Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

монтень в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

монтень

МОНТЕНЬ (Montaigne) Мишель де (1533-92) французский философ-гуманист. Книга эссе "Опыты" (1580-88), отмеченная вольнодумством и своеобразным скептическим гуманизмом, направлена против схоластики и догматизма; обращаясь к конкретным историческим фактам, быту и нравам людей, рассматривает человека как самую большую ценность, создает реалистический автопортрет.

монтень

МОНТЕНЬ (Montaigne) Мишель де (28 февраля 1533, замок Монтень близ Бордо - 13 сентября 1592, там же) французский богослов и философ, политический и общественный деятель. Жизненный путь. Образование. Родился на югозападе Франции в богатой купеческой семье Эйкемов, приобретшей дворянский титул в конце 15 в. С раннего детства в совершенстве владел латинским языком: по распоряжению отца наставником был учитель-немец, который говорил с ним только на латыни. Дальнейшее образование получил в коллеже Бордо, где изучал дисциплины гуманистического цикла. В молодые годы занимал приобретенную отцом должность советника Бордоского парламента, в 1580-е гг. два раза подряд становился мэром Бордо. В условиях затянувшихся гражданских войн выступал за восстановление во Франции мира и национального согласия. Примыкал к партии "политиков", которые отвергали религиозный фанатизм и были сторонниками веротерпимости и сильной королевской власти, способной обуздать гражданскую анархию и обеспечить государственное единство страны. Монтень решительно поддержал в борьбе за корону Генриха Наваррского (на французском престоле - Генриха IV). Основой незаурядной учености Монтеня были сочинения древних авторов - латинских и греческих; вместе с тем, он хорошо знал писателей ренессансной поры, откликался на новые книги и идеи, поддерживал общение и дружбу с выдающимися современниками - мыслителями, государственными деятелями. Творчество. К труду своей жизни, "Опытам" ("Essais"), Монтень приступил в начале 1570-х гг., удалившись от службы и затворившись в родовом замке, где оборудовал для своих занятий библиотеку. В 1580 в Бордо вышли из печати две первые книги "Опытов". В том же 1580 Монтень предпринял путешествие по Германии, Швейцарии и Италии; сохранился опубликованный лишь в 18 в. "Путевой дневник" ("Journal du voyage de Montagne en Italie par la Suisse et l Allemagne en 1580 et 1581", 1775) с наблюдениями и заметками, многие из которых перекочевали в дальнейшем на страницы "Опытов". Их переработанное издание в трех книгах увидело свет в 1588 в Париже. Монтень продолжал трудиться над "Опытами" до конца своих дней (его поправки и дополнения были учтены в публикации 1595). Жанр "Опытов"Опыты" непосредственно продолжают традицию философскоэтических и политических сочинений типа "Заметок", "Рассуждений", "Записок", "Памяток", повествующих без видимой последовательности и системы о самых разных вещах, среди которых легко находят себе место и комментарии к сообщениям и мыслям древних авторов, и автобиографические рассказы с назиданием потомкам, и реальные исторические документы. Более всего "Опыты" напоминают соответствующие произведения Н. Макиавелли и Ф. Гвиччардини, несомненна их связь с домашними хрониками и т.н. записными книжками горожан, особенно флорентийцев, 14-15 вв. Своими "Опытами" Монтень узаконил тип свободного философского рассуждения, не ограниченного в движении мысли никакой заранее заданной темой, никаким жестким планом. Философия. Исследуя природу человеческого знания, Монтень показывает его ограниченность, недостоверность всего, что сообщают чувства, неспособность разума на какое-либо окончательное утверждение, невозможность обоснования им веры. Скептицизм Монтеня, испытавший влияние античного пирронизма (см. Пиррон), непосредственно связан с некоторыми направлениями поздней схоластики и особенно - с религиозно-философскими идеями христианского гуманизма, разработанного в трудах Пико делла Мирандола, Эразма Роттердамского, Вивеса, Агриппы Неттесгеймского. Обоснованию скептицизма посвящена у Монтеня 12 глава 2-й книги "Опытов" - своего рода трактат в трактате, названная "Апология Раймунда Сабундского"; беря под защиту испанского схоласта, Монтень далеко не всегда согласен с выводами его "Естественного богословия", которое по просьбе отца он перевел в 1569 на французский язык и позднее опубликовал. Так, взгляд Монтеня на человека лишен оптимизма, цель его - "заставить человека почувствовать его ничтожество и суетность, вырвать из рук его жалкое оружие разума". По Монтеню, человек не занимает центрального положения в мироздании, подобно другим живым существам, он включен в общий порядок природы; рисует человека существом испорченным и слабым, одержимым болезненным высокомерием. Труд Монтеня оказал огромное влияние на философскую и художественную культуру Позднего Возрождения и последующих эпох. Перекличка с "Опытами" слышна в "Гамлете", а также в поздних пьесах Шекспира, у которого был экземпляр "Опытов" в английском переводе 1603. Многим обязан Монтеню его младший современник, английский философ Фрэнсис Бэкон. Сочинения: Опыты. М.; Л., 1957-1960. Т. 1-3. Essais. Paris, 1962. T. 1-2. Литература: Богуславский В. М. Монтень и философия культуры // История философии и вопросы культуры. М., 1975. С. 1902-34. Moreau P. Montaigne, l homme et l oeuvre. Paris, 1958. Thibaudet A. Montaigne. Paris, 1963. О. Ф. Кудрявцев.

