прототип в словаре кроссвордиста
прототип
- Первообраз
- Прообраз
- Прообраз для героя в произведении
- Прообраз для героя
- Прообраз для подражания
- Реальная личность для автора
- Синоним образец, прообраз
- Первый образец
- Опытный образец
- м. греч. первообраз, начальный, основной образец, истинник
- С кого персонажа списали?
- Реальная свояченица Льва Толстого Татьяна Берс по отношению к вымышленной Наташе Ростовой
- Английский офицер Уилфрид Дандердейл по отношению к Джеймсу Бонду
- «натурщик» писателя
- Натурщик писателя
- Герой романа наяву
- Образец для героя
- Маресьев для Мересьева
- Натурщик литератора
- Реальное лицо, как источник для создания художественного образа
- Реальная личность, послужившая автору оригиналом при создании художественного образа
- Прообраз действующего лица
- Первоначальный образец
- Реальное лицо как источник для создания художественного образа, героя
- "натурщик" писателя
- Живой образ героя
- м. греч. первообраз, начальный, основной образец, истинник. Прототипный, -типический, первообразный, первообразцовый
- Образ героя
- Образец
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
м. греч. первообраз, начальный, основной образец, истинник. Прототипный, -типический, первообразный, первообразцовый.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
прототипа, м. (лит.). Первообраз, оригинал, первоначальный образец; действительное лицо, послужившее автору для создания литературного типа, а также литературный тип, образ, послуживший образцом для другого автора. См. (прото). Думают, что прототипом пушкинского Ленского был Кюхельбекер. Онегин - прототип Печорина. Прототипом Лопухина, героя "Что делать", считают известного физиолога Сеченова.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-а, м. Реальное лицо как источник для создания художественного образа, героя. П. Анны Карениной.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м.
Лицо, послужившее писателю источником создания литературного персонажа.
Первоначальный вид, форма какого-л. органа или организма, из которого развились исторически последующие органы или организмы.
Кто или что-л., являющиеся предшественником, образцом последующего.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ПРОТОТИП (греч. prototypon - прообраз) реальная личность, послужившая автору первообразом при создании художественного образа.
Большая Советская Энциклопедия
(от греч. protótypon ≈ прообраз), реальное лицо, представление о котором послужило писателю первоосновой при создании литературного типа, образа человека ≈ героя произведения. Смысл и значение литературного героя неизмеримо шире непосредственной «натуры», воспроизводимой художником. Реальный человек, становясь предметом художественного изображения, преображается настолько, что перестаёт быть равным себе. П. героя Алеши Горшка в одноименном рассказе Л. Н. Толстого был юродивый яснополянский повар. Но, включаясь в реализацию художественной идеи, образ яснополянского «полуидиота» развернулся в значительный, внутренне противоположный патриархально-смиренному Каратаеву (из «Войны и мира» Л. Н. Толстого) тип русского крестьянина, который проснулся от патриархальной спячки и видит мир в ореоле любви и счастья. Образ человека не только воспроизводит отдельные особенности П., не только отражает порожденный эпохой тип личности: он ≈ осуществление новой личности, обретающей самостоятельное бытие. Этим объясняется его способность становиться «прообразом» особой породы людей в самой жизни («тургеневские женщины») или П. для произведений др. эпохи (образ грибоедовского Молчалина в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина). Роль П. меняется в зависимости от направления и жанра. Максимальное «равнение» на П. ≈ в «документальной прозе»; однако и здесь остаётся содержательное различие между героем и П., выявляющее «личностную» точку зрения автора (например, «Как закалялась сталь» Н. Островского или очерковые повести А. Яшина, Е. Дороша и др.).
Лит.: Альтман М. С., Русские писатели и ученые в русской литературе XIX в., в сборнике: Н. А. Добролюбов. Статьи и материалы. Горький, 1965; Андроникова М. И., От прототипа к образу, М., 1974.
Е. П. Барышников.
Википедия
Прототип, — порождающий шаблон проектирования .
