Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

акустика в словаре кроссвордиста

акустика

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

акустика

ж. греч. наука о природе и законах звука; часть физики, звукословие. Акустический зал, по законам акустики устроенный, для отголоска (для голка, эхо), или для наголоса (резонанса). Акустик м. знающий науку эту.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

акустика

акустики, мн. нет, ж. (от греч. akustikos - слуховой).

  1. Отдел физики, изучающий звук.

  2. Условия слышимости музыки или речи в помещениях. В этом зале нельзя устраивать концертов вследствие его плохой акустики.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

акустика

-и, ж.

  1. Раздел физики, изучающий звук.

  2. Слышимость звуков музыки, речи в каком-н. специальном помещении. Хорошая а. зала.

    прил. акустический, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

акустика

ж.

  1. Область изучения звуковых явлений (в физике).

  2. Особенности распространения звука в каком-л. помещении, обусловленные формой, материалами и т.п. постройками.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

акустика

АКУСТИКА (от греч. akustikos - слуховой) в широком смысле - раздел физики, исследующий упругие волны от самых низких частот до самых высоких (1012-1013 Гц); в узком смысле - учение о звуке. Общая и теоретическая акустика занимаются изучением закономерностей излучения и распространения упругих волн в различных средах, а также взаимодействия их со средой. К разделам акустики относятся электроакустика, архитектурная акустика и строительная акустика, атмосферная акустика, геоакустика, гидроакустика, физика и техника ультразвука, психологическая и физиологическая акустика, музыкальная акустика.

