фидий в словаре кроссвордиста
фидий
- Кто руководил строительством Парфенона после сожжения Афин персами
- Плутарх утверждает, что этот человек включил самого себя в число персонажей композиции, изображающей битву с амазонками — в храме Парфенон
- др.-греч. скульптор
- Золотое сечение в алгебре обозначено первой буквой имени этого мастера, воплотившего его в своих скульптурах
- Древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики. Личный друг Перикла
- Древнегреческий ваятель, скульптуры Парфенона
- Он создал одно из чудес света — статую Зевса в Афинах
- Древнегреческий скульптор, архитектор, главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах, автор статуи Афина Промахос на Акрополе, Зевс Олимпийский и Афина Парфенос, скульптурного убранства Парфенона
- Отец Архимеда
- Плутарх утверждает, что этот человек включил самого себя в число персонажей композиции, изображающей битву с амазонками - в храме Парфенон
- Он создал одно из чудес света - статую Зевса в Афинах
- Древнегреческий скульптор, помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах (5 в. до н. э.)
- (начало V в. до н. э. — около 432—431 до н. э.) древнегреческий скульптор периода высокой классики; главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах
- Древнегреческий архитектор, Акрополь в Афинах
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ФИДИЙ (нач. 5 в. до н. э. - ок. 432-431 до н. э.) древнегреческий скульптор периода высокой классики. Главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах. Грандиозные статуи - Афины Промахос на Акрополе (бронза, ок. 460 до н. э.), Зевса Олимпийского и Афины Парфенос (обе - золото, слоновая кость) - не сохранились. Под руководством Фидия исполнено скульптурное убранство Парфенона. Творчество Фидия - одно из высших достижений мирового искусства, его образы сочетают жизненность с возвышенной классической гармонией и красотой.
Большая Советская Энциклопедия
(Pheidias), древнегреческий скульптор 2-й и 3-й четверти 5 в. до н. э. Один из крупнейших мастеров древнегреч. искусства эпохи высокой классики . Среди работ Ф., известных только по описаниям античных авторов и копиям, наиболее прославленными были колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Предводительницы в битвах), воздвигнутая около 460 до н. э. на афинском Акрополе в память побед над персами, и 2 грандиозные статуи, исполненные в технике хрисоэлефантинной скульптуры : Зевса Олимпийского в храме Зевса в Олимпии (это произведение Ф. считалось одним из «семи чудес света») и Афины Парфенос (Девы) в храме Парфенон в Афинах.
Наилучшее представление о творчестве Ф. даёт скульптурное убранство Парфенона в Афинах (мрамор, 438√432 до н. э., Британский музей, Лондон; Лувр, Париж; Музей Акрополя, Афины), выполненное под руководством и, вероятно, при личном участии мастера. Эти произведения, полные глубокой человечности, прославляют величие афинского полиса и его граждан, отражают идеи борьбы афинян против их врагов. Скульптура Парфенона, являющаяся (в сочетании с архитектурой храма) одним из высочайших образцов синтеза искусств , отличается необычайным богатством ритмов и композиционных приёмов, мягкой моделировкой, виртуозно использующей эффекты светотени, и вместе с тем внутренней цельностью пластических масс.
Лит.: Нюберг С. Н., Фидий, М., 1941; Langlotz Е., Phidiasprobleme, Fr. /M., [1947]; Bendinelli G., Sulle tracce di opere fidiache andate perdute, Torino, 1954; Гавела Б., Фидиja, [Нови Сад, 1974].
Википедия
Фидий (, ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э. ) — древнегреческий скульптор и архитектор , один из величайших художников периода высокой классики. Друг Перикла .
Фи́дий — древнегреческий астроном. Точные даты жизни неизвестны. По мнению современных историков, был отцом Архимеда и жил в первой половине III века до н. э.
Примеры употребления слова фидий в литературе.
Но ни статуя эта, ни крезов сын, ни те зеваки в балагане, ни Фидий и Пракситель, вернись они к жизни, ни даже неподражаемый карандаш моего друга Хогарта не могли бы явить тебе столь идеального образа изумления, какой представился бы твоим глазам, если б узрели они леди Буби, когда эти последние слова слетели с уст Джозефа.
Так, бизец, Давленья перепад: от быта к чуду, Витийственный, как Фидия резец.
Протагор, скульптор Фидий, архитектор Гипподам, прорицатель Лампон и другие.
Фидий, сделав для элейцев статую Афродиты, изобразил ее попирающей черепаху, в знак того что женщинам приличествуют домоседство и молчание.
Иктином и Калликратом под руководством Фидия в виде дорического периптера с количеством колонн 8х17, с пронаосом, опистодомом и двухчастичной целлой.
Он родился слишком поздно, а на его родине, во Флоренции, и во всей долине Арно за два с половиной столетия, с тех пор как Николо Пизано нашел в земле несколько греческих и римских мраморов и начал ваять сам, были созданы такие величайшие богатства скульптуры, каких мир после Фидия и его Парфенона еще не видел.
И на заводе будут кивать: Фидий из него не вышел, подался в подкрановые рабочие.
Он мог бы продолжить длинный перечень имен, которые заучил наизусть для этой цели, не имея ни малейшего представления о разнообразных их достоинствах, если бы ему не помешал его друг, который был возмущен той непочтительностью, с какою он отозвался о греках, и, назвав его богохульником, готом, беотийцем, в свою очередь спросил с большой горячностью, кто из этих жалких современников может соперничать с Панэном из Афин и его братом Фидием, с Поликлетом из Сициона, Полигнотом Трасийским, Паразием из Эфеса, прозванным Абродиаитос, или Прекрасный, и Апеллесом, королем художников.
Производили ли что подобное Фидии, Зевксисы, Полигноты, Парразии, Аглаофоны, умеющие отлично живописать и ваять красоту?
Когда сияешь ты, невинности венец, Вкруг черных локонов причудницы небрежной, Чья красота к любви зовет, как мрамор нежный, В котором узнаем мы Фидия резец.
Подвергнутый легкой обработке и сфотографированный опытным мастером, Фидий становится образцом готического экспрессионизма, а Пракситель превращается в чарующий сюрреалистический объект, вытащенный на поверхность из илистых глубин подсознательного.
Вместе с трагиком Софоклом Фидий и Геродот входят в кружок Аспазии, покровителем которого был Перикл.
Рембрандта напоминает рельефы Фидия, то есть такие скульптуры, в которых изображение передается объемом, только частично выступающим из вертикально установленной плоскости.
С детства нам врезались в память такие слова как Парфенон, Афины, Спарта, Платон, Сократ, Демосфен, царь Леонид, Перикл, Мильтиад, Фидий и т.
В Библии есть сходство с пирамидами, в Илиаде -- с Парфеноном, в Гомере-с Фидием.
Источник: библиотека Максима Мошкова