поведение в словаре кроссвордиста
поведение
- Зеркало, в котором каждый показывает свое истинное лицо
- Девиантное ...
- Фильм Витторио Де Сики «Маддалена, ноль за ...»
- Реакция организма на то или иное воздействие, раздражение
- Совокупность поступков и действий по отношению к окружающим
- Умение вести себя в соответствии с установленными правилами распорядка
- Примерное ...
- Фильм Витторио Де Сики «Маддалена, ноль за …»
- Девиантное …
- Фильм Альфреда Хичкока «Лёгкое …»
- Переведите с французского слово «кондуит»
- Фильм Альфреда Хичкока «Лёгкое ...»
- Система взаимосвязанных реакций животного
- Присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой
- Образ жизни и действий
- Переведите с французского слово "кондуит"
- Поступки, особенности, манеры
- Поступки, действия, манеры
- Лёгкое у девушек с низкой социальной ответственностью
Экономический словарь терминов
Словарь медицинских терминов
совокупность действий, осуществляемых индивидом в процессе взаимодействия со средой.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
поведения, мн. нет, ср. Совокупность поступков и действий Образ жизни. Безупречное поведение. Линия поведения.
Образ действий. Мое поведение, я знаю, непростительно грубо. Тургенев.
Соблюдение установленных правил внутреннего распорядка в школах. Отличное поведение.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-я, ср. Образ жизни и действий. Л. школьников. П. в быту. Человек примерного поведения. П. животных. П. Машины, автомата (перен.: ход их работы, функционирование).
прил. поведенческий, -ая, -ое (спец.). П. этикет. Поведенческие реакции.
-я, ср. (устар.). То же, что приказ (в 1 знач.). Получить п. Ваше п. выполнено.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ср.
Совокупность поступков и действий по отношению к окружающим.
Умение вести себя в соответствии с установленными правилами распорядка.
Реакция организма на то или иное воздействие, раздражение.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде. Поведение животных и человека изучается этологией, психологией, социологией. В широком смысле говорят о поведении объектов самого разного рода (напр., электрона в магнитном поле и т.д.), с сер. 20 в. термин с известной условностью применяют к сложным автоматическим системам современной техники.
Большой юридический словарь
Большая Советская Энциклопедия
система взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определённой функции и требующих его взаимодействия со средой. В широком смысле говорят о П. объектов самого разного рода (например, электрона в магнитном поле, атмосферного циклона и т.д.); в научном смысле понятием «П.» пользуются главным образом для обозначения целесообразной системы действий живого индивида или их совокупности. С середины 20 в. с известной условностью термин «П.» применяют к сложным автоматическим системам современной техники.
Общими предпосылками П. живых организмов являются: наличие субъекта, обладающего определённой организацией, которая позволяет ему строить целесообразную систему действий; наличие объекта, на который направлено П., поскольку он заключает в себе цель П.; наличие определённой программы П. и механизма оценки эффективности её выполнения. В зависимости от типа организации субъекта различают П. на биологическом, психологическом и социологическом уровнях; этому соответствуют и уровни изучения П.
Научные исследование П. началось по существу в конце 19 в. Первоначально его объектом было П. животных, а в нём основной интерес вызывал механизм взаимодействия биологического индивида и окружающей среды. Этот механизм объясняли на основе классической рефлекторной теории, согласно которой П. представляет совокупность рефлексов , а каждый конкретный акт П. рассматривается как реакция организма на внешний стимул (рефлекторная дуга). Такой подход позволил выявить физиологические основы П. и принципы его нервно-мозговой регуляции (см. Высшая нервная деятельность ). Более широкую биологическую трактовку П. получило в связи с развитием этологии и др. близких ей дисциплин (прежде всего зоопсихологии и генетики поведения ). Этологические исследования позволили установить, что общая схема П. животных складывается из двух основных компонентов ≈ относительно жёсткой структуры, передаваемой наследственным путём, и надстраиваемых над ней функциональных схем П., приобретаемых в опыте и научении . Основной формой выражения наследственного П. являются врождённые инстинкты (см. Инстинктивное поведение ), тогда как функциональные схемы П. включают в себя элемент субъективной оценки ситуации (у высших животных существенную роль здесь играют элементы рассудочной деятельности, в частности способность экстраполировать прежний опыт на новые ситуации). Поскольку рефлекторная теория не даёт объяснения активного характера П., предпринимаются различные попытки построить такое объяснение (например, в физиологии активности это делается за счёт развития схемы рефлекторной дуги в схему рефлекторного кольца, включающую в себя некоторые дополнительные звенья, в частности т. н. модели потребного будущего); однако предложенные схемы не получили пока достаточного экспериментального подтверждения.
