Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

информатика в словаре кроссвордиста

информатика

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

информатика

-и, ж. Наука об общих свойствах и структуре научной информации, закономерностях ее создания, преобразования, накопления, передачи и использования.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

информатика

ж.

  1. Научная дисциплина, изучающая общие свойства и структуру информации, закономерности ее создания, преобразования, накопления, передачи и использования.

  2. Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной дисциплины.

  3. разг. Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

информатика

отрасль науки, изучающая структуру и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с ее сбором, хранением, поиском, переработкой, преобразованием, распространением и использованием в различных сферах деятельности.

Большой юридический словарь

Большая Советская Энциклопедия

Информатика

дисциплина, изучающая структуру и общие свойства научной информации, а также закономерности её создания, преобразования, передачи и использования в различных сферах человеческой деятельности.

Многие вопросы, входящие ныне в круг интересов И., давно разрабатывались в русле других дисциплин: библиотековедения , библиографии , лингвистики и т. п. Ещё в начале 20 в. бельгийский юрист и учёный П. Отле предложил объединить комплекс процессов по сбору, обработке, хранению, поиску и распространению научных документов под общим названием «документация», которое иногда служит синонимом термина «И.». В 1931 Международный библиографический институт, основанный П. Отле и бельгийским юристом и общественным деятелем А. Лафонтеном в 1895, был переименован в Международный институт документации, а в 1938 ≈ в Международную федерацию по документации, которая продолжает оставаться основной международной организацией, объединяющей специалистов по И. и научно-информационной деятельности (см. Документации федерация международная ). В 1945 появилась статья американского учёного и инженера В. Буша «Возможный механизм нашего мышления», в которой впервые широко ставился вопрос о необходимости механизации информационного поиска. Международные конференции по научной информации (Лондон, 1948; Вашингтон, 1958) знаменовали первые этапы развития И. Важное значение имело исследование закономерностей рассеяния научных публикаций, проведённое С. Брэдфордом (Великобритания, 1948). До середины 60-х гг. 20 в. разрабатывались в основном принципы и методы информационного поиска и технические средства их реализации. У. Баттен (Великобритания), К. Муэрс и М. Таубе (США) заложили основы координатного индексирования ; Б. Викери, Д. Фоскет (Великобритания), Дж. Перри, А. Кент, Дж. Костелло, Г. П. Лун, Ч. Берньер (США), Ж. К. Гарден (Франция) разработали основы теории и методики информационного поиска ; С. Клевердон (Великобритания) исследовал методы сравнения технической эффективности информационно-поисковых систем различного типа; Р. Шоу (США) и Ж. Самен (Франция) создали первые информационно-поисковые устройства на микрофильмах и диамикрокартах, послужившие прообразами многих специальных информационных машин; К. Мюллер и Ч. Карлсон (США) предложили новые методы репродуцирования документов, которые легли в основу современной техники репрографии . Современный этап развития И. (70-е гг. 20 в.) характеризуется более глубоким пониманием общенаучного значения научно-информационной деятельности и всё более широким применением в ней электронных вычислительных машин. Д. Прайс (США), развивая идеи Дж. Бернала (Великобритания), указал на возможность измерения процессов развития науки, используя показатели и средства И.; Ю. Гарфилд (США) разработал и внедрил новые методы научно-информационного обслуживания; Г. Мензел и У. Гарвей (США) исследовали информационные потребности учёных и специалистов, значение различных процессов научной коммуникации. Общая теория И. за рубежом формируется в трудах А. Аврамеску (Румыния), А. Высоцкого и М. Дембовской (Польша), И. Коблица (ГДР), А. Мерты (Чехословакия), И. Ползовича (Венгрия), Э. Пича (ФРГ), А. Риса, Р. Тейлора, Дж. Ширы (США), Р. Фэрторна (Великобритания) и др.

