Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

душа в словаре кроссвордиста

душа

Словарь медицинских терминов

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

душа

ж. бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею; в общем знач. человек, с духом и телом; в более тесном:

человек без плоти, бестелесный, по смерти своей; в смыслы же теснейшем:

жизненное существо человека, воображаемое отдельно, от тела и от духа, и в этом смысле говорится, что и у животных есть душа.

Говоря душа, в знач. человека, разумеют иногда людей обоего пола, либо только мужеского, душу ревизскую, что собственно означает человека податного состояния.

Душа также душевные и ду ховные качества человека, совесть, внутреннее чувство и пр. Душа есть бесплотное тело духа: в этом знач. дух выше души. Ни души нет дома. Горожане - жители, а селяне души. Человек с сильною, слабою душой, или просто сильная, слабая душа. Взять что на душу, на совесть; принять в чем клятву, присягу; ручаться. Взять грех на душу, сделать что самоуправно, приняв на ответ. В нем много души, в его сочинениях много души, чувства. Быть душою беседы, главным двигателем ее. Душа-человек прямой и добродушный, откуда и привет: душа моя. У него сто душ, он владеет именьем со ста крестьянами. Родовые души, населенное родовое, наследованное именье. Прописные души, пропущенные в народной переписи. Мертвые души, люди умершие в промежутке двух народных переписей, но числящиеся, по уплате податей, налицо. Отдать Богу душу, умереть. Положить за кого душу, пожертвовать жизнию. Заложить за кого душу, ручаться в важном деле. Искать чужой души, хотеть погубить ближнего. На душе легко, тяжело, спокоен и весел: озабочен и грустен. У меня душа не на месте, боюсь, тревожусь. Отвести на чем душу, отдохнуть, утешиться чем. Отпусти душу на покаянье, не губи напрасно, дай пожить. Жить с кем душа в душу, мирно, дружно, любовно. У меня дело это на душе лежит, совесть упрекает или забота не дает покою. Это на твоей душе, ты виноват, дашь за это Богу ответ. Покривить душой, поступить против совести. Вертеть душою, отлыгаться. Затаить что в душе, держать в тайне. Душа замирает, лишаюсь чувств, памяти, теряю сознанье. На душе мутит, с души тянет, тошнит, нудит, делается дурно; с души скинуло, вырвало. Душа не принимает этого, не могу есть, противно. Душа меру знает, ешь и пей сколько хочется. Рад душой, от души, искренно, сердечно. Он от нее без души, она в нем души не слышит, не часть, безумно, безотчетно любит его. Это мне по душе, по желанью. Скажи по душе, по правде. В чем или чуть душа держится, едва, еле жив. Он так и вьется, так и лезет в душу, льстит, обольщает. У него за душой ничего нет, вполне беден. Душа вонь божба, клятва. Душа телу (плоти) спорница. Плоть душе ворог. Грешное тело и душу съело! Душе с телом мука. Ни душе поминовенья, ни телу погребенья, не покинул. Душа прохладу любит, а плоть пар, т. е. плотское. Не тужи по голове: душа жива! Душа всего дороже, или душа заветное дело. Свет во храмине от свечи, а в душе от молитвы. Душа душу знает, сердце сердцу весть подает. Муж да жена одна душа. Муж голова, жена душа. Душа с душой беседует. Покуда душа жива. Хоть шуба овечья, да душа человемья. Кабы не зубы да губы, так бы. и душа вон. Хлеба с душу, денег с нужу, платья с ношу. Жив Бог - жива душа моя (или: жива правда, надежа моя)! Душа не сосед: пить-есть просит (или от нее не уйдешь, от совести). Душа не стерпит, так сердце возьмет. Хоть мошна пуста, да душа чиста. Не стой надо мной, как чорт над душой! Отпусти душу на покаянье! Не мучь христианской души до веку (смерти). Покривил ты душой. Не пожалел ты души своей! Душа Божья, голова царская, спина барская. Одна душа. и та не хороша! Как нет души, так что хошь пиши! Мастеровой не худ, да в душе плут. Душа христианска, да совесть цыганска! На всякую душу (на долю всякого) Бог зарождает, хлеба. Рад бы душой, да хлеб-эт чужой. Своя душа не холоп, себя жаль. Душа, что в венике, а голос, что в тереме. У немца (француза) ножки тоненьки, душа коротенька. Душа пузыри пускает, отрыгается. Душа с Богом беседует. Свищи, душа, через нос! спи. В сватовстве спрашивают не о душе, а о душах. Это дело у меня на душе (или на совести). Это мне на душу легло. Что-то на душе тяжело. От души, душою рад.чужую душу не влезешь. Чужая душа потемки (темен бор). Человека видим, а души (ума. т. е. что на уме) не видам. Сколько душе угодно. Есть все, что угодно душеньке. Душа не примает, а глаза все больше просят. Сторонись, душа, оболью! говор. пьяница, поднося чару ко рту. Шел я мимо Петровска, видел дело таковско: головы разбиты, брюха вывалены, душу в рай несут, тело в рай везут? снопы.