Одна из важных линий биологического анализа П. ≈ изучение надорганизменных уровней П. (П. в популяциях и сообществах, видоспецифические аспекты П.). Главную роль здесь играют наследственные структуры группового П., весьма разнообразные по направленности (от агрессивности до альтруизма) и существенно влияющие на характер и прочность связей в сообществах животных. Изучение этого круга проблем позволило установить, что само П. является объектом и вместе с тем участником биологической эволюции, оказывающим заметное воздействие на её темп и результаты. В современной науке в изучении П. животных интенсивно накапливается огромный эмпирический материал и выдвинут ряд теоретических обобщений, однако единая общепринятая теория пока не построена.
В психологии П. выступает как одна из основных категорий этой науки. Бихевиоризм вообще сводил исследование психики к изучению П. по схеме «стимул ≈ реакция», пренебрегая теми звеньями системы П., которые лежат между стимулом и реакцией и формируют П. Это вело к игнорированию специфики П. человека по сравнению с П. животных, определяемой социальной природой человека. В современной психологии в качестве центральной принято рассматривать категорию не П., а деятельности . П. при этом выступает как внешний компонент предметной деятельности. Понятие деятельности, охватывая психику в единстве её аффективного (эмотивного) и познавательного аспектов, акцентирует структурную устойчивость, целесоооразную организацию системы психических действий, т. е. познавательный аспект, логику замысла и его реализации, а также объективно-социальную детерминацию этой системы действий. Понятие П. фиксирует такие формы самовыражения психики, которые менее жестко связаны с интеллектом, но зато более непосредственно зависят от эмоционально-волевой и ценностной сфер сознания; поэтому акты П. в системе деятельности занимают место отдельных звеньев, моментов, форм. Их важная роль определяется тем, что они аккумулируют в себе внутреннее отношение субъекта к самой деятельности и благодаря этому существенно влияют на её общую оценку.
Это различие П. и деятельности ещё более резко выступает в социологии и социальной психологии. Если деятельность выступает прежде всего как социально-философская категория (в частности, в марксизме она является одним из основных понятий при объяснении процесса общественного развития), то понятие П. используется при характеристике не всегда осознаваемых форм и стереотипов самовыражения индивида в социальном окружении, усваиваемых им в процессе социализации , воспитания. В конкретных социальных исследованиях наиболее адекватным для выражения активности индивида оказывается понятие социального действия, которое в известном смысле соединяет содержание понятий П. и деятельности.
В технических системах понятие П. выражает способность системы к таким действиям, которые связаны не только с реализацией некоторой совокупности функций, но и с необходимостью осуществлять выбор оптимальных решений в альтернативных ситуациях.
Лит.: Леонтьев А. Н., Очерк развития психики, в его кн.: Проблемы развития психики, 3 изд., М., 1972; Рубинштейн С. Л., Махизм и кризис психологии. Проблема сознания и поведения в истории зарубежной психологии, в его кн.: Принципы и пути развития психологии, М., 1959; Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К., Планы и структура поведения, пер. с англ., М., 1965; Тинберген Н., Поведение животных, пер. с англ., М., 1969; Крушинский Л. В., Роль элементарной рассудочной деятельности в эволюции групповых отношений животных, «Вопросы философии», 1973, ╧ 11; Хайнд P., Поведение животных, пер. с англ., М., 1974; Marler P. R. and Hamilton W. J., Mechanisms of animal behavior, N. Y., 1968; Tembrock G., Grundriss der Verhaltenswissenschaften, Jena, 1968.