Прототи́п :
- Прототип — абстрактный образ, воплощающий множество сходных форм одного и того же объекта или паттерна, наиболее репрезентативный пример понятия, фиксирующий его типичные свойства.
- Прототип персонажа — конкретная историческая или современная личность, послужившая основой для образа в литературе, искусстве, кинематографе.
- Прототип — быстрая, черновая реализация будущей системы. См.: прототипирование .
- Прототип — работающая модель, опытный образец устройства или детали в дизайне, конструировании, моделировании. См. также: Быстрое прототипирование .
- Спортпрототип — автомобиль, построенный специально для гонок, а не на основе дорожного автомобиля.
- Прототип — порождающий шаблон проектирования.
- Прототип функции — описание интерфейса функции в языках программирования: объявление функции, которое не содержит её тела, но указывает имя, арность, типы аргументов и тип возвращаемых данных.
- Прототипное программирование — стиль объектно-ориентированного программирования, в котором нет понятия класса, а повторное использование производится путём клонирования существующего экземпляра объекта — прототипа.
- Прототип — несуществующий фильм 2014 года. Активная реклама фильма и его трейлер были своеобразной шуткой автора - Марсело Гриона, который никогда не являлся ни сценаристом, ни режиссёром кино. Существует лишь трейлер, но не сам фильм.
- Prototype — видеоигра, научно-фантастический экшн от третьего лица, разработан компанией Radical Entertainment. Выпущена в июне 2009 года.
- Prototype — JavaScript-фреймворк.
Прототип в когнитивной психологии — абстрактный образ, воплощающий множество сходных форм одного и того же объекта или паттерна , наиболее репрезентативный пример понятия, фиксирующий его типичные свойства.
Благодаря тому, что структуры человеческого знания и памяти включают в себя прототипы как абстрактные образные репрезентации, возможно распознавание образа, даже если он не тождествен прототипу, а лишь подобен ему. Существование прототипа было надежно подтверждено результатами многочисленных экспериментов, которые выявили у испытуемых типичные рейтинги, отражающие степени соответствия примеров многих понятий своему «идеальному» прототипу. Так, например, согласно данным тестов, понятия «яблоко», «персик», «изюм», «винная ягода», «тыква» и «оливка» располагаются в данном списке в порядке убывающего соответствия понятию «фрукт». Аналогичная картина была зафиксирована и относительно примеров понятия «птица». Для понятия «четное число» прототипом служат числа 8 и 22, а для понятия «нечетное число» — 7 и 13.
По-видимому, мы абстрагируем прототип из когнитивной информации, содержащейся в нашей памяти, используя для этого неосознаваемые холистические стратегии правополушарного пространственно-образного мышления. Наиболее часто используемая здесь стратегия состоит в абстрагировании прототипа и сравнении степени различия между ним и соответствующими паттернами. Ряд проведенных когнитивными психологами экспериментов, в частности, показывают, что некоторые прототипы формируются на основе часто встречающихся признаков , которые имеют больше шансов сохраниться в памяти, если они чаще воспринимались. Мы также можем создавать прототипы на основе усредненных характеристик отдельных примеров или путём абстрагирования отдельных, перцептивно выделенных, «типичных» образцов. Также возможно формирование прототипов в условиях, когда мы сталкиваемся только с его разновидностями. Причем правила, соотносящие признаки в мысленном образе, не так хорошо удерживаются в памяти, как сами признаки. Поэтому формирование прототипа, вероятно, включает в себя два относительно автономных процесса — выявление информации о признаках паттерна и информации об отношениях между признаками. Эти два процесса протекают с разной скоростью. Выявление взаимосвязей признаков — процесс более медленный, чем выявление самих признаков.
