Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

глухонемота в словаре кроссвордиста

Словарь медицинских терминов

глухонемота (surdomutitas; син. сурдомутизм)

врожденная или приобретенная в раннем детском возрасте глухота, сочетающаяся с обусловленной ею невозможностью овладеть словесной речью (без специальных приемов обучения) или с утратой речи, частично развившейся к моменту потери слуха.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

глухонемота

глухонемоты, мн. нет, ж. (книжн. спец.). Отсутствие слуха и способности речи.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

глухонемота

-ы, ж. (спец.). Отсутствие слуха и словесной речи.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

глухонемота

ж. Неспособность к словесной речи вследствие врожденной или приобретенной в раннем детстве глухоты.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

глухонемота

неспособность к словесной речи, обусловленная врожденной или приобретенной в раннем детстве глухотой. В Российской Федерации осуществляется обязательное обучение глухонемых детей в специальных дошкольных учреждениях и школах; они овладевают словесной речью и восприятием ее посредством чтения с губ, получают общеобразовательную и профессионально-трудовую подготовку.

Большая Советская Энциклопедия

Глухонемота

врождённая или возникшая в раннем детстве глухота и обусловленное ею отсутствие речи. Нормально слышащий ребёнок овладевает речью, подражая речи окружающих на основе её слухового восприятия. Если ребёнок рождается глухим или лишается слуха в доречевом периоде (до 1 года), самостоятельное овладение речью становится невозможным. Нередко и при более позднем возникновении глухоты (в возрасте 2≈3, а иногда даже 4≈5 лет) речь, уже развившаяся, но недостаточно упрочившаяся, теряется, если своевременно не принимаются меры для её сохранения и развития. В речевом аппарате глухонемых каких-либо изменений, препятствующих образованию звуков речи, не происходит. Лечение при Г. малоэффективно. Наиболее эффективны меры, направленные на предупреждение и устранение причин, вызывающих врождённую глухоту и развитие глухоты в раннем детском возрасте. Широко проводимые в СССР профилактические мероприятия значительно снизили количество глухонемых, достигавшее в дореволюционной России 0,1% к общему числу населения. Преодоление последствий Г. достигается специальным обучением и воспитанием. Глухонемые, не обученные словесной речи, пользуются для общения мимикой и жестами. Однако мимико-жестикуляторная речь располагает весьма ограниченными средствами и не может полностью заменить словесную. Поэтому важнейшим способом компенсации Г. является формирование у глухонемых обычной словесной речи в устной и письменной форме. В царской России обучение глухонемых было делом частной предприимчивости и благотворительности. Во всей стране было лишь несколько специальных школ, в которых обучалось всего 6≈7% глухонемых детей. В СССР закон о всеобщем обязательном обучении распространяется и на глухонемых детей. Создана сеть специальных школ и дошкольных учреждений, входящих в общую систему народного образования. В школах глухонемые получают общеобразовательную подготовку в объёме восьмилетней школы. Особое место в системе обучения глухонемых детей занимает формирование у них словесной речи, где существенную часть составляет выработка внятного произношения; при этом используют зрительное, тактильно-вибрационное и кинестетические восприятия, а также имеющиеся у многих глухонемых небольшие остатки слуха. В процессе специального обучения имеющийся у глухонемых детей вторичный дефект (немота) преодолевается, и ребёнок, оставаясь глухим, постепенно становится говорящим, а не немым (в связи с этим изменилось и название школы глухонемых ≈ школа глухих).

Наряду с общеобразовательной подготовкой учащиеся школ глухих получают профессионально-трудовую подготовку; окончившие школу могут продолжить своё образование в техникумах или, работая на производстве, закончить среднее образование в заочной либо вечерней (сменной) школе и поступить в ВУЗ. Глухонемые пользуются в СССР всеми гражданскими правами наравне со слышащими. Во всех союзных республиках работают общества глухих .

Лит.: Дьячков А. И., Воспитание и обучение глухонемых детей, М., 1957; Нейман Л. В., Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей, М., 1961; Pay Ф. Ф., Нейман Л. В., Бельтюков В. И., Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся, М., 1961.

Л. В. Нейман.

Википедия

Глухонемота

Глухонемота́ — врождённая или наступившая в раннем детстве глухота , сопровождающаяся отсутствием речи из-за нарушений голосового аппарата .

Врождённая глухонемота наблюдается, если ребёнок рождается глухим, и в дальнейшем, не слыша речи, он не может полноценно научиться говорить.

Бывает и так, что ребёнок теряет слух в раннем детстве. В таком случае запас слов , который успел приобрести ребёнок, также постепенно утрачивается, и возникает приобретённая глухонемота.

Немало глухонемых овладевает речью благодаря использованию слухового аппарата и умению зрительно воспринимать звуки по губам говорящего. Но есть дети с полной глухотой или с остатками слуха, не достаточными для использования слухового аппарата. Если усвоение речи даётся с трудом, то глухонемых обучают общению с помощью жестового языка . Существенная роль в общении с глухонемыми детьми принадлежит их родителям. Также существуют специальные образовательные программы, направленные на обучение таких детей звуковой речи для их общения со слышащими людьми, что значительно облегчает их социализацию. Специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания — логопедия .

Примеры употребления слова глухонемота в литературе.

Также имею честь сообщить о наличии у меня колобомы ириса, косоглазия, глухонемоты, микроцефалии, кифосколиоза и незаращения артериального протока.

Источник: библиотека Максима Мошкова