В СССР развитие научно-информационной деятельности шло параллельно со становлением советской науки и народного хозяйства. В 30-х гг. 20 в. работала Комиссия по изданию индексов (указателей) научной литературы, начали выходить реферативные журналы АН СССР по физико-математическим наукам, химии и т. д. (см. Библиография ). Особенно интенсивно эта деятельность стала развиваться с 50-х гг. Формирование И. как самостоятельной научной дисциплины относится к концу40-х ≈ началу 50-х гг. В СССР И. получила организационное оформление в 1952, когда был создан Институт научной информации АН СССР, ныне ≈ Информации научной и технической институт Всесоюзный (ВИНИТИ). С 1959 Совет Министров СССР принял ряд постановлений, направленных на совершенствование и развитие единой общегосударственной системы научно-технической информации. Важными этапами развития И. в СССР явились 3 всесоюзные конференции по автоматизированной обработке научной информации (в 1961, 1963 и 1966). Большое значение для развития теории И. имел международный симпозиум стран ≈ членов Совета экономической взаимопомощи и Югославии по теоретическим проблемам информатики (Москва, 1970), а для совершенствования технических средств И. ≈ международные выставки «Инфорга-65» и «Интероргтехника-66», на которых демонстрировались технические средства комплексной механизации и автоматизации процессов переработки, хранения, поиска и распространения научной информации. Многие исследования отечественной И. легли в основу её дальнейшего развития: в области общей теории И. ≈ работы В. А. Успенского, Ю. А. Шрейдера; построения информационно-поисковых систем ≈ Г. Э. Влэдуца, Д. Г. Лахути, Э. Ф. Скороходько, В. П. Черенина; науковедческих проблем И. ≈ Г. М. Доброва, В. В. Налимова; документалистики ≈ Г. Г. Воробьева, К. Р. Симона, Е. И. Шамурина; создания информационно-поисковых устройств и др. технических средств ≈ Л. И. Гутенмахера, В. А. Кальмансона, Б. М. Ракова и др.

И. делится на следующие разделы: теория И. (предмет и методы, содержание, структура и свойства научной информации), научная коммуникация (неформальные и формальные процессы, научно-информационная деятельность), информационный поиск, распространение и использование научной информации, организация и история научно-информационной деятельности.

Основные теоретические задачи И. заключаются во вскрытии общих закономерностей создания научной информации, её преобразования, передачи и использования в различных сферах человеческой деятельности. И. не изучает и не разрабатывает критериев оценки истинности, новизны и полезности научной информации, а также методов её логической переработки с целью получения новой информации. Прикладные задачи И. заключаются в разработке более эффективных методов и средств осуществления информационных процессов, в определении оптимальной научной коммуникации как внутри науки, так и между наукой и производством. Для исследования частных проблем и решения прикладных задач И. применяются отдельные методы: кибернетики (при формализации процессов научно-информационной деятельности для их автоматизации, при построении информационно-логических машин и т. п.); математической теории информации (при изучении общих свойств информации, для обеспечения её оптимального кодирования, долговременного хранения, передачи на расстояние); математической логики (для формализации процессов логического вывода, разработки методик программирования информационных алгоритмов и т. п.); семиотики (при построении информационно-поисковых систем, составлении правил перевода с естественных языков на искусственный и обратно, разработке принципов индексирования, изучении преобразований структуры текста, не меняющих его смысла, и т. п.); лингвистики (при разработке принципов автоматического перевода и информационно-поисковых языков, индексирования и реферирования, методов транскрипции и транслитерации, при составлении тезаурусов , упорядочении терминологии); психологии (при изучении мыслительных процессов создания и использования научной информации, природы информационных потребностей и их формулирования в запросы, при разработке эффективных методов чтения, машинных систем информационного обслуживания, конструировании информационных устройств); книговедения , библиотековедения, библиографии, архивоведения (при разработке оптимальных форм научного документа, совершенствовании формальных процессов научной коммуникации, системы вторичных изданий); науковедения (при изучении неформальных процессов научной коммуникации, разработке организационных принципов системы информационного обслуживания, прогнозировании развития науки, оценки его уровня и темпов, изучении различных категорий потребителей научной информации); технических наук (для обеспечения техническими средствами процессов научно-информационной деятельности, их механизации и автоматизации). Некоторые методы И., в свою очередь, находят применение в библиотековедении и библиографии (при составлении каталогов, указателей и т. д.).

Научная информация отображает адекватно современному состоянию науки объективные закономерности природы, общества и мышления и используется в общественно-исторической практике. Поскольку основу процесса познания составляет общественная практика, источником научной информации служат не только научные исследования, но и все виды активной деятельности людей по преобразованию природы и общества. Научная информация делится на виды по областям её получения и использования (биологическая, политическая, техническая, химическая, экономическая и т. п.), по назначению (массовая и специальная и т. п.). Гипотезы и теории, оказывающиеся впоследствии ошибочными, являются научной информацией в течение всего времени, пока ведутся систематическое изучение и проверка на практике их положений. Критерий использования в общественно-исторической практике позволяет отличать научную информацию от общеизвестных или устаревших истин, идей научной фантастики и т. д.