Душа назыв. также ямочка на шее, над грудною костью, под кадыком; тут, по мнению народа, пребыванье души. Душа или душка,в скрипке, подставка внутри, распорка.

Душа в пере, сухой мозжечок. Голову отрежу, душу выну, дам пить, станет говорить? очинка пера.

Душка умалит. Женушка душка, любит мягкую подушку.

Часть шеи против глотки и пониже; самая ямочка на горле; в мехах, эта же часть меха, из которой и подбираются дущатые меха; душка, в птице, грудинка к переду, где грудная косточка, вилка, и самая кость эта (дужка?).

Нашиваемые на черевьи (белые) беличьи меха черные кончики хвоста и ушка.

Душка или душица, растение Origanum Clinopodium (от душистый), материнка, зеновка, ладанка, лесная мята, боровая душица, блошница, душмянка, синявка, дрок? духовой цвет. Малая душица, Calamintha Clinopodium, пахучка, василечки, шаружник, постельница, матерник. Маткина душка. растение Viola odorata, душистая фиалка. Душки м. мн. южн. растенье базилик, Ocymum basilicum, душистые васильки. Душина м. арх. дух, вонь, духота от гнили. Душонка, унизит. жалкая или низкая душа. Душенька, душечка умалит. душа; привет и ласка, душарка, душатка, -точка, милочка, любимый челопек.

Душечкой зовут (яросл) денную бабочку, мотылька. Душенькин, душечкин и пр. душеньке нринадлежащ. Душье ср. ниж. горло, душка. Душевный, к душе относящийся, ей свойственный: нравственный, относящийся до сердца; искренний, сердечный, задушевный. Душевный человек (немецк. gemuethlich), доброй души, милый, радушный, участливый. Душевное или душевно ср. перм. подушное, подать. Душевенный м. калужск. духовник, духовный отец. Душить, по двоякому знач. слова дух (дыханье и запах): удушать, задушать, давить за горло, не давая дышать, или наполнять воздух чем-либо удушливым, затрудняя тем дыханье;

наполнять духами, курить или окроплять ими. Просвету-взнику не дает, так душма и душит! Душеный товар, маринованный. Душеная птица, дичь, ливленая силками. -ся, страдат. и возвр. по смыслу речи, в обоих знач. Лиса выдушила, передушила кур. Додушили его донельзя. придушили; задушили вовсе. Он надушился, продушился духами. Отдушиться, кончить. Подуши еще, спрысни духами. Раздушился мускусом. Удушить кого петлею. Душенье ср. дей ствие по глаг. Душнить вологодск. распускать дурной запах, вонь;

*сплетничать. Душнеть, становиться душным, жарким. Душистый, сиб. душной, пахучий, благовонный, духмяный, душмяный, духовитый. Душная губа, душистая таловая губа, гриб. Душистость ж. принадлежность, свойство душистого, пахучесть. Душник м. или душничок. всякого рода отверстие для пропуска воздуха, холода и тепла; ветренка в окончине; отдушник в печи; дыра в литейной форме, для выпуска воздуха.