Э. Г. Юдин.
Википедия
Поведе́ние — определённый сложившийся образ взаимодействия живого существа с окружающей средой. Поведение определяется способностью человека и животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов. Поведение — характерная черта животного типа организации, оно имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных факторов окружающей среды ; хотя поведение характерно и для более простых организмов, например, простейшие проявляют способность перемещаться в ответ на раздражители среды и способны к элементарным формам научения. У многоклеточных организмов поведение находится под контролем нервной системы . В целом можно отметить, что поведение возникает на высоком уровне организации, когда организм приобретает способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя её с целью самосохранения и приспособления к условиям существования.
Поведение, в отличие от психики , доступно для непосредственного наблюдения и является предметом широкого спектра наук , от психологии , этологии , зоопсихологии и сравнительной психологии до поведенческой экологии . А. Н. Леонтьев предложил в качестве объективного критерия психики рассматривать способность живых организмов реагировать на «биологически нейтральные раздражители» от которых не зависит жизнь организма.
Примеры употребления слова поведение в литературе.
Вообще, трудно с абсолютной достоверностью признать, что в поведении человека первично, а что вторично.
В этом же письме я выяснил, что, принимая утилитаризм в абстракте, я не принимаю того ходячего утилитаризма, который признает руководящей нитью поведения исключительно эмпирические обобщения.
Но Тоон и сам, к удивлению Демодока, оказался неплохим авгуром - толкователем воли богов по поведению птиц.
Но если Уилфрид Йоркский ждал от нового короля Австразии, что тот станет защитником Церкви, то он был жестоко разочарован в его поведении, ибо Дагоберт не сделал в этом направлении ничего.
Он является знакомой нам уже машиной с нарушенным автоматизмом поведения.
При легких расстройствах функции мозга возникают невротические реакции, неврозы, неглубокие депрессии -- так называемые пограничные состояния, при которых изменяется самочувствие и адаптация больных в обществе, однако сохраняются контроль над своим поведением и критическая оценка состояния.
У мальчиков отцы не могут быть примером уверенного в себе и адаптивного поведения.
В итоге родители детей с неврозом страха вследствие своей беспомощности, тревожности, ригидности и наличия большого числа личностных проблем не только не могут являться для детей примером адаптивного поведения в сложных ситуациях, но и непроизвольно подкрепляют дезадаптивное поведение своим беспокойством, паникой и ригидной фиксацией переживаний.
Снятие или уменьшение аффективно-тревожной напряженности в общении представляет необходимое условие для решения основной задачи групповой психотерапии - обучения, в которое входят обучение навыкам адаптивного поведения, коррекция неблагоприятных черт характера и достижение более адекватной социализации.
Реадаптационный эффект групповой психотерапии достигается посредством воспроизведения условных и реальных ситуаций общения с целью овладения навыками адаптивного поведения.
В личностно значимой роли он в той или иной мере отражает групповые нормы адаптивного поведения, что является действенным способом перестройки его отношений.
При этом воздействие аудитории - группы и присутствующих на сеансе лиц - существенно в системе научения адаптированному поведению.
Когда мы выздоровели, Сильвестр и Адашев не переменили своего поведения: на доброжелателей наших под разными видами умышляли гонения, князю Владимиру во всем потакали, на царицу нашу Анастасию сильную ненависть воздвигли, уподобляя ее всем нечестивым царицам, а про детей наших тяжело им было и вспомянуть.
Осваивая этот стиль поведения, мы начинаем не только более адекватно реагировать на жизненные затруднения, но и предупреждать возникновение последних.
Объективно понять причину изменений, адекватно оценить их последствия, сознательно выбрать новую стратегию поведения в изменившейся ситуации просто невозможно!
Источник: библиотека Максима Мошкова