Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

васубандху в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

васубандху

индийский философ (5 в.). Примыкал сначала к буддизму хинаяны, затем представитель йогачаров, школы буддизма махаяны. В сочинении "Абхидхармакоша" изложены учения ранних школ буддизма, в частности вайбхашики.

Википедия

Васубандху

Васубандху (; ; Шицинь; , Сэсин; , Сечхин) — индийский философ — энциклопедист, буддийский монах , основавший вместе со своим старшим братом Асангой школу Йогачара . Васубандху — один из самых значительных мыслителей, внёсший огромный вклад в дальнейшее развитие буддизма .

Васубандху родился в Гандхаре в IV веке в семье брахмана , попал в монастырь Сарвастивады ( Вайбхашика ), где изучал Абхидхарму по своду Махавибхаши . Не удовлетворённый обучением, он решил собрать материалы по Абхидхарме самостоятельно и написал в стихах трактат Абхидхармакоша , снабдив его своими комментариями. В трактате содержится детальный обзор предмета, а также критика отдельных положений Махавибхаши с позиций школы Саутрантика , с учителями и представителями которой он активно общался.

Во время работы над Абхидхармакошей Васубандху путешествовал по разным городам и монастырям. Встретившись со своим учителем Буддхамитрой , он отрицательно высказывался о Махаяне , считая трактат своего брата Асанги о системе Йогачара слишком громоздким, и даже посмеивался над её сложностью.

Притворившись больным, Асанга вызывает Васубандху в Пурушапуру, где тот вопрошает его о махаянском учении, после чего немедля постигает его превосходство над буддизмом Хинаяны . Освоив очень быстро это учение, Васубандху раскаивается в своих прежних « грехах » против Махаяны и едва не решается отрезать себе за них язык, но Асанга предлагает ему более эффективный способ «покаяния» — использовать свой орган речи на пользу «Великой Колеснице». Васубандху принимает этот совет и после смерти Асанги пишет комментарии ко многим махаянским сутрам и собственные трактаты. Изучая Махаяну, он написал комментарии на Акшаяматринирдеша-сутру и на Даша-бхумику. Затем он занялся детальным описанием фундаментальных основ Йогачары и написал большое количество сочинений.

Васубандху завершает свои дни в Айодхье в возрасте 80 лет.

Большое влияние на развитие дальневосточного буддизма оказали его трактаты «Тридцать строф» (Тримшика, Trimśikā) и далее «Двадцать строф» (Вимшатика, Vimśatikā), кроме того он написал, в частности:

  • Комментарий к «Махаяне вкратце» ( Махаяна-самграха , Mahāyāna-samgraha);
  • Сутру «Десяти ступеней» (Дашабхумикабхасья, Daśabhūmikabhāsya);
  • «Четыреста гимнов» (Чатухшатака-шастра, Catuhśataka-śāstra);
  • «Ясное введение к 100 дхармам» (Махаяна шатадхарма-пракашамукха шастра, Mahāyāna śatadharmā-prakāśamukha śāstra);
  • Комментарий к «Великой Амитабха-Сутре» (Амитаюс-сутропадеша, Amitayus sutropadeśa);
  • Рассуждения о Чистой Земле (Сукхавати-вьюхопадеша , Sukhāvatī-vyūhopadeśa).

Некоторые современные буддологи сомневались, что такое огромное количество сочинений мог написать один человек, и предполагали существование двух Васубандху — одного из школы Саутрантика и одного из школы Йогачара . Однако тщательное исследование литературы опровергает эту гипотезу — найден, в частности, анонимный трактат Абхидхарма-дипа (Abhidharma-dīpa), критикующий Абхидхармакошу, из которого ясно, что Васубандху — единый автор всех книг.

Примеры употребления слова васубандху в литературе.

По поводу умеренности в пище просветленный учитель Васубандху сказал, что когда кто-то ест умеренно, он обуславливает доброе отношение своего благодетеля.

В Индии известны две школы махаяны: мадхьямика Нагарджуны и видхняптиматра, или йогачара, Асанги и Васубандху.

Источник: библиотека Максима Мошкова