Скляночка для духов, флакончик.

Вологод. пареные рыжики. Душевик м. растен. московский чаберь, Calamintha Acinos. Душница, -ничка ж. скляночка или сосудец, флакончик для духов; или попури, подушечка с душистыми травами. Душничать кур. жить роскошно, торовато, с затеями, Ты душничаешь, а иншему есть нечего. Станешь душничать, ано сразу подсечешься (подойдешь). Душмянка ж. арх. (душмяный) душки, растенье базилик;

будра, кошачья мята, Nepeta glechoma.

Твер. душица, душка, растенье Origanum vulgare.

Герань, разных видов.

Сhamaecyparis nutkaensis, душное дерево. Душный, о воздухе, запахе: густой, спертый, нечистый или вонючий, знойный, удушающий, тяжелый для дыханья

Ол. душистый, пахучий. Душной сиб. затхлый, порченый, гнилой, кислый, с душком, тухлий, вонючий.

Душные дрова, сар. в которых много духу, жару.

Душное дерево, душной лес, пахучее хвойное дерево быв. русской Америки, душмянка, идет на кораблестроенье. Душно нареч. пск. душевно, усердно, от души. Душно прошу тебя. Душноватый, душный, но в меньшей степени. Душнота ж. духота, спертый или нечистый воздух; жара. Душноватость ж. принадлежность душноватого, свойстио. Душевредный, вредный для души, душепагубный, погубляющий душу; или

опасный для жизни человека, душевредный сиб. убийственный. Душевредность ж. свойство душевредного. Душевредство ср. причиненье вреда душе или жизни, телу; в перв. знач. всякое нарушенье человеком совести душевредство. Душевредствовать, душевредничать, душевредить, поступать душевредно: идти против совести, вероломничать. Душевредник м. -ница ж. душевредитель м. -ница ж. наносящий вред своей или чужой душе;

посягающий на жизнь; вероломный, облыжный человек. Душегрейка, душегрея, телогрейка, короткая женская одежда разного покроя, сборчатая и б. ч. без рукавая.

Душегуб, душегубец, душегубник м. душегубница, душегубица, душегубка ж. убийца.

Душегубка, южн. малый ботничок, однодеревка, долбушка. Душегубительный, погубляющий душу; душегубный, то же; смертоносный, лншающий жизни. Душегубитель м. -ница ж. погубляющий душу. Душегубствовать, изводить людей, умерщвлять, убивать. Душегубство ср. деист. по глаг.; убийство; действия, вредоносные телу или. душе. Сватовство - душегубство. Душелюбивый, человеколюбивый. Душепарный напиток, душепарка ж. варенуха, род глинтвейна, из водки, меду, корицы, гвоздики и фиалки; подавалась горячая, еще в начале этого века. Душепитатель м. -ный, прилаг. питающий душу; душеживитель, -ный. Душеполезное чтенье, увещанье. Душеприказчик м. -щица ж. исполнитель последней воли покойника, по порученью его, по назначенью прапительства; -ков, -цын, ему, ей прнадлежщ. Душеприказчичий, им свойственный. Душерастлительный пример, душетлительный, душетленный, развращающий душу. Душерастлитель м. -ница ж. или душетлитель м. -ница ж. растлевающий, развращающий человека. Душесловие, наука о душе, ученье о сущности и свойствах души, психология. Душесловный, душежизненный, психологический. Душеслов м. психолог. Душеспасительный, служащий к пользе, спасенью души. -тель, -тельница, спасающий душу. Душеубийца об. душегубитель, -ница. Душеубийство ср. душегубительство. Душеубийственый, губительный. Душехищник м. -хищный прилаг. похищающий души. Душецелебный или душецелительный, служащий к исцеленью души. {ДУХ и душа отделены здесь в разные статьи только для удобства при искании производных.}

душа

ж. душ м. франц. холодные обливанья, обдача струей воды.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

душа

души, вин. душу, мн. души, душам ж.

  1. В религиозных и идеалистических представлениях - нематериальное начало жизни, противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти человека. Душа и тело. Бессмертная душа. Души умерших.

