Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

диалог в словаре кроссвордиста

диалог

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

диалог

диалога, м. (греч. dialogos).

  1. Разговор между двумя или несколькими лицами.

    Часть литературного произведения, состоящая из разговоров. Артисты хорошо провели заключительный диалог.

  2. Литературное произведение, написанное в форме разговора (лит.). Диалоги Платона.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

диалог

-а, м.

  1. Разговор между двумя лицами, обмен репликами. Сценический д.

  2. перен. Переговоры, контакты между двумя странами, сторонами. Политический д. Конструктивный о.

    прил. диалогический, -ая, -ое (к 1 знач.) и диалоговый, -ая, -ое (к 1 знач.; спец.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

диалог

м.

    1. Разговор между двумя лицами или двумя группами лиц.

    2. Обмен репликами между персонажами литературного произведения как основной способ изображения характеров и развития действия в драме и один из способов в прозе.

  1. Литературное или философское сочинение в форме беседы двух лиц.

    1. перен. Дипломатические переговоры между правительствами двух стран или группировок (блоков) стран в целях достижения соглашения, мирного урегулирования отношений между ними и т.п.

    2. Деловые контакты между какими-л. общественными, профессиональными и т.п. группами людей.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

диалог

ДИАЛОГ (греч. dialogos)

  1. форма устной речи, разговор двух или нескольких лиц; речевая коммуникация посредством обмена репликами. Как часть словесно-художественного текста доминирует в драме, присутствует в эпических произведениях. Существует и как самостоятельный публицистический и философский жанр (напр., диалоги Платона).

  2. В переносном смысле переговоры, свободный обмен мнениями, напр. политический диалог.

Большая Советская Энциклопедия

Диалог

(от греч. diálogos ≈ разговор, беседа), диалогическая речь,

  1. вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированным характером). Д. противопоставляется монологу .

  2. Функциональная разновидность языка, реализующаяся в процессе непосредственного общения между собеседниками и состоящая из последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик. К основным языковым особенностям Д. относятся: обилие вопросительных и побудительных предложений среди стимулирующих реплик, наличие повторов и переспросов в реагирующих репликах, их синтаксическая неполнота, компенсируемая за счёт предыдущего высказывания. Ср. вопросительные реплики: «А я откуда знаю?», «Откуда мне знать?», «А я знаю?», «Почему я знаю?» ≈ эквивалентные отрицательному ответу ≈ «Я не знаю».

    Д. в литературе и театре. Особенности художественно обработанной диалогической речи (или Д.) связаны с родом и жанром. В эпической прозе Д. непременно соотнесён с авторской речью, движущей и контролирующей повествование, и нередко сопровождается изобразительным или оценочным авторским комментарием. Проза не сразу достигла органической слитности повествования с Д., который первоначально вклинивался в авторскую речь в виде драматизированных кусков (например, в русской прозе 18 в. ≈ повесть Н. М. Карамзина «Наталья боярская дочь»). Реалисты 19 в. овладевают средствами естественного включения Д. в повествование, у них Д. наряду с авторским описанием приобретает важнейшую характерологическую роль; в него широко вводятся экспрессивные, социально и индивидуально окрашенные элементы. В романах Ф. М. Достоевского Д. получает особую конструктивную и идеологическую нагрузку как средство самосознательного становления персонажа (см. книгу М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского», 196

  3. . В прозе 20 в. Э. Хемингуэй создал новую форму поэтически напряжённого Д. с известной долей стилизации и упором на подтекст реплик.

    В драме Д. ≈ основной способ изображения характеров и развития сюжета. От Д. в прозе он отличается обязательной действенностью, целенаправленно выявляющей конфликтные отношения персонажей, и ориентацией на устное, сценическое воспроизведение. Драматический Д. (наряду с ремаркой) берёт на себя описательные и пояснительные функции авторской речи. В ходе исторического развития драмы Д. получает преобладающее место в сравнении с монологом (главенствовавшем в строе античной трагедии) и существенно меняет структуру ≈ от «диалогизированных монологов» героев классицистических пьес в сторону всё большей естественности и насыщения невысказанным подтекстом , который движет действие. В пьесах А. П. Чехова Д. обогащается перекличкой лирических тем, внутренне объединяющих реплики. Д. как форма развития драматического действия представляет собой основу театрального искусства.