В когнитивной психологии разработаны две теоретические модели формирования прототипа. Первая — модель центральной тенденции — предполагает, что прототип есть хранящийся в памяти абстрактный образ, представляющий собой нечто среднее из всех относящихся к нему примеров. Вторая — частотная модель — исходит из допущения, что прототип содержит наиболее часто встречающееся сочетание признаков, свойственных некоторому набору паттернов . С этой точки зрения прототип — это синоним «наилучшего примера» из некоторого множества паттернов. Обе модели нашли экспериментальное подтверждение, которое скорее всего свидетельствует о наличии у людей двух различных мыслительных стратегий формирования прототипа. По-видимому, соотношение между этими стратегиями и относительное доминирование одной из них связано с когнитивной эволюцией, эволюцией пространственно-образного мышления.
Примеры употребления слова прототип в литературе.
Ни на что не похожие алкалоиды - странные, неожиданные, с совершенно безумной структурой, весьма далекие от любого рационального алкалоидного прототипа.
Траурная аллюзия в адрес Джона Солсбэри, умершего летом 1612 года, позволила мне определить подлинную дату появления книги, а через нее идентифицировать прототипов Голубя и Феникс - необыкновенную чету Рэтлендов, покинувшую этот мир в одно время с Солсбэри.
Среди созвездий находятся прототипы всех вавилонских городов: Сиппара -- в созвездии Рака, Ниневия -- в Большой Медведице, Ашшура -- на Арктуре, и т.
Прекрасная Дама говорит, что да, что ей на Комбинате сказали, когда вручали подарок , что это новый биокибернетический прототип истинного мужчины, который всегда найдет выход из самых невероятных ситуаций, и что он нацелен на борьбу.
По сравнению со своим земным прототипом Линдстром-Центр выглядел простоватым, однако его здание в форме восьмиугольника, построенное на небольшой возвышенности в двадцати километрах от Бичхэд-Сити, было самым крупным и роскошным на Орбитсвиле.
Однако и приведенных здесь данных вполне достаточно, чтобы доказать, что галлы, гэлы и бритты обладали общим наследием прототипов имен мифологических персонажей, из которого впоследствии развились три достаточно самодеятельные, но в то же время весьма и весьма близкие культовые системы.
Прототип декодера разблокировали, внутрь корабля заложили взрывные устройства и имитировали внезапный взрыв и пожар.
Может быть, для этого им и понадобился прототип декодера Солнечного Патруля.
Почему в выборе прототипа ЕС ЭВМ победили противники Лебедева, Рамеева, Глушкова, Дородницына, Сулима - ведущих специалистов страны?
Ни один египтолог не оспорит факт физического присутствия, когда то почти всех прототипов богов древнего Египта, таким образом, все признают, что египтяне не придумывали богов и сказки, они их выводили из реальных событий, лишь предавая им более пригодный для легенд колорит.
С веками, благодаря медленнойработе поколений и вследствие постепенных прибавлений, заимствованный элемент сильно отличается от своего первоначального прототипа.
Однако в мирное время их прототипы из числа конфуцианцев, ученых и самих самураев уже тогда начали формировать это сословие.
Как на магическом ковре, он переносил их по стране иллюзий, воздвигал дворцы из цветочного дыма на столбах воды и огня, поднимал скамьи, на которых сидели гости, в каньоны звездной пыли, кораллом и миррой выводил из равновесия их чувства, наводил на них все их Аспекты и заставлял вспоминать прототипы, на которых они основали свою силу, так что Шива танцевал на кладбище Танец Разрушения и Танец Времени, прославляя легенду об аннигиляции им трех летающих городов Титана, а Кришна Темный двигался в Танце Борца в память его победы над черными демонами Бана, Лакшми танцевала Танец Статуи, и даже Бог Вишну был вынужден снова сделать несколько па Танца Амфоры, а Муруган в новом теле насмехался над миром со всеми его океанами и танцевал Танец Триумфа на этих водах, как на подмостках, танец, который он танцевал после убийства Шуры, укрывшегося в глубинах моря.
Прототипом этой полноты мессианства считали Мелхиседека, древнего царя-священника Иерусалима: Клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
Истребитель Ме-109, прототип которого появился в 1936 году, развивал скорость свыше 350 миль в час, а его большая скороподъемность обеспечивала ему дополнительные преимущества перед английскими истребителями.
Источник: библиотека Максима Мошкова