  2. В старой психологии - совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека.

  3. Внутренний, психический мир человека. В душе росло внимание к человеку. М. Горький. Душа поэта встрепенется. Пушкин. А душу можно ль рассказать? Лермонтов. Душа стесняется лирическим волненьем. Пушкин. Излить душу кому-н.

  4. Свойство характера, основные черты личности, а также человек с теми или иными свойствами. человек с открытой душой. Низкая душа. Робкая душа. И добрая душа продолжала рыдать о своем злополучном друге. Тургенев. Я вырос в сумрачных стенах, душой дитя, судьбой монах. Лермонтов. Чернильная душа (см. чернильный).

  5. Чувство, отзывчивость, пыл. говорить с душой. Сколько души в его игре. В нем души нет. Вкладывать много души в дело.

  6. перен. Вдохновитель, главный организатор, центральная личность (разг.). Он был душой предприятия. Душа общества.

  7. перен. Сущность, самое главное (книжн. устар.). Сказуемое - душа предложения. Потебня.

  8. человек (разг.). На улице ни души. Ни одна душа ничего не узнает. По скольку с души? I По душе (разг.) -

    1. в знач. сказуемого, кому-чему нравится, по вкусу. Этот человек мне по душе.

    2. в знач. нареч. совершенно искренно, чистосердечно. Скажи мне по душе, не ты ли заварил эту кашу? От (всей) души (разг.) - искренно, от доброго сердца. От души желаю вам успеха. Жить душа в душу (разг.) - дружно, в согласии. В душе -

      1. про себя, мысленно. Он в душе протестовал против того, что делалось на его глазах.

      2. по своим природным наклонностям. Он поэт в душе. для души (чаще ирон.) - для удовлетворения каких-н. внутренних потребностей, интересов. Инженер для души занялся игрой на скрипке. без души -

        1. от кого-чего, в восторге, сильно любит (разг.). Она без души от мужа.

        2. без памяти, безотчетно (устар.). Пустился без души домой. Крылов. нет за душой у кого (разг.) -

          1. совсем нет. Ни гроша за душой (нет).

          2. об отсутствии прочных, искренних убеждений. У этого писателя ничего за душой нет. Отвести душу (разг.) - высказать всё, что накопилось, наболело, о чем долго приходилось молчать. Душа не лежит к кому-чему (разг.) - нет склонности, расположения к кому - чему-нибудь Лежит на душе (разг.) - заботит, гнетет. кривить душой - см. кривить. Брать на душу что (устар.) - принимать на свою моральную ответственность. Души не чаять в ком (разг.) - сильно любить, обожать кого-н. С души тянет или воротит (разг. фам.) - противно, отвратительно. Душу мутит (разг.) - то же значение. Душа не принимает (разг.) -

            1. пресыщен, больше не хочется;

            2. не в состоянии вследствие отвращения. Вымотать (всю) душу кому (разг.) - довести до полного изнеможения, измучить, надоесть до последней степени. В чем душа держится (разг.) - о ком-н. очень болезненном, хилом. Сколько душе угодно (разг.) - без всяких ограничений. вдоволь. Душой и телом (разг.) - вполне, во всех отношениях. Предан душой и телом. Ни душой ни телом (разг.) - совершенно не. Не виноват ни душой ни телом. До глубины души и т. п. выражения - см. глубина. Душа на распашку у кого (разг.) - о человеке откровенном, не умеющем ничего скрывать. Душа не на месте - см. место. Душа в пятки ушла (разг. шутл.) - очень испугался. Положить душу за кого-что (книжн. устар.) - и украдет за милую душу. Стоять над душой чьей (разг.) - неотступно, надоедливо просить, требовать чего-н. от кого-н. пожертвовать жизнью. Мертвая душа - фиктивно числящийся где-н., в действительности не осуществляющий своих прав и обязанностей (выражение идет из эпохи крепостного права, когда так назывались умершие крепостные, значившиеся в ревизских сказках; ср. "Мертвые души"Гоголя). Отдать богу душу (устар.) - умереть. Душа с богом разговаривает или беседует (разг. шутл. устар.) - об икоте. Влезть в душу (разг.) или залезть в душу (простореч.) кому -

              1. завладеть чьим-н. вниманием, втереться кому-н. в доверие;

              2. суметь выведать у кого-н. что-н., касающееся его интимной жизни. По душам с кем (говорить, беседовать и т. п.; разг.) - дружески, искренно, откровенно. За милую душу (разг. фам.) - не задумываясь, охотно (сделать что-н. дурное). Он

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

душа

-и, вин. душу, мн. души, душ, душам, ж.