    Д. существует и как самостоятельный литературно-публицистический жанр, развитый уже в античности (философские диалоги Платона, сатирические диалоги Лукиана), а затем в эпоху Реформации и Просвещения (например, «Племянник Рамо» Д. Дидро). В России форму публицистических Д. использовал В. Г. Белинский.

    Лит.: Якубинский Л. П., О диалогической речи, в кн.: Русская речь. Сб. статей, т. 1, П., 1923; Винокур Т. Г., О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи, в кн.: Исследования по грамматике русского литературного языка, М., 1955; Шведова Н. Ю., Очерки по синтаксису русской разговорной речи, М., 1960, с. 280 ≈ 352; Волошинов В. Н., Марксизм и философия языка, М., 1930; Виноградов В. В., О художественной прозе, М. ≈ Л., 1930; Волькенштейн В. М., Драматургия, М., 1960.

    Н. Д. Арутюнова, М. Омарова.

Википедия

Диалог (значения)

Диало́г:

  • Диалог — философское понятие, имеющее значение для социальных и гуманитарных наук, тип коммуникации;
  • « Диалог » — советская рок-группа;
  • « Диалог » — международная конференция по прикладной лингвистике.
  • « Диалог » — совместное советско-американское предприятие «Диалог», первое совместное предприятие в СССР в области высоких технологий.
Диалог (конференция)

«Диало́г» — главная российская конференция по компьютерной лингвистике с международным участием.

Три кита Диалога:

  • Центральная роль русского языка в сочетании с типологическим подходом .
  • Взаимодействие между теоретический и компьютерной лингвистикой: программа конференции является уникальной по сочетанию теоретических и прикладных докладов.
  • Центр по разработке и применению методик верификации результатов корпусных лингвистических исследований и оценки эффективности систем компьютерного анализа русского языка (совместно с РОМИП ). Эти методики применяются при рецензировании докладов и проведении соревнований по различным направлениям компьютерной лингвистики: морфологический и синтаксический анализ , машинный перевод , анализ тональности и т.д.
Диалог (альбом)

«Диалог» — второй студийный альбом Валерия Леонтьева . Вышел в СССР в 1984 году. Этот альбом полностью состоит из песен, написанных композитором Раймондом Паулсом . Фактически альбом является основой музыкального фильма «Я с тобой не прощаюсь», вышедшего в том же году на студии «Телефильм» — Рига.

Диалог (группа)

Группа Диалогсоветская рок-группа, созданная в 1969 году в городе Николаеве. Лидером группы был Ким Брейтбург . Остальные участники ансамбля ( Виктор Литвиненко и Анатолий Дейнега ) спустя много лет станут основными участниками группы.

Диалог

Диало́г в обыденном смысле — литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями между двумя и более людьми; вопрос одного ответ другого — в философском и научных смыслах — специфическая форма и организация общения , коммуникации . В литературе диалог — органический признак драматических жанров, но иногда является основой также и недраматических произведений, например, в русской поэзии «Разговор книгопродавца с поэтом» А. Пушкина , «Журналист, читатель и писатель» М. Лермонтова , и т. д., содержащие эстетическое и общественное кредо их авторов. Традиционно противопоставляется монологу .

Основные исторические основания диалога находятся в нарративе , философских и дидактических приёмах, обнаруживаемые в классической греческой и индийской литературе , в особенности в античной риторике , логике и софистике .

Помимо осуществления коммуникации диалог может быть использован в художественных целях , для передачи философских идей (например, диалоги Платона — «Федон» , «Пир» ), для обучения иностранному языку .

В XIX в., потеряв почти полностью соприкосновение со своей основой и поддержкой в риторике, понятие диалога появляется вновь, трансформируясь в работах критиков культуры , таких как Михаил Бахтин и Паулу Фрейре , богословов, таких как Мартин Бубер , а также, в сущности, смягчая борьбу с атомизацией и социальным отчуждением человека в массовом индустриальном обществе .

