Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

абсурд в словаре кроссвордиста

абсурд

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

абсурд

абсурда, м. (латин. absurdum). Нелепость, бессмыслица. Довести до абсурда.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

абсурд

-а, м. Нелепость, бессмыслица. Довести мысль до абсурда. * Театр (драма) абсурда - течение в драматургии, изображающее мир как хаос и поступки людей как алогичные, бессмысленные.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

абсурд

м. Нелепость, бессмыслица.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

абсурд

АБСУРД (от лат. absurdus - нелепый) бессмыслица, нелепость.

Большая Советская Энциклопедия

Абсурд

(от латинского absurdus ≈ нелепый), бессмыслица, нелепость.

Википедия

Абсурд (значения)

Абсу́рд — в широком смысле — нечто нелогичное, нелепое, бессмысленное.

  • reductio ad absurdum — приведение к абсурду, доказательство от противного.
  • Абсурд
  • Абсурд ( Абсурдизм ) — развитие философии экзистенциализма .
  • Абсурд в литературе ;
  • Театр абсурда ;
  • Абсурд — музыкальная группа.
Абсурд

Абсу́рд

  1. нечто алогичное , нелепое, глупое, из ряда вон выходящее, противоречащее здравому смыслу .
  2. В математике и логике, обозначает, что какой-то элемент не имеет никакого смысла в рамках данной теории, системы или поля , принципиально несовместимый с ними. Хотя элемент, который является абсурдом в данной системе, может иметь смысл в другой, например, квадратный корень из отрицательного числа не имеет смысла в поле действительных чисел , но имеет смысл в поле комплексных чисел .
  3. В повседневном обиходе — бессмыслица, галиматья , бред, чушь.
  • Абсурдным считается выражение, которое внешне не является противоречивым, но из которого всё-таки может быть выведено противоречие. Скажем, в высказывании «Александр Македонский был сыном бездетных родителей» есть только утверждение, но нет отрицания и, соответственно, нет явного противоречия. Но ясно, что из этого высказывания вытекает очевидное противоречие: «Некоторые родители имеют детей и вместе с тем не имеют их».
  • Абсурд отличается от бессмысленного: бессмысленное не истинно и не ложно, его не с чем сопоставить в действительности, чтобы решить, соответствует оно ей или нет. Абсурдное высказывание осмысленно и в силу своей противоречивости является ложным. Например, высказывание «Если идет дождь, то трамвай» бессмысленно, а высказывание «Яблоко было разрезано на три неравные половины» не бессмысленно, а абсурдно. Логический закон противоречия говорит о недопустимости одновременно утверждения и отрицания.
  • Абсурдное высказывание представляет собой прямое нарушение этого закона. В логике рассматриваются доказательства путём reductio ad absurdum : если из некоторого положения выводится противоречие, то это положение является ложным.
  • Абсурд надо отличать от семантически сумбурных предложений, например следующих: «Автомобиль является рассказывает», «Окно открылось высоко».
  • В обычном языке однозначности в понимании слова «абсурд» нет. Абсурдным называется и внутренне противоречивое выражение, и бессмысленное, и всё нелепо преувеличенное.
  • В Словаре Ожегова: «нелепость, бессмыслица». В «Словаре иностранных слов»: «бессмыслица, нелепость».
  • В философии и художественной литературе эпитет «абсурдный» иногда используется для характеристики отношения человека к миру. Альбер Камю определяет абсурд как «невозможное». Абсурд истолковывается как нечто иррациональное, лишенное всякого смысла и внятной связи с реальностью. В философии экзистенциализма понятие абсурд означает то, что не имеет и не может найти рационального объяснения.
  • В художественных произведениях метод reductio ad absurdum применяется автором, чтобы поставить читателя в тупик.
  • Мышление персонажа, склонного к буквальному прочтению метафор . Среди абсурдно мыслящих персонажей он называет Адрияна Прохорова, главного героя повести Пушкина А.С. «Гробовщик».
  • В случае «приведения к абсурду» персонаж с его «правильными» и безупречными построениями вводится автором в максимально приближенную к исторической художественную реальность. Возникает логический тупик, несоответствие, какая-то загвоздка, разрешить которую, не отказавшись от идеи, нельзя. Таков, по мнению О. Л. Чернорицкой, метод Ф. М. Достоевского и некоторых других писателей.
  • Пьесы « Лысая певица » Э. Ионеско ( 1950 ) и « В ожидании Годо » С. Беккета ( 1953 ) ознаменовали рождение театра абсурда в качестве жанра или центральной темы. В драме абсурда обычно нет интриги и четко определенных персонажей, в ней царит случайность, а канва строится исключительно вокруг проблемы коммуникации. Здесь можно выделить несколько типов абсурда: нигилистический абсурд, не содержащий даже минимальных сведений о мировоззрении и философских импликациях текста и игры; абсурд как структурный принцип отражения всеобщего хаоса, распада языка и отсутствия связного образа человечества; сатирический абсурд, используемый в отдельных формулировках и интриге и достаточно реалистично описывающий мир.