  1. Внутренний психический мир человека, его сознание. Предан душой и телом кому-н. Радостно на душе. Мне это не по душе (не нравится; разг.). Вложить душу в дело, в работу (отдаться целиком). В чем д. держится (о хилом, больном человеке; разг.). Д. не лежит к кому-чему-н. (нет расположения, интереса к кому-чему-н.).Д. не принимает чего-н. (не хочется; разг.). Д. меру знает (о нежелании съесть или выпить лишнее; разг.). Д. радуется (очень радостно, приятно; разг.). Д. в пятки ушла (испугался; разг.). От (всей) души или всей душой (искренне). Жить д. в душу (дружно, в согласии). Стоять над душой у кого-н. (неотступно находиться около кого-н., торопя и мешая заниматься делом; разг.). Залезать (влезать) в душу кому-н. (бестактно вмешиваться в чью-н. жизнь, добиваясь откровенности). Сколько душе угодно (сколько угодно, вдоволь; разг.). Ни душой ни телом не виноват (нисколько не виноват; разг.). Отвести душу (высказать все, что накопилось на душе; разг.). На душу брать что-н. (на свою совесть; разг.). 3а душу берет что-н. (очень волнует, трогает). За душу тянуть кого-н. (мучить, изводить; разг.). Душу вытянуть из кого-н. (измучить чем-н. нудным, томительным; разг.). Д. нараспашку у кого-н. (о том, кто всегда открыт, откровенен, чистосердечен; разг.). Д. не на месте или д. болит (беспокойно; разг.). Отдать богу душу (умереть; устар.). Д. с телом расстается (смерть пришла; разг.). О душе пора подумать (довольно думать о житейской суете: дело идет к старости, скоро умирать; разг.).

  2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами. Добрая д. Низкая д.

  3. В религиозных представлениях: сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти. Бессмертная д. Думать о спасении души. Души умерших.

  4. перен., чего. Вдохновитель чего-н., главное лицо. Д. всего дела. Д. общества.

  5. О человеке (обычно в устойчивых сочетаниях). В доме ни души. Живой души нет (никого нет; разг.). На душу приходится, досталось (на одного человека).

  6. В царской России: крепостной крестьянин, а также вообще человек, относящийся к податному сословию. Ревизская д. Мертвые души (умершие крепостные, также перен.: о людях, фиктивно числящихся где-н.). * Душу тянуть (вытягивать, мотать) из кого (прост.) - мучить чем-н. надоедливым, томительным. Души не чаять в ком (разг.) - очень любить. Души не чаять в детях. Душа моя! (разг.) - в обращении: милый (-ая). Душа-человек (разг.) - очень хороший, отзывчивый человек. Без души - без воодушевления, без подъема. С душой - отдаваясь целиком, с вдохновением. В душе -

    1. мысленно, про себя. В душе согласен;

    2. по природным склонностям. Поэт в душе. Для души (разг.) - для себя, для удовлетворения своих склонностей, интересов. По душе (разг.) - нравится. Работа ему по душе. За душой нет ничего у кого - ничего нет у ко-го-н. По душам (говорить, беседовать) - откровенно. С дорогой душой (разг) - очень охотно. За милую душу (разг.) - легко, без усилий. Как бог на душу положит (разг.) - как придется, кое-как С души воротит от чего (прост.) - о чувстве отвращения.

      уменьш.-ласк. душенька, -и, ж. (к 1 и 2 знач.)