Большая Советская Энциклопедия

Акустика

(от греч. akustikós ≈ слуховой, слушающийся), в узком смысле слова ≈ учение о звуке , т. е. об упругих колебаниях и волнах в газах, жидкостях и твёрдых телах, слышимых человеческим ухом (частоты таких колебаний находятся в диапазоне 16 гц≈20 кгц); в широком смысле ≈ область физики, исследующая упругие колебания и волны от самых низких частот (условно от 0 гц) до предельно высоких частот 1012≈1013гц, их взаимодействия с веществом и применения этих колебаний (волн). Исторический очерк. А. ≈ одна из самых древних областей знания, зародившаяся из потребности дать объяснение явлениям слуха и речи и в особенности музыкальным звукам и инструментам. Ещё древнегреческий математик и философ Пифагор (6 в. до н. э.) обнаружил связь между высотой тона и длиной струны или трубы; Аристотель (4 в. до н. э.) понимал, что звучащее тело вызывает сжатия и разрежения воздуха, и объяснял эхо отражением звука от препятствий. Период средневековья мало что дал развитию А.; её прогресс становится заметным, начиная с эпохи Возрождения. Итальянский учёный Леонардо да Винчи (15≈16 вв.) исследовал отражение звука, сформулировал принцип независимости распространения звуковых волн от разных источников. Историю развития А., как физической науки, можно разбить на 3 периода. Первый период ≈ от начала 17 в. до начала 18 в. ≈ характеризуется исследованиями системы музыкальных тонов, их источников (струны, трубы), скорости распространения звука. Г. Галилей обнаружил, что звучащее тело испытывает колебания и что высота звука зависит от частоты этих колебаний, а интенсивность звука ≈ от их амплитуды. Французский учёный М. Мерсенн, следуя Галилею, уже мог определить число колебаний звучащей струны; он впервые измерил скорость звука в воздухе. Р. Гук (Англия) устанавливает на опыте пропорциональность между деформацией тела и связанным с ней напряжением ≈ основной закон теории упругости и А., а Х. Гюйгенс (Голландия) ≈ важный принцип волнового движения, названный его именем (см. Волны ). Второй период охватывает два века ≈ от создания основ механики И. Ньютоном (конец 17 в.) и до начала 20 в. В этот период А. развивается как раздел механики. Создаётся общая теория механических колебаний, излучения и распространения звуковых (упругих) волн в среде, разрабатываются методы измерения характеристик звука ( звукового давления в среде, импульса, энергии и потока энергии звуковых волн, скорости распространения звука). Диапазон звуковых волн расширяется и охватывает как область инфразвука (до 16 гц), так и ультразвука (свыше 20 кгц). Выясняется физическая сущность тембра звука (его «окраски»). С работ Ньютона начинается расцвет классической физики. Механика, гидродинамика и теория упругости, теория волн, акустика и оптика развиваются в тесной связи друг с другом. Члены Петербургской Академии наук Л. Эйлер и Д. Бернулли и французские учёные Ж. Д"Аламбер и Ж. Лагранж разрабатывают теорию колебаний струн, стержней и пластинок, объясняют происхождение обертонов . Немецкий учёный Э. Хладни (конец 18 ≈ начало 19 вв.) экспериментально исследует формы звуковых колебаний, совершаемых различными звучащими телами ≈ мембранами, пластинами, колоколами. Т. Юнг (Англия) и О. Френель (Франция) развивают представления Гюйгенса о распространении волн, создают теорию интерференции и дифракции волн. Х. Доплер (Австрия) устанавливает закон изменения частоты волны при движении источника звука относительно наблюдателя. Огромное значение не только для А., но и для физики в целом имело создание методов разложения сложного колебательного процесса на простые составляющие ≈ анализа колебаний ≈ и синтеза сложных колебаний из простых. Математический метод разложения периодически повторяющихся процессов на простые гармонические составляющие был найден французским учёным Ж. Фурье. Экспериментально анализ звука ≈ разложение его в спектр гармонических колебаний с помощью набора резонаторов ≈ и синтез сложного звука из простых составляющих осуществил немецкий учёный Г. Гельмгольц. Подбором камертонов с резонаторами Гельмгольцу удалось искусственно воспроизвести различные гласные. Он исследовал состав музыкальных звуков, объяснил тембр звука характерным для него набором добавочных тонов (гармоник). На основе своей теории резонаторов Гельмгольц дал первую физическую теорию уха как слухового аппарата. Его исследования заложили основу физиологической акустики и музыкальной акустики . Весь этот этап развития А. подытожен английским физиком Рэлеем (Дж. Стретт) в его классическом труде «Теория звука». На рубеже 19 и 20 вв. важные работы по А. были выполнены русским физиком Н. А. Умовым, который ввёл понятие плотности потока энергии для упругих волн. Американский учёный У. Сэбин заложил основы архитектурной акустики . Русский физик П. Н. Лебедев (вместе с Н. П. Неклепаевым) выделил из резкого звука электрической искры ультразвуковые волны с частотами до нескольких сот кгц и исследовал их поглощение в воздухе. К началу 20 в. интерес к А. ослабевает; А. считают теоретически и экспериментально завершенной областью науки, в которой остались нерешенными лишь задачи частного характера. Третий, современный период в