Примеры употребления слова абсурд в литературе.

Посредине абсурда, ужаса, скуки жизни стоят за стеклом цветы, как вывернутые наизнанку мелкие вещи -- с розой, подобно знаку бесконечности из-за пучка восьмерок, с колесом георгина, буксующим меж распорок, как расхристанный локомотив Боччони, с танцовщицами-фуксиями и с еще не распустившейся далией.

Камю считал, что исходный пункт его философии остался прежним -- это абсурд, ставящий под сомнение все ценности.

Стоит в то же время отметить, что абсурд, который до сих пор принимали за вывод, берется здесь в качестве исходного пункта.

Самый, быть может, привлекательный из всех этих мыслителей -- Кьеркегор на протяжении по крайней мере части своего существования не только искал абсурд, но и жил им.

Иррациональность, человеческая ностальгия и порожденный их встречей абсурд -- вот три персонажа драмы, которую необходимо проследить от начала до конца со всей логикой, на какую способна экзистенция.

Следовательно, вместе со смертью исчезает и абсурд, как и все остальное.

Констатировать абсурд -- значит принять его, и вся логика Шестова направлена на то, чтобы выявить абсурд, освободить --41 дорогу безмерной надежде, которая из него следует.

Итак, если признать, что абсурд противоположен надежде, то мы видим, что для Шестова экзистенциальное мышление хотя и предполагает абсурд, но демонстрирует его лишь с тем, чтобы тут же его развеять.

С другой стороны, когда Шестов противопоставляет абсурд обыденной морали и разуму, он называет его истиной и искуплением.

Если признать, что все могущество понятия абсурда коренится в его способности разбивать наши изначальные надежды, если мы чувствуем, что для своего сохранения абсурд требует несогласия, то ясно, что в данном случае абсурд потерял свое настоящее лицо, свой по-человечески относительный характер, чтобы слиться с непостижимой, но в то же время приносящей покой вечностью.

Иррациональное опьянение и экстатическое призвание лишают абсурд ясности видения.

Нам известно, что абсурд предполагает равновесие, что он в самом сравнении, а не в одном из терминов сравнения.

Если мы не в состоянии сделать все ясным, если отсюда рождается абсурд, то это происходит как раз при встрече эффективного, но ограниченного разума с постоянно возрождающимся --42 иррациональным.

Быть может, понятие абсурда станет яснее, если я решусь на такую чрезмерность: абсурд -- это грех без Бога.

Этой очевидностью является абсурд, раскол между полным желания умом и обманчивым миром, между моей ностальгией по единству и рассыпавшимся на бесчисленные осколки универсумом -- противоречие, которое их объединяет.

Источник: библиотека Максима Мошкова