      пренебр. душонка, -и, ж. (к 1 и 2 знач.).

      поил. душевный, -ая, -ое (к 1 знач.) и душевой, -ая, -ое (к 5 знач., спец.; к 6 знач., устар.). Душевные болезни (психические). С душевным прискорбием. Совокупный душевой доход (на душу населения). Душевой надел.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

душа

ж.

    1. Нематериальная - по идеалистическим представлениям - субстанция, противопоставляемая телу.

    2. Бессмертное - по религиозным представлениям - начало в человеке, составляющее сущность его жизни и связывающее его с Богом.

    1. Внутренний мир человека.

    2. Психические переживания как основа его жизни.

    1. Совокупность склонностей и черт, присущих определенному лицу.

    2. Человек как носитель каких-л. склонностей и черт.

    1. перен. Главное лицо где-л.; организатор, вдохновитель.

    2. Общий любимец в коллективе.

  1. перен. Сущность, основа чего-л.

  2. разг. Человек единица счета.

  3. Употр. как ласково-фамильярное обращение к кому-л.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

душа

понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (ср. учение о переселении душ - метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля душа - активное целесообразное начало ("форма") живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях душа человека - созданное богом, неповторимое бессмертное духовное начало. В пантеистическом аверроизме душа лишь индивидуальное проявление единой духовной субстанции (монопсихизм). Дуалистическая метафизика Декарта разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции, вопрос о взаимодействии которых обсуждается в русле психофизической проблемы. В новоевропейской философии термин "душа" стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.

Большая Советская Энциклопедия

Душа

(греч. psychē, лат. anima), понятие, выражавшее исторически изменявшиеся воззрения на внутренний мир человека; в религии и идеалистической философии и психологии ≈ понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела. Понятие Д. восходит к анимистическим представлениям (см. Анимизм ) об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда ≈ и растения), покидающей его во время сна или в случае смерти. Это понятие отражает развитие мифологических, религиозных, философских и научных представлений о сущности человека, характеризуя становление предмета психологии. В истории философии понятие Д. осмыслялось через противопоставление его понятию тела как вещи (Д. как динамическая сила), органическому телу (Д. как активное жизненное начало), понятию духа (Д. как индивидуальное проявление единой духовной субстанции или как созданное богом неповторимое личностное начало), внешним социальным формам человеческого поведения (Д. как внутренний мир человека, его самосознание ).

Ранняя древнегреческая натурфилософия проникнута представлениями о всеобщей одушевлённости космоса (гилозоизм). По Демокриту и Эпикуру, Д. телесна и образуется из шаровидных и подвижных атомов. Идея Д. как особой бестелесной и бессмертной сущности высказывается пифагорейцами (видящими в Д. также начало гармонии частей тела) и получает развитие у Платона и в неоплатонизме (Плотин, Прокл). «Мировая душа» мыслится Платоном как один из универсальных принципов бытия, выступая в качестве вечного динамического начала, начала самодвижения, объединяющего мир неизменных идей и мир изменчивых телесных вещей. Индивидуальная человеческая Д. представляет собой образ и истечение мировой Д.

Аристотель является родоначальником научного подхода к изучению Д. как формы живого тела (с точки зрения аристотелевского расчленения формы и материи), рассматривая её в контексте учения о целесообразности в развитии органической природы. Д. понимается Аристотелем как энтелехия (осуществление) тела, его активное целесообразное начало. Аристотель выделяет три вида Д. ≈ питательную (растительную Д.), чувствующую (животную Д. ≈ со способностями чувственного восприятия, желания и движения) и разумную Д. (специфически человеческую). Аристотель наметил проблематику психологии как учения о связи между душевными способностями и органическими процессами. Элементы платоновского и аристотелевского учения о Д. были восприняты схоластикой и переработаны в соответствии с христианскими представлениями о бессмертии, индивидуальной неповторимости и личностном характере Д.