истории А., начинающийся в 20-х гг. 20 в., связан, прежде всего, с развитием электроакустики и созданием радиотехники и радиовещания. Перед А. встал новый круг проблем ≈ преобразование звуковых сигналов в электромагнитные и обратно, их усиление и неискажённое воспроизведение. В то же время радиотехника и электроакустика открыли невиданные ранее возможности развития А. Электроакустика появилась ещё в последней четверти 19 в. В 1876 был изобретён телефон (Белл, США), в 1877 ≈ фонограф (Эдисон, США). В 1901 была разработана магнитная запись звука, примененная затем в магнитофоне и звуковом кино. В начале 20 в. электромеханические преобразователи звука были применены в громкоговорителях, а в 20-х гг. стали основой всей современной акустической аппаратуры. Электронная лампа дала возможность усиления чрезвычайно слабых акустических сигналов, преобразованных в электрические. Были разработаны методы радиоакустических измерений, анализа и воспроизведения звука. Эти новые возможности революционизировали А., превратив её из считавшейся завершенной области механики в самостоятельный раздел современной физики и техники. Развитие А. в 1-й половине 20 в. получило мощный импульс в связи с запросами военной техники. Задача определения положения и скорости самолёта (звуковая локация в воздухе), подводной лодки (гидролокация), определение места, времени и характера взрыва, глушение шумов самолёта ≈ все эти проблемы требовали более глубокого изучения механизма образования и поглощения звука, распространения звуковых (в частности, ультразвуковых) волн в сложных условиях. Проблемы генерации звука стали предметом обширных исследований и в связи с развитием общей теории колебаний, охватывающей воедино механические, электрические и электромеханические колебательные процессы. В 20-х и 30-х гг. много работ было посвящено теории автоколебаний ≈ самоподдерживающихся колебаний системы, связанной с постоянным источником энергии; большой вклад в разработку этой теории внесла советская школа физиков, возглавлявшаяся Л. И. Мандельштамом и Н. Д. Папалекси. Особый интерес вызвал вопрос о распространении звуковых волн большой интенсивности (например, взрывных волн); работы русских физиков А. А. Эйхенвальда и Н. Н. Андреева в этой области внесли значительный вклад в нелинейную акустику , предметом исследования которой являются мощные звуковые поля. М. Лайтхилл (Англия, 1952) дал общую теорию аэродинамической генерации звука, изучающую возникновение звука в движущейся среде за счёт неустойчивости потока газа. Н. Н. Андреев и И. Г. Русаков (1934), Д. И. Блохинцев (1947) разработали основы акустики движущихся сред . Первые успехи в гидроакустике были достигнуты французским физиком П. Ланжевеном (1916), применившим ультразвуковые волны для измерения глубины моря и обнаружения подводных лодок. Явление сверхдальнего распространения звука взрыва в море в подводных звуковых каналах было открыто независимо американскими учёными (М. Ивингом и Д. Ворцелем, 1944) и советскими учёными (Л. М. Бреховских, Л. Д. Розенбергом, 1946). Проблемам звукопоглощения и звукорассеяния, которые приобрели особую актуальность в связи с развитием архитектурной и строительной акустики , были посвящены исследования С. Н. Ржевкина, Г. Д. Малюжинца и В. В. Фурдуева. Большое внимание было уделено изучению акустических шумов и методам их устранения. Изучение влияния структуры среды на распространение звука в свою очередь создало возможность применения звуковых волн для зондирования среды, в частности атмосферы; это привело к развитию атмосферной акустики . В последние два десятилетия чрезвычайно большое значение приобрели исследования ультразвука, особенно высоких частот и больших интенсивностей, ставшего средством изучения структуры и свойств вещества. Ещё в 20-х гг. советский учёный С. Я. Соколов применил ультразвук для дефектоскопии металлов. В Германии Х. О. Кнезер (1933) обнаружил явление сильного поглощения и дисперсии ультразвука в многоатомных газах. Позднее дисперсия и аномальное поглощение ультразвука были обнаружены также и в жидкостях. Общая теория этих явлений, т. н. релаксационная теория, была дана Л. И. Мандельштамом и М. А. Леонтовичем (1937). Ультразвуковые колебания высокой частоты вызывают также перестройку структуры жидкостей, диссоциацию молекул и многие другие эффекты. На стыке А. и оптики Мандельштам (1918, 1926) и Л. Бриллюэн (Франция, 1922) создали теорию рассеяния света на ультразвуковых волнах в жидкостях и твёрдых телах (см. Мандельштама ≈ Бриллюэна явление ). Это явление оказалось важным для изучения молекулярной структуры вещества. Круг вопросов, связанных с влиянием молекулярной структуры вещества на распространение ультразвука, называют молекулярной акустикой , которая изучает поглощение и дисперсию ультразвука, в многоатомных газах, жидкостях и твёрдых телах. Ультразвук оказался не только средством исследования, но и мощным орудием воздействия на вещество. Важное значение приобрели исследования гиперзвука (частоты 1 Ггц и выше). Интенсивно исследуются взаимодействия гиперзвуковых волн с электронами в металлах и полупроводниках. Глубокие преобразования произошли и в старых разделах А. В середине 20 