Энциклопедический словарь, 1998 г.
фонетически организованная проза (преимущественно ораторская) с ощутимой упорядоченностью ритма, наиболее явной перед синтаксическими паузами и после них, т.е. на стыке фраз и колонов ("Чуден Днепр при тихой погоде...", Н. В. Гоголь).
В частности, проза с метрически правильным расположением ударений (обычно на каждом 3-м слоге), отличающаяся от стиха только отсутствием членения на стихотворные строки ("симфонии" А. Белого).
Википедия
Не смешивать со стихотворением в прозе .
Ритмическая проза (нем. rhythmische Prosa, англ. rhythmic prose, итал. prosa ritmica)
- 1) в широком смысле — культовая, риторическая или поэтическая проза , в которой намеренно повторяются определённые ритмические фигуры или метрические модели. Такая закономерность ярко проявляет себя в синтаксическом соответствии соседних элементов прозаической структуры (так называемый « параллелизм »), перед синтаксическими паузами и после них, то есть на стыках фраз и колонов . В античной прозе ритмическими (с аллитерациями и даже рифмами ) делались обычно концовки периодов, по-гречески этот приём назывался .
Ритмическая проза разрабатывалась в античной (например, древнегреческий роман Дафнис и Хлоя ), в древневосточной (в Песни песней и в Псалтири ) и средневековой литературе (например, латинские Вечеря Киприана , гимн «Te Deum» и секвенция «Victimae paschali», итальянская лауда «Песнь о Солнце» Франциска Ассизского ), оказала влияние на европейскую прозу XVI — начала XIX веков. В русской прозе ритм такого рода ощутим, например, у Н. М. Карамзина , Н. В. Гоголя .
- 2) в узком смысле слова ритмической прозой в русском стиховедении называлась проза, в которой присутствуют определённые стопные закономерности: обычно ударения падают на каждый третий слог, образуя правильный дактилический ( амфибрахический , анапестический ) метр. Такая проза отличается от стиха только отсутствием членения на стихотворные строки. Пример:
С конюшнею каменной, с дворницкой, с погребом — не прилипающий к семиэтажному дому, но скромным достоинством двух этажей приседающий там, за литою решёткою, перевисающий кариатидами, тёмно-оливковый, с вязью пальмет — особняк: в переулке, в Леонтьевском! ( Андрей Белый . Маски, 1932).
Встречается также у других писателей 1920-х гг. ( Б. А. Пильняк , М. С. Шагинян ).