В новоевропейской философии термин «Д.» в собственном смысле стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека. Дуалистическая метафизика Р. Декарта разделяет Д. и тело как две самостоятельная субстанции: Д. духовна, проявляется в состояниях и актах сознания, тело же материально и протяжённо. Животные рассматриваются Декартом как живые автоматы, лишённые Д. Начиная с Декарта вопрос о взаимодействии Д. и тела обсуждается прежде всего в русле психофизической проблемы (вплоть до немецких психологов Э. Г. Вебера и Г. Фехнера). Дуалистические представления Декарта явились источником как эмпирико-сенсуалистических (Дж. Локк ), так и рационалистических (Г. Лейбниц ) традиций в истолковании Д. Так, Лейбниц рассматривает Д. как замкнутую субстанцию, монаду , обладающую двумя основными способностями ≈ чувствованиями (ощущениями) и желаниями. Локк, отказываясь от обсуждения природы Д. как метафизического вопроса, призывал ограничиться изучением душевных явлений ≈ ощущений и идей как связи ощущений (положив тем самым начало ассоцианизму в психологии). Д. Юм , описывая человеческое «Я» как простой пучок представлений, подверг тем самым сомнению идею субстанциальности Д., показав невыводимость её из эмпирического описания душевной жизни. И. Кант , критикуя рационалистическую психологию, выводит понятие Д. за пределы опыта, в область трансцендентальных идей, обусловливающих возможность человеческого познания. Кант перенимает идущее от немецкого психолога И. Тетенса разделение способностей Д. на ум, волю и чувство. Послекантовский немецкий классический идеализм стремится преодолеть декартовскую дихотомию Д. и тела на основе понимания их единого происхождения из духа (Ф. Шеллинг, Г. Гегель).

В экспериментальной психологии, получившей развитие с середины 19 в., понятие Д. вытесняется в значительной мере понятием психики. Потребность в целостном подходе к человеку и его психической жизни актуализировала на рубеже 19≈20 вв. интерес к проблеме Д. как внутренней жизни человека, придающей активность и целенаправленность его поведению и деятельности. Наряду с направлениями, которые при рассмотрении психики выделяют составляющие её элементы (ощущения, чувства, акты, состояния) и стремятся вскрыть механизмы их связи (ассоциация, интуиция, способность, «гештальт» в гештальтпсихологии и др.), возникают течения, которые в центр внимания ставят содержание сознания действующего и рефлексирующего «Я» ( философия жизни , понимающая психология , феноменология и др.). В этом плане понятие Д. может быть раскрыто через такие характеристики, как: внутреннее (в противоположность внешнему ≈ поведению), целостное (в противоположность отдельным элементам ≈ психическим свойствам и функциям), духовное (идеальное предметное содержание в противоположность материальному ≈ физиологическому субстрату), активное (деятельная реализация личности в противоположность реактивному приспособлению ≈ адаптации организма).

В советской психологии термин «Д.» иногда употребляется как синоним психики, которая рассматривается марксистской философией как субъективный образ объективного мира, являющийся продуктом общественно-исторического развития (см. ст. Психика ).

Лит.: Аристотель, О душе, М., 1937; Владиславлев М. И., Современные направления в науке о душе, СП Б, 1866; Каптерев П. Ф., Из истории души, СПБ, 1890; Ремке И., Душа человека, СПБ, 1906; Болдуин Дж., Введение в психологию, пер. с англ., 2 изд., М., 1912; Франк С. Л., Душа человека, М., 1917; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966; Beneke F. Е., Pragmatische Psychologie, Bd 1≈2, В., 1850; Révész В., Geschichte des Sеelenbegriffes und der Seelenlokalisation, Stuttg., 1917; Jung K. G., Welt der Psyche, Z., 1954; Klages L., Der Geist als Widersacher der Seele, 3 Aufl., Bd 1≈2, Münch.≈Bonn, 1954.

И. Н. Семёнов.

Википедия

Душа (фильм)

«Душа́» — советский широкоформатный музыкальный фильм - драма , снятый в 1981 году режиссёром Александром Стефановичем . Главную роль в фильме исполнила певица София Ротару , сыгравшая в нём саму себя.