в. начинается быстрое развитие психофизиологической акустики, вызванное необходимостью разработки методов неискажённой передачи и воспроизведения множества звуковых сигналов ≈ речи и музыки ≈ по ограниченному числу каналов связи. Эти вопросы А. входят в круг проблем общей теории информации и связи (см. Информации теория . Кибернетика ). Исследовались механизмы образования различных звуков речи, характер их звукового спектра, основные показатели качества речи, воспринимаемой на слух. Созданы приборы видимой речи, дающие видимые изображения различных звуков (см. также Звукового поля визуализация ). Разрабатываются методы кодирования речи (сжатой передачи её основных элементов) и её расшифровки (синтеза), развернулись исследования механизмов слухового восприятия, ощущения громкости, определения направления прихода звука (венгерский учёный Д. Бекеши). В этой области А. сомкнулась с физиологией органов чувств и биофизикой. Таким образом, современная А. по своему содержанию и значению далеко перешагнула те границы, в которых она развивалась до 20 в. Основные разделы А. Современную А. подразделяют на общую, прикладную и психофизиологическую. Общая А. занимается теоретическим и экспериментальным изучением закономерностей излучения, распространения и приёма упругих колебаний и волн в различных средах и системах; условно её можно разделить на теорию звука, физическую А. и нелинейную А. Теория звука пользуется общими методами, разработанными в теории колебаний и волн. Для колебаний и волн малой амплитуды принимается принцип независимости колебаний и волн ( суперпозиции принцип ), на основе которого определяют звуковое поле в разных областях пространства и его изменение во времени. На распространение, генерацию и приём упругих волн оказывает влияние огромное число факторов, связанных со свойствами и состоянием среды. Рассмотрением этого занимается физическая А. К её задачам относятся, в частности, изучение зависимости скорости и поглощения упругих волн от температуры и вязкости среды и др. факторов. К важным вопросам физической А. относятся также взаимодействие элементарных звуковых волн ( фононов ) с электронами и фотонами. Эти взаимодействия становятся особенно существенными на очень высоких ультразвуковых и гиперзвуковых частотах при низких температурах. В области таких частот и температур начинают проявляться квантовые эффекты. Этот раздел физики А. иногда называют квантовой А. Нелинейная А. изучает интенсивные звуковые процессы, когда принцип суперпозиции не выполняется и звуковая волна при распространении изменяет свойства среды. Этот раздел А., очень сложный в теоретическом отношении, быстро развивается (как и теория нелинейных волновых процессов в оптике и электродинамике). Прикладная А. ≈ чрезвычайно обширная область, к которой относится прежде всего электроакустика. Сюда же относятся акустические измерения ≈ измерения величин звукового давления, интенсивности звука, спектра частот звукового сигнала и т. д. Архитектурная и строительная А. занимается задачами получения хорошей слышимости речи и музыки в закрытых помещениях и снижением уровней шума, а также разработкой звукоизолирующих и звукопоглощающих материалов. Прикладная А. изучает также шумы и вибрации и разрабатывает способы борьбы с ними. Изучением распространения звука в океане и возникающими при этом явлениями: рефракцией звука , реверберацией при отражении звукового сигнала от поверхности моря и его дна, рассеянием звука на неоднородностях и т. д. занимаются гидроакустика и гидролокация. Атмосферная А. исследует особенности распространения звука в атмосфере, обусловленные неоднородностью её структуры, и является частью метеорологии . Геоакустика изучает применения звука в инженерной геофизике и геологии. Огромное прикладное значение как в технике физического эксперимента, так и в промышленности, на транспорте, в медицине и др. имеют ультразвук и гиперзвук. Например, в измерительной технике ≈ ультразвуковые линии задержки , измерение сжимаемости жидкостей, модулей упругости твёрдых тел и т. д.; в промышленном контроле ≈ дефектоскопия металлов и сплавов, контроль протекания химических реакций и т. д.; технологические применения ≈ ультразвуковое сверление, очистка и обработка поверхностей, коагуляция аэрозолей и др. Психофизиологическая А. занимается изучением звукоизлучающих и звукопринимающих органов человека и животных, проблемами речеобразования, передачи и восприятия речи. Результаты используются в электроакустике, архитектурной А., системах передачи речи, теории информации и связи, в музыке, медицине, биофизике и т. п. К её разделам относятся: речь , слух , психологическая А., биологическая А. Вопросами А. в СССР занимаются: в Москве ≈ Акустический институт АН СССР, Научно-исследовательский институт строительной физики, Научно-исследовательский кинофотоинститут, институт звукозаписи; в Ленинграде ≈ институт радиоприёма и акустики; ряд отраслевых институтов, а также большое число лабораторий и кафедр в университетах и вузах страны. Научные проблемы А. освещаются в различных физических журналах, а также в специальных акустических журналах: «Акустический журнал» (М., с 1955), «Acustica» (Stuttgart, с 195