Большая Советская Энциклопедия

Примеры употребления слова монтень в литературе.

Монтень имеет в виду адресованную ему латинскую сатиру Ла Боэси, опубликованную Монтенем среди названных выше произведений Ла Боэси.

Влуа, либо о друге Монтеня Этьене Ла Боэси, при смерти которого он присутствовал в 1563 г.

Монтень несомненно имеет в виду своего ближайшего друга, Этьена Ла Боэси, погибшего от дизентерии.

Монтень, вероятно, не сознавал, до чего резко выделяется короткая, образная, афористичная и, как правило, антитетическая фраза Сенеки на фоне его собственного стиля, пространного без вялости и подробного без растянутости.

Его звали отец Монтень, он говорил с акцентом, он поздоровался со всеми, пожал мне сердечно руку и затем они с мисс Лолой мисс Дрю начали говорить по-французски.

Этот эпизод приводится в хронике византийского историка Зонары, которой Монтень часто пользовался во французском переводе.

Век Декарта проявил живейший интерес к психологии животных, и хотя Декарт и Мальбранш отвергли тезис Монтеня, проблема психологии животных оставалась предметом горячих споров в ученых кругах.

Монтеня, остроты и лаконизма слога Ларошфуко, реализма характеров мольеровских комедий, лукавства и остроумия пьес Бомарше, нравоописательной сентенциозности Мариво и мн.

Монтень обобщает слова Тацита, который говорит об определенной женщине, а именно о некоей Сабине Поппее.

Монтень несколько изменяет слова Тацита, приспособляя их к своему контексту.

Монтень ошибочно приписывает Фаворину те суждения, которые Фавонии, по Авлу Геллию, подвергал критике.

При этом назывались имена Аристотеля, Эпиктета, Цицерона, Сенеки, Монтеня, Шаррона, Декарта, Жака Эспри и др.

Достойна внимания любовь и жалость гуманиста Монтеня к животным и даже растениям.

О словах Демада, приводимых Монтенем, рассказывает Плутарх: Жизнеописание Демосфена, 13.

Уже творчество старших современников Кеведо - Сервантеса, Шекспира, Монтеня, завершавших развитие ренессансной литературы, несет на себе отпечаток глубокого кризиса гуманистических идеалов, свидетельствует об их понимании несоответствия этих идеалов мрачной реальности.

Источник: библиотека Максима Мошкова