События, в основном, разворачиваются в Москве , а также на берегу моря в Прибалтике . По сюжету, главная героиня певица Виктория Свободина вместе с известной в узких кругах молодёжной советской рок-группой участвуют в международном фестивале песни «Интермьюзик».

Душа (дифференциальная геометрия)

Душа — компактное тотально выпуклое тотально геодезическое подмногообразие риманова многообразия (M, g), являющееся его деформационным ретрактом .

Обычно предполагается, что (M, g) — полное связное риманово многообразие с секционной кривизной K ≥ 0.

Душа (песня)

«Душа» — песня , записанная российской певицей Натальей Ветлицкой , для её дебютного студийного альбома « Посмотри в глаза » (1992).

Душа (туманность)

«Сердце» и «Душа» в инфракрасном диапазоне, сделанные космическим телескопом WISE

*

Душа

души — птица — на византийской мозаике православного храма VI века. Херсонес

Душа (значения)

Душа́:

  • Душа — понятие из области философии и религии.
  • Душа — понятие из дифференциальной геометрии.
  • Душа — художественный фильм режиссёра Александра Стефановича.
  • Душа — эмиссионная туманность, находящаяся в созвездии Кассиопея.

Примеры употребления слова душа в литературе.

Жаль, что он стихов, паршивец, не писал, а то бы и я потешала душу стройностью рифм и сказкой сладких слов.

Моя дорогая Фике, - сказала аббатиса с кроткой улыбкой, хотя душа ее после слов императрицы пришла в смятение.

Похлопывая по нему рукой, аббатисса сказала нравоучительно: - Мы спасаем здесь свои души от греха и спим на соломе, ибо пуховая постель опаснее чревоугодия.

Спасибо еще, эта баба кожух одолжила, а то в абверовском пиджаке и вовсе бы богу душу отдал!

Две страсти владели Чаннингом всю жизнь: утверждение унитарианства, согласно которому Всевышний существует в душе человека, и аболиционизм - как убежденность в равенстве и братстве людей разных рас.

Впрочем, в глубине души Абрамов знал, что была еще одна причина, по которой он позвонил именно Глебу.

Художественный кружок в Абрамцеве, душой которого был русский предприниматель и меценат С.

Ибо абстрагирование всегда действует так: оно убивает самодеятельность объекта, поскольку она стоит в магическом отношении к душе субъекта.

И сколько бы лет ни прошло с тех пор, как погиб или умер близкий человек, абхазец, узнав место его захоронения, даже если оно за тысячу километров, даже если ему для этого придется продать все свое имущество, должен перевезти останки своего родственника, ибо по абхазским понятиям кости абхазца в чужой земле ждут, их надо предать родной земле, только в ней они успокоятся и отпустят душу близких.

Пока что моему Геркулесу не удалось расчистить авгиевы конюшни своей души.

Но, убедившись наконец, что Август, верный памяти приемного отца и обязанный отомстить за его убийство -- долг, который он выполнил без всякой пощады, -- однако не таит в душе желания стать тираном и хочет вернуть народу старинные вольности, дед перешел на его сторону и поселился в Риме с моей бабкой Ливией и дядей Тиберием, которому было тогда два года.

А душу разорвет мне не кларнет, Не творчество поэта Острового, А нота, долетевшая ко мне От авиамотора поршневого.

И напились в конце концов готы, федераты ромейские, и с ними Меркурин Авксентий епископ Доростольский, ибо неумеренно возносили кубки свои за здравие потаскухи безродной, которая спала сперва с женой, потом с мужем, - души мятежной и неуспокоенной, Иезавели и Иродиады - самой прекрасной, самой умной, знаменитой и притягательной женщины Империи.

Кроме него, на линии не было и живой души - даже странным казалось, что вся могучая техника, всякие там автоблокировки и прочее обслуживают одного-единственного человека.

И идущему Сараеву казалось, что не только здесь, в здании автовокзала, нет ни одной человеческой души, но и вообще нигде ее нет, а есть только он, Сараев, и удаляющийся милиционер в звании рядового, с резиновой дубинкой в руке.

Источник: библиотека Максима Мошкова