  1. , «Journal of the Acoustical society of America» (N. Y., с 1929) и др.

    Лит.: Стретт Дж. В. (лорд Рэлей), Теория звука, пер. с англ., 2 изд., М., 1955; Скучик Е., Основы акустики, пер. с нем. , т. 1 ≈ 2, М., 1958 ≈ 59; Красильников В. А., Звуковые и ультразвуковые волны в воздухе, воде и твердых телах, 3 изд., М., 1960.

    В. А. Красильников.

Википедия

Акустика

Аку́стика — наука о звуке , изучающая физическую природу звука и проблемы, связанные с его возникновением, распространением, восприятием и воздействием. Акустика является одним из направлений физики ( механики ), исследующих упругие колебания и волны от самых низких до высоких частот.

Акустика является междисциплинарной наукой, использующей для решения своих проблем широкий круг дисциплин: математику, физику, психологию, архитектуру, электронику, биологию, химию, медицину, гигиену, теорию музыки и другие.

Иногда под акустикой понимают также акустическую систему — электрическое устройство , предназначенное для преобразования тока переменной частоты в звуковые колебания при помощи электро-акустического преобразования. Также термин акустика применим для обозначения колебательных свойств, связанных с качеством распространения звука в какой-либо системе или каком-либо помещении, например, «хорошая акустика концертного зала».

Термин «акустика» был введён в 1701 году Ж. Совёром .

Акустика (альбом группы «Аквариум»)

«Акустика. История Аквариума — том I» — сборник-антология группы «Аквариум» .

По утверждению Бориса Гребенщикова , тот, кто слышал «Акустику», может считать, что он знает «Аквариум», и альбом хорош тем, что в нём «всё встало так, как мы на самом деле играли».

Акустика (альбом «Мастера»)

«Аку́стика» — альбом -компиляция российской хеви-метал группы « Мастер », который вышел на лейбле CD-Maximum в декабре 2005 года.

Акустика (альбом группы «Ва-Банкъ»)

«Акустика» — сборник русской рок-группы « Ва-Банкъ », сыгранных в акустическом варианте, изданный в 2002 году. Практически полностью составлен из песен двух альбомов группы - « На кухне » 1992 года и «Живи, живое!» 1995-го. Для записи кроме акустической гитары использовались клавиши , скрипка , баян и труба .

Акустика (Лучшие песни)

Акустика — концертный альбом рок-группы Nautilus Pompilius , записанный в Москве в ДК Горбунова 2 марта 1996 года. Среди музыкантов и поклонников группы имеет также неофициальное название «Деревянные песни».

Также существует видеоверсия концерта с расширенным набором песен.

