Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

зороастризм в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

зороастризм

религия, распространенная в древности и раннем средневековье в Ср. Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде стран Ближнего и Ср. Востока, сохранилась у парсов в Индии и гебров в Иране. Название по имени пророка Зороастра (иран. Заратуштра). Священный канон - "Авеста". Основные принципы зороастризма: противопоставление двух "вечных начал" - добра и зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса; вера в конечную победу добра, олицетворяемого в образе верховного божества Ахурамазды. Главную роль в ритуале зороастризма играет огонь.

Большая Советская Энциклопедия

Зороастризм

религия, распространённая в древности и раннем средневековье в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде др. стран Ближнего и Среднего Востока, а в настоящее время у парсов в Индии и гебров в Иране. Названа по имени пророка Зороастра (иран. Заратуштра , до середины 6 в. до н. э.). Священный канон З. ≈ «Авеста» . Для З. характерны: монотеистическая тенденция, выраженная в вере в верховного, или единого, бога Ахурамазда , по имени которого З. называют маздеизмом, и дуализм, противопоставляющий два вечных начала ≈ добра и зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса. К силам зла в З. принадлежат дайвы (позже дэвы ≈ «демоны») ≈ натуралистические боги индоиранской религии (остались богами в Индии и у части Иранских племён), отличные от асур («владыка», Иранское ахура), богов с особой властью морального порядка. Главную роль в ритуале З. играет огонь, рассматривающийся как воплощение божественной справедливости, арты. Во главе сил добра в З. стоят Ахурамазда (позже Ормазд) и его дух Спента-Майнъю (Святой дух), во главе сил зла ≈ враждебный дух-разрушитель Анхра-Майнью (позже Ахриман), в дальнейшем как злой бог прямой соперник Ахурамазды. Маздеизм развивался в эпоху возникновения государственных образований и боролся с культом дайвов, связанным со старым жречеством и родоплеменной знатью. Согласно З., цель мирового процесса, победа добра над злом достигается развитием событий в этом мире, причём особая роль принадлежит человеку, обладающему свободой выбора (эта концепция обоснована уже в Гатах, древнейшей части Авесты): он может встать на любую сторону в борьбе добра и зла, но совместное коллективное усилие приверженцев истинной веры приведёт к конечной победе сил добра. Обязанностью человека по отношению к доброму началу, как и средством индивидуального спасения, являются не столько обряды и молитвы, сколько образ жизни, предписанный З.; основные орудия в борьбе со злом ≈ «добрая мысль», «доброе слово», «доброе дело». Особое значение придаётся умножению благого материального бытия (от разведения скота и земледелия до капиталистического предпринимательства у современных парсов) и произведению потомства, умножающему воинство доброго начала. З. всегда был чужд аскетизм.

З. окончательно оформился как государственная религия при Сасанидах . После арабских завоевания З. ещё 3≈4 века играл значительную роль в Иране и соседних странах; тогда же были написаны многие произведения литературы З. на среднеперсидском языке, в том числе обширная энциклопедия З. ≈ Денкарт (9 в.). С дальнейшим распространением ислама многие последователи З. эмигрировали в Индию, их потомки ≈ парсы. В эпоху соперничества с христианством и затем исламом в З. отмечается стремление принизить значение злого духа; парсы признают, по существу, лишь бога Ормазда, а Ахриман мыслится в основном как символ дурных тенденций в человеке.

Источн.: Kent R. G., Old Persian, 2 ed., New Haven, 1953; Pahlavi texts, transl. by E. W. West., v. 1≈5, L., 1890≈97 (Sacred Books of the East, v. 5, 18, 24, 37, 47).

Лит.: Струве В. В., Родина Зороастризма, «Советское востоковедение», 1948, т. 5, с. 5≈34; Абаев В. И., Скифский быт и реформа Зороастра, «Archiv orientáini», 1956, v. 24, ╧ 1; История таджикского народа, т. 1, М., 1963; Widengren G., Die Religionen Irans, Stuttg., 1965 (библ.); Duchesne-Guillemin J., La religion de I"Iran ancien, P., 1962. См. также лит. при ст. «Авеста» , Заратуштра .

Э. А. Грантовский.

Википедия

Зороастризм

Зороастри́зм ( — «Благая вера почитания Мудрого», — behdin, «Благая вера») — одна из древнейших религий , берущая начало в откровении пророка Спитамы Заратустры (, «Зартошт»; древнегреческая — Ζωροάστρης, «Зороа́стрэс»), полученном им от бога — Ахура Мазды . В основе учения Заратустры — свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. В древности и в раннем средневековье зороастризм был распространён преимущественно на территории Большого Ирана .

Зороастризм содержит как монотеистические , так и дуалистические черты.

К настоящему времени зороастризм в основном вытеснен исламом , небольшие общины сохранились в Иране и Индии , есть последователи в западных странах и странах постсоветского пространства (преимущественно в Таджикистане и Азербайджане ).

Примеры употребления слова зороастризм в литературе.

Понятие перевоплощения и кармы является краеугольным камнем многих азиатских религий: индуизма, буддизма, джайнизма, си-кизма, зороастризма, тибетской ваджраяны, японского синтоизма и китайского даосизма.

Истоки зороастризма, в частности, прослеживаются еще во времена единого индоиранского народа -- до того, как он разделился на персов и индийцев.

Для Вопоэ, Капуаны, Сюареса Достоевский был Востоком, таким же, как буддизм, индуизм, зороастризм.

Зороастр -- великий законодатель и основоположник религии, называемой то маздеизмом, то магизмом, парсизмом, огнепоклонничеством или зороастризмом.

Когда зороастризм впервые появился на исторической арене, он уже был окружен церемониальной и жреческой системой.

Но религиозное брожение, начавшееся в мире, пошатнуло бесспорное главенство зороастризма в Персидской империи.

Но именно потому, что это для данного умонастроения только средства его выражения, гностицизм легко допускал в своих текстах смешение понятий, образов и представлений, восходящих к самым разным истокам: христианству и иудаизму, платонизму и первобытной культуре, пифагорейству и зороастризму и т.

И язычество, и иранский зороастризм, и иудаизм, и несторианство, и, конечно, ислам.

Ислам исполнил то, что оказалось не по силам иудаизму, зороастризму, несторианству и монофизитам.

Источники еврейской Торы: древние учение типа зороастризма или огнепоклонничества, позже уничтоженные евреями?

Источник: библиотека Максима Мошкова