Совокупность процессов представления, передачи и получения научной информации составляет научную коммуникацию. Во всех без исключения процессах научной коммуникации непременно участвуют учёные или специалисты. Степень их участия может быть различной и зависит от специфики процесса. Различают «неформальные» и «формальные» процессы. К «неформальным» относят те процессы, которые в основном выполняются самими учёными или специалистами: непосредственный диалог между ними о проводимых исследованиях или разработках, посещение лаборатории своих коллег и научно-технических выставок, выступление перед аудиторией, обмен письмами и оттисками публикаций, подготовка результатов исследований или разработок к опубликованию. К «формальным» относят: редакционно-издательские и полиграфические процессы; распространение научных публикаций, включая книготорговлю, библиотечно-библиографическую деятельность; процессы обмена научной литературой; архивное дело; собственно научно-информационную деятельность. Все «формальные» процессы, кроме последнего, не специфичны для научной коммуникации и входят в сферу массовой коммуникации , основными средствами которой являются печать, радио, телевидение и т. д.

Возросшая сложность научного труда и необходимость повышения его эффективности ведут к его дальнейшему разделению, которое происходит в разных плоскостях: на теоретические и экспериментальные исследования, на научно-исследовательскую, научно-информационную и научно-организационную деятельность. Информационным службам передаётся выполнение всё более сложных задач по отбору и переработке научной информации, которые можно решать лишь при одновременном использовании достижений как И., так и теорий и методик конкретных отраслей пауки. Научно-информационная деятельность заключается в сборе, переработке, хранении и поиске закрепленной в документах научной информации, а также в её предоставлении учёным и специалистам с целью повышения эффективности исследований и разработок. Эта деятельность всё чаще выполняется интегральными информационными системами, основанными на принципе однократной исчерпывающей обработки каждого научного документа высококвалифицированными специалистами, ввода результатов такой обработки в машинный комплекс, состоящий из ЭВМ и фотонаборной машины, и многократного использования этих результатов для решения разных информационных задач: издания реферативных журналов , бюллетеней сигнальной информации, аналитических обзоров, сборников переводов, для проведения избирательного распространения информации (см. Информационный язык ), справочно-информационные работы, копирования документов и др. видов информационного обслуживания.

С середины 40-х гг. 20 в. в разных странах появляются первые крупные журналы по И.: «Journal of Documentation» (L., с 1945); «Tidskrift för Dokumentation» (Stockh., с 1945); «American Documentation» (Wash., с 1950, с 1970 ≈ «Journal of the American Society for Information Science»); «Nachrichten für Dokumentation» (Fr./M., с 1950); «Dokumentation» (Lpz., с 1953, с 1969 ≈ «Informatik»).

С октября 1961 в СССР издаётся ежемесячный сборник «Научно-техническая информация», который с 1967 выходит в двух сериях: «Организация и методика информационной работы» и «Информационные процессы и системы». С 1963 ВИНИТИ начал выпускать сначала раз в 2 месяца, а с 1966 ≈ ежемесячно реферативный журнал «Научная и техническая информация», который с 1970 выходит под названием «Информатика». С 1967 этот журнал выходит также на английском языке. За рубежом издаются следующие реферативные журналы по И.: в Великобритании ≈ «Library and Information Science Abstracts» (L., с 1969; в 1950≈68 назывался «Library Science Abstracts»), в США ≈ «Information Science Abstracts» (Phil., с 1969; в 1966≈68 назывался «Documentation Abstracts»), во Франции ≈ «Bulletin signalétique. Information scientifique et technique» (P., с 1970). С 1964 выходит экспресс-информация «Теория и практика научной информации» и с 1965 ≈ сборники переводов зарубежных публикаций по И. С 1969 в Киеве выходит периодический сборник «Науковедение и информатика». Подготовка научных работников по И. осуществляется с 1959 через аспирантуру ВИНИТИ, подготовка кадров для научно-информационной деятельности ≈ с 1963 на Курсах повышения квалификации руководящих инженерно-технических и научных работников (с 1972 ≈ Институт повышения квалификации информационных работников), подготовка молодых учёных ≈ будущих потребителей информации ≈ с 1964 на кафедре научной информации Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, инженеров по механизации и автоматизации информационных процессов ≈ в ряде политехнических и машиностроительных институтов. За рубежом информационные дисциплины преподаются в университетах и высших технических школах. Наблюдается тенденция к объединению в одну учебную специализацию комплекса проблем И. и вычислительной техники.