Согласно М. М. Бахтину , диалог в своём универсальном философском значении может быть понят как формат познания и существования, в котором постигается человек и его бытие.

Примеры употребления слова диалог в литературе.

Ответвления Ритуалы Типичное построение сеанса Воображение Фильтры восприятия Заземление Восстановление ресурсов Многомерность Человек перед вами Участие в сеансе Нерешительность Процессы и техники Энергия Заряженные области Язык тела Якоря Первый сеанс Процедура или результат Гибкость Направления Инструменты Абстракции Преобразование Реальный мир Нелогичность Раздел 4: Стили техник Рекурсия Огорчения Плохие поступки Трансовые состояния Свободный стиль сеанса Сеанс в свободном стиле Раздел 5: Диалог Говорить о том, что здесь есть Диалог Техника диалога Как задавать вопросы Результат Раскрытие значений Ключи Разблокирование Разгрузка Пробелы и искажения Отрицание Позиции восприятия Раздел 6: Фиксированные идеи Фиксированные идеи Типы фиксированных идей Обнаружение фиксированных идей Общее расфиксирование Встроенные команды Раздел 7: Прояснение реакций--повторное переживание происшествий Прояснение нежелательных реакций Повторное переживание Что такое повторное переживание?

Диалог в сеансе и ритуалы разнообразных техник--это просто средства для того, чтобы активизировать энергетические явления человека и поощрить его высвободить застрявшие области.

Увлекшись, он стал представлять королеве воображаемый диалог между своей теткой Маго, графиней Бургундии и Артуа, и королем Филиппом Красивым.

И если вы подсчитаете, сколько времени занял вышеозначенный диалог и сколько времени понадобилось Бригс и Феркин, чтобы долететь до гостиной, а мисс Кроули - чтобы удивиться и выронить из рук томик Пиго-Лебрена, а затем спуститься вниз по лестнице, то вы увидите, что наша история излагается совершенно точно и что мисс Кроули должна была появиться именно в ту минуту, когда Ребекка приняла свою смиренную позу.

Диалог между мистером Абраамом Адамсом и леди Буби Мистер Адамс оказался неподалеку: он пил внизу во здравие ее милости кружку ее же эля.

Фрида Вигдорова обладала феерическим даром, позволявшим ей фиксировать услышанные диалоги с непостижимой точностью, пожалуй, точнее, нежели стенографические отчеты, ибо аналитический ум, писательский талант и наблюдательность давали право Вигдоровой отсекать ненужные мелочи, фиксируя самое характерное, включая интонации собеседников.

Но даже такие безответственные ответы не обескураживали пилота первого класса Галеева и его верный экипаж своей вопиющей несправедливостью и беспринципностью, и они спокойно продолжали вести с местными туземными властями взвешенный конструктивный диалог.

Ведь Иван спорит не с Алешей, а прежде всего с самим собой, а Алеша спорит не с Иваном, как с цельным и единым голосом, но вмешивается в его внутренний диалог, стараясь усилить одну из реплик его.

На этот вопрос вкратце можно ответить так: диалог позволяет заметить своим собственным голосом голос другого человека.

Бах написал также 15 двуголосных инвенций, этот двуголосный Диалог написан не мною, а Льюисом Кэрроллом в 1895-ом году.

Между Савари и Демаре возник краткий диалог: -- Черт побери, так кто же этот Мале?

Наконец, нельзя пройти мимо простых и строгих утверждений и аргументов философской литературы, которая выходила из-под пера Аристотеля, и ее художественной драматизации в живых дискуссиях и беседах платоновских диалогов.

Этот способ мыслить дуэтом так глубоко укоренился в братьях, что никто посторонний не сумел бы подключиться к их диалогу.

Герои Достоевского и Ерофеева существуют в мирах, где нет места ни любви, ни диалогу, ни взаимопониманию.

Включив диалог, Железовский с неприятным удивлением узнал, что в памяти компа кто-то жестоко покопался: Дервиш был буквально выпотрошен, утратив способности к анализу и вообще к связному разговору.

Источник: библиотека Максима Мошкова