Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

музыкальная акустика

наука, изучающая объективные физические закономерности музыки, раздел музыковедения и общей акустики. Исследует соотношения высот (частот колебаний), громкость (Динамика в музыке) музыкальных звуков (см. Звук музыкальный), явление консонанса и диссонанса, музыкальные строи, музыкальный слух (см. Слух музыкальный), человеческий голос (см. Голос певческий) и музыкальные инструменты. Опирается на данные и методы физической акустики. Связана с психологией восприятия, физиологией слуха и голоса.

Большая Советская Энциклопедия

Музыкальная акустика

наука, изучающая объективные физические закономерности музыки в связи с её восприятием и исполнением. Исследует такие явления, как высота звука , громкость звука , тембр и длительность музыкальных звуков, консонанс и диссонанс , музыкальных системы и строи (см. Строй музыкальный). Занимается изучением музыкального слуха (см. Слух музыкальный ), исследованием музыкальных инструментов и человеческих голосов (см. Голос певческий ). Выясняет, как физические и психофизиологические закономерности музыки отражаются в специфических законах этого искусства и воздействуют на их эволюцию. В М. а. используются данные и методы общей физической акустики, изучающей процессы возникновения и распространения звука. Она тесно связана с архитектурной акустикой, с психологией восприятия, физиологией слуха и голоса. М. а. привлекается для объяснения ряда явлений в области гармонии , музыкальных инструментов, инструментовки и т. д.

Как раздел музыкальной теории М. а. зародилась ещё в учениях древних философов и музыкантов. Значительный этап в развитии М. а. связан с именем выдающегося немецкого учёного-физика и физиолога 19 в. Г. Гельмгольца, выдвинувшего первую законченную концепцию физиологии звуковысотного слуха ≈ так называемую резонансную теорию слуха. Большой вклад в развитие М. а. внесли в конце 19 ≈ начале 20 вв. К. Штумпф и В. Кёлер (Германия), которые ввели в неё учение о механизмах отражения (ощущения и восприятия) различных объективных сторон звуковых колебаний. В 20 в. сфера М. а. ещё более расширяется. Развивается метод анализа музыкальных звуков, основанный на выделении из сложного звукового спектра частичных тонов и измерении их относительной интенсивности, приобретший большое значение в акустике певческого голоса и музыкальных инструментов. Разрабатываются вопросы акустики радиостудий, студий звукозаписи, стереофонической записи и воспроизведения звука. Важный этап в развитии современной М. а. связан с исследованиями советского музыковеда и учёного-акустика Н. А. Гарбузова, выдвинувшего теорию слухового восприятия, исходящую из зонной концепции музыкального слуха (см. Зона ). Всеобщее признание получила и работа советских специалистов Л. С. Термена и А. А. Володина в области электромузыкальных инструментов, а также разработанная последним теория звуковысотного восприятия, согласно которой воспринимаемая человеком высота звука определяется не одной лишь частотой колебаний его основного тона, но всем его гармоническим спектром.

Лит.: Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, пер. с нем., СПБ, 1875; Риман Г., Акустика с точки зрения музыкальной науки, пер. с нем., М., 1898; Римский-Корсаков А. В., Развитие музыкальной акустики в СССР, «Изв. АН СССР», Серия физическая, 1949, т. 13, ╧ 6; Музыкальная акустика, под ред. Н. А. Гарбузова, М., 1954; Володин А., Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука, в сб.: Музыкальное искусство и наука, в. 1, М., 1970; Stumpf С., Tonpsychologie, Bd 1≈2, Lpz., 1883≈90; Köhler W., Akustische Untersuchungen, «Zeitschrift für Psychologie», 1910≈13, Bd 54, 58,64; Wood A., Acoustics, N. Y., [1966]; Backus J., The acoustical foundations of music, N. Y., [1969]. См. также лит. при ст. Гарбузов Н. А.

Е. В. Назайкинский.

Википедия

Музыкальная акустика

Музыкальная акустика — раздел акустики , изучающий физические свойства музыкальных звуков . Как и общая акустика, музыкальная акустика — междисциплинарная наука. В своих исследованиях она привлекает данные и понятийный аппарат других наук, главным образом, математики , теории музыки и психологии .

Главный предмет музыкальной акустики — высота, динамика, тембр музыкальных (т. е. применяемых в музыке, эммелических ) звуков, главным образом с точки зрения их восприятия слухом и воспроизведения музыкантами-исполнителями. Особая и обширная область музыкально-акустических исследований — музыкальные строи и темперации .

Музыкальные теоретики ( Г. Риман , П. Хиндемит ) использовали данные музыкальной акустики для построения «естественно-научных» концепций музыки, а физики и психологи ( Г. Гельмгольц , К. Штумпф , В. Кёлер ) — для создания «физиологических» концепций музыкального восприятия. В России вклад в музыкальную акустику внесли Н. А. Гарбузов , Л. С. Термен , А. А. Володин , Е. А. Мурзин , Е. В. Назайкинский . Крупнейшие исследователи музыкальных строёв и темпераций на Западе — М. Барбур , М. Линдли , Р. Раш .

Данные музыкально-акустических исследований широко применяются на практике, особенно в воспитании слуха и образовании музыкантов-исполнителей, в конструировании и настройке музыкальных инструментов (в т. ч. реконструкции старинных инструментов, применяемых в аутентичном исполнительстве ), в организации современной звукозаписи , в технике композиции электронной музыки , в строительстве театров, концертных залов и других помещений, предполагающих естественное и приятное распространение звука, и т. д.