обществоведение в словаре кроссвордиста
обществоведение
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
обществоведения, мн. нет, ср. Совокупность наук об обществе, гуманитарные науки.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-я, ср. Совокупность наук об обществе.
прил. обществоведческий, -ая, -ое.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ср.
Совокупность наук об обществе.
Учебный предмет, содержащий теоретические основы данных наук.
разг. Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета.
Википедия
Обществове́дение — название учебного предмета в советской школе , преподававшегося с 60-х гг. по 1991 год на всей территории СССР . Впервые школьная программа была утверждена Народным комиссариатом просвещения в 1925 г.
Специфика предмета заключалась в разработке системы взглядов у учащихся общеобразовательных школ на мир, охватывающих все происходящее в нём явления, и дающее учащимся их единое понимание и объяснение через призму марксистско-ленинской философии. Учебник по данному курсу включал три части: "основы марксистско-ленинской философии", "основы политэкономии" и "основы научного коммунизма".
Давая целостную систему взглядов на окружающую действительность, марксистско-ленинская философия помогает учащимся вырабатывать соответствующие отношения к существующему общественному строю, понять сущность проводимой Коммунистической партией и Советским государством политики и тем самым способствует сознательному участию самых широких масс трудящихся в политической жизни общества, в борьбе за социальный прогресс, за реализацию великих коммунистических идеалов.
После падения СССР в Российской школе в связи с неактуальностью коммунистического образования подрастающего поколения с 1992 предмет был отменён; тогда же на уровне субъектов Федерации и на уровне конкретных школ было получено право достаточно свободно определять содержание учебных программ, что определило характернейшие черты развития российского образования в 90-е годы XX века. Содержавшиеся прежде в обществоведении фактические сведения начали преподаваться в рамках истории , а также большого количества новых возникавших и исчезавших учебных дисциплин, таких как «право » — вместо введённого ещё в 80-х годах XX века в советской школе самостоятельного курса «Основы советского государства и права», философия, «этика и психология семейной жизни» (этот курс начал преподаваться ещё в советской школе — с 1986 года), психология, логика, этика, мировая художественная культура в 6-м классе средней десятилетней советской школы), политология и др.
С 2000 года в средней школе введён федеральный синтетический школьный предмет обществознание . В Белоруссии до сих пор изучают «Обществоведение».
Фрагмент учебной программы курса обществознания 1962 года:
1. Диалектический и исторический материализм - основа научного мировоззрения.
2. Социализм - первая фаза коммунистического общества.
3. КПСС - руководящая и направляющая сила советского общества.
4. Пути постепенного перерастания социализма в коммунизм.
5. XX век - век торжества коммунизма.
Примеры употребления слова обществоведение в литературе.
Преподавал обществоведение в десятых классах, затем ассистент на кафедре философии Лесной академии, вел семинарские занятия, оклад 105, в отпусках подрабатывал бетонщиком на заводе, руководил общественно-политической жизнью студентов в общежитиях.
Поэтому нам читали политологию и сравнительное обществоведение, где подробно разжевывалась и в каждый рот вкладывалась простая мысль: мы, Объединенные Нации, лучше всех.
Меня интересует догматизм как один из устоев сталинизма, его важнейший атрибут, способный постепенно завести обществоведение, а затем и общество, в теоретический и духовный тупик.
Этот человек сделал очень многое для цементирования догматизма в отечественном обществоведении не только при Сталине, но и после него.
Просидел всю жизнь в одном ПТУ, лямок пять тащил - заместитель директора, парторг, история, эстетика, обществоведение - конкретно ради будущих штукатуров, плотников и сантехников убивался.
Нельзя уйти от факта, что наш философский и экономический фронт, да и обществоведение в целом находятся в состоянии, я бы сказал, известной отдаленности от запросов жизни.
Кроме того, не было таких предметов, как обществоведение, стимулирующих способность к выработке самостоятельных политических оценок.
Центральный Комитет -- за такой путь развития нашего обществоведения, позволяющий выйти на весомые теоретические и практические результаты.
Быть воспитателем учителю истории, Конституции, обществоведения, литературы - это значит не только раскрывать истины, но и непосредственно обращаться к духовному миру воспитанников, прикасаться к тем чутким струнам человеческой души, которые отзываются на события общественной жизни, убеждать человека, что он активный творец.
Источник: библиотека Максима Мошкова