Акустика (альбом группы «Сплин»)

Акустика — концертный альбом группы Сплин , выпущенный в 2002 году . Альбом смонтирован из записи концерта группы, прошедшего 9 декабря 2001 года в Московском театре им. Станиславского . Альбом вышел в двух версиях — однодисковой и двухдисковой, тираж последней был ограничен.

Акустика (значения)

Акустика:

  • Акустика — раздел физики , изучающий звуковые волны.
  • Музыкальная акустика - раздел акустики, изучающий физические свойства музыкальных звуков.
  • Акустика — разговорное название музыки, исполняемой на акустических инструментах , а также разговорное название некоторых из этих инструментов, например, акустической гитары .
  • Акустика — сборник песен группы Аквариум (1982), первая часть т. н. «Истории Аквариума».
  • Акустика — четырёхтомный концертный сборник группы Алиса , изданный в 1995-2002 годах и включающий альбомы с записями акустических концертов ранних лет в разных городах:
    • Акустика (часть 1 Пермь-88) ;
    • Акустика (часть 2 Ленинград-85) ;
    • Акустика (часть 3 Псков-88) ;
    • Акустика (часть 4 Новосибирск-86) .
  • Acoustica — концертный альбом рок-группы Scorpions (2001).
  • Акустика — концертный альбом группы Сплин (2002).
  • Акустика — сборник рок-группы Ва-Банкъ (2002), составленный из сыгранных в акустическом варианте песен двух ранних альбомов — «На кухне» (1992) и «Живи, живое!» (1995).
  • Акустика — альбом группы Разные Люди и Александра Чернецкого (2004).
  • Акустика — концертный альбом группы Звери (2009).
  • Акустика — альбом группы Мастер (2010).
  • Акустика — альбом российской хеви-метал группы «Мастер».
  • Акустика — концертный альбом рок-группы Nautilus Pompilius.

Примеры употребления слова акустика в литературе.

И если будущее действительно за атомизированным сознанием, то беспрецедентной по своей интенсивности арии человеческой автономии, звучащей на страницах сочинений Юза Алешковского, сужден зал с лучшей акустикой и более наполненный, чем нынешний.

В последнее мгновение акустик первого класса Лаваль посмотрел в сторону кормы на своего командира и успел лишь воскликнуть: - Сэр, она не отвернула!

Старший акустик пометил положение субмарины на экране жировым карандашом.

Мне довелось слышать о вас, доктор Джоунз, - произнес старший акустик, прочитав его мысли.

Старший акустик протянул руку к кофейнику, подумал и налил кружку для гостя.

Скорее всего, подумал старший акустик, цель шла последние несколько часов на аккумуляторных батареях, иначе он услышал бы более громкий рокот дизелей, используемых при перезарядке.

Затем внутри лодки послышались звуки, настолько тихие, что их мог различить лишь самый опытный акустик, да и то потому, что находился в гидропосту рядом с боевой рубкой.

Контакт становится все более четким, - доложил по системе внутренней связи старший акустик - сейчас все пользовались микрофонами и наушниками.

Это одностороннее соревнование длилось три с половиной минуты и закончилось яркой вспышкой на экране и таким ревом в наушниках, что оглушенный акустик даже вздрогнул.

Казалось, только двое на лодке - акустик и капитан - дышат, остальные затаили дыхание.

Ее акустик заметил и доложил о возможном всплеске над головой, однако капитан был слишком занят -- он наносил на планшет координаты судов, которые ему приказано было перехватить.

Постепенно на их дисплеях появлялась информация, и старший акустик -- главный старшина -- включил наушники в надежде услышать шумы, исходящие от цели.

Макафферти вбежал в гидролокационный пост еще до того, как акустик закончил доклад.

Старший акустик перестроил временную шкалу, но все равно понимать происходящее могли только он и остальные опытные акустики.

Он собрался было уже отдать приказ о повторном залпе, когда акустик доложил о приближении двух предметов со стороны кормы.

Источник: библиотека Максима Мошкова