть избираем людьми.
На почве споров о числе имамов Ш. в 7≈9 вв. распался на несколько ответвлений: кайсанитов, зейдитов , имамитов, исмаилитов . Секта кайсанитов исчезла в 11 в. Секта зейдитов является наиболее умеренной. Приверженцы одной из ведущих сект ≈ имамиты признают 12 имамов, последнего из которых (Мухаммеда аль-Махди, т. н. «скрытого имама», по преданию, ребёнком исчезнувшего бесследно) считают мессией, махди , призванным вернуться на землю и установить царство справедливости. До своего возвращения он направляет всю жизнь мусульман-шиитов через посредство высшего духовенства ≈ муджтахидов (авторитет которого и обеспечивается мистической связью со «скрытым имамом»). Учение имамитов в сочетании с суфизмом было идеологической оболочкой некоторых народных движений в Иране и Средней Азии в средние века ( сербедаров восстания , сеидов движение и др.). Исмаилиты отделились в середине 8 в. от имамитов. Наиболее благоприятной почвой для распространения Ш. стал Иран (где на него существенное влияние оказали зороастризм и несторианство ). Ш. имеет и много общего с суннизмом. Шииты признают сунну (с некоторыми изменениями; отрицаются те хадисы , которые восходят к противникам Али), Коран (хотя и не считают его официальную суннитскую редакцию безупречной). Вместе с тем шииты имеют и своё, отличное от суннитского, священное предание. В Ш. большую, чем в суннизме, роль играет культ «святых мучеников». Ш. воспринял учение мутазилитов об отсутствии божественного предопределения и свободе воли человека. Шииты (кроме зейдитов и кайсанитов) признают «наследственную непогрешимость» имамов; в отличие от суннитов, совершают паломничества, кроме Мекки и Медины, в Кербелу, Неджеф, Казимейн, Мешхед и Кум (места погребения имамов и их родичей).
Ш. исповедуют (в различных формах) в Иране, Йеменской Арабской Республике (большинство населения), в Индии, Пакистане, Сирии, Южном Ираке, некоторых районах СССР (главным образом в Азербайджане).
Лит.: Крымский А. Е., История Персии, ее литературы и дервишской теософии, т. 1≈3, М., 1909≈17; Беляев Е. А., Мусульманское сектантство, М., 1957; Петрушевский И. П., Ислам в Иране в VII ≈ XV вв., Л., 1966 (лит.); Дорошенко Е. А., Шиитское духовенство в современном Иране, М., 1975; Corbin Н., Histoire de la philosophie islamique, [P.], 1964; «Мактебеташайо», ч. 1≈4, Кум, 1959≈61; Löschner H., Die dogmatischen Grundlagen des slitischen Rechts, Köln, u. a., 1971. См. также лит. при ст. Ислам .
И. П. Петрушевский.
Примеры употребления слова шиизм в литературе.
Хариджиты, как и последователи шиизма, ставшего вторым по численности направлением ислама, считают, что зейдовско-османский список Корана имеет ряд нарочитых искажений.
Прежде всего, возникает интереснейшая проблема: какую ветвь ислама из двух предпочли бы наши предки, суннизм или шиизм?
Ситуацию изменила революция, разделившая последователей суннизма и шиизма и сделавшая шиизм доминирующей религией.
Сарбадары провозгласили шиизм, курты держались суннизма, но, разумеется, не догматические различия подвигли безграмотных афганцев и персов на войны, равно невыгодные тем и другим.
Источник: библиотека Максима Мошкова