Лит.: Михайлов А. И., Черный А. И., Гиляревский Р. С., Основы информатики, 2 изд., М., 1968; их же, Информационные проблемы в современной науке, М., 1972; Теоретические проблемы информатики. Сб. ст., М., 1968; Международный форум по информатике. Сб. ст., т. 1≈2, М., 1969; Bush V., As we may think, «Atlantic Monthly», 1945, July, p. 101≈108; Annual review of information science and technology, v. 1≈7, N. Y. ≈ [a. o.], 1966≈72; Dembowska М., Documentation and scientific information, Warsaw, 1968.

А. И. Михайлов, А. И. Чёрный, Р. С. Гиляревский.

Википедия

Информатика

Информа́тика (от информация и автоматика ) — наука о методах и процессах сбора, хранения, обработки, передачи, анализа и оценки информации с применением компьютерных технологий, обеспечивающих возможность её использования для принятия решений.

Информатика включает дисциплины, относящиеся к обработке информации в вычислительных машинах и вычислительных сетях : как абстрактные , вроде анализа алгоритмов , так и конкретные, например разработка языков программирования и протоколов передачи данных .

Темами исследований в информатике являются вопросы: что можно, а что нельзя реализовать в программах и базах данных ( теория вычислимости и искусственный интеллект ), каким образом можно решать специфические вычислительные и информационные задачи с максимальной эффективностью ( теория сложности вычислений ), в каком виде следует хранить и восстанавливать информацию специфического вида ( структуры и базы данных ), как программы и люди должны взаимодействовать друг с другом ( пользовательский интерфейс и языки программирования и представление знаний ) и т. п.

Примеры употребления слова информатика в литературе.

Она находится в тесных контактах с нейролингвистикой, когнитивной психологией, когнитологией, информатикой, теорией и практикой искусственного интеллекта, социальной психологией, социолингвистикой, прагмалингвистикой, анализом дискурса.

Новое видение философии на основе синтеза информатики, кибернетики и синергетики с теорией развития.

Поначалу Тимур пытался складывать все документы в папки, но, когда он понял, что никакой на свете сейф, даже самый вместительный, не способен поглотить разбухавшие скоросшиватели, он был вынужден, подавив отвращение к компьютеру, взяться за изучение хотя бы простейших азов этой адской машины -- не мог же он, в самом деле, доверить столь конфиденциальные бумаги секретарше или какому-нибудь юнцу вроде своего учителя по информатике!

Безусловно признавая частную собственность на информацию, особенно в области информатики, Джинн считал мир Сети чем-то вроде свободного информационного государства, виртуальной Христианией со своими законами, где главным и основным была свобода поделиться тем, что имеешь -- сказать или в виду.

Кроме того, в 1985 году, когда вводилась информатика, надо было ее совмещать с математикой, только четыре часа в неделю информатики на всю школу.

В общем, информатика тогда представлялась дополнительной морокой учителю.

Что ни говори, а у информатика школьного жизнь чуть получше, чем у математика во всех отношениях.

А, значит и у начальства дергать по пустякам информатика возможности мало.

Ну не сказать, конечно, что у информатика работа совсем легкая, Илья Давыдович все дни безвылазно в школе от восьми до восьми, и выходных у него почти нет, и научно-методическую работу по своему предмету ведет, и для школы, для начальства много всякой работы делает, и как программист очень много работает, много учебных программ сделал, и кружок юных программистов создал.

В первые два года вообще была полная неразбериха, но в последнее время удалось с помощью учителя информатики Ильи Давыдовича, который сделал специальную компьютерную программу, навести мало-мальский порядок.

Если в кабинете информатики окажется компьютер свободный, то может удастся, наконец, закончить статью в журнал.

Вот учитель информатики Илья Давыдович говорит, что скоро все только на компьютерах будут писать, начиная с первого класса, что тетради станут музейными экспонатами.

Может повезет, и в кабинете информатики окажется свободный компьютер, Григорий Борисович давно уже статью пишет о постановке воспитательной работы в школе, о неверности той, которая принята в последние лет шестьдесят.

Он бы и планы урочные на компьютере делал, да возможности нет, в школьном кабинете информатики почти никогда свободных компьютеров нет, хорошо еще, Илья Давыдович входит в положение хоть иногда.

Будь Григорий Борисович в свое время поумнее, так лет десять назад переквалифицировался бы в учителя информатики, с его университетским образованием это было бы легко, жена об этом сколько говорила, да и сейчас говорит.

Источник: библиотека Максима Мошкова