Экономический словарь терминов
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
двугласная буква йа, в русской азбуке 33-я, в церковной 38-я. Не может следовать за г, к, ж, ч, ш, щ, хотя в рязанском говоре иногда так произносится.
местоимение личное первого лица един. ч., во мн. ч. мы; назвать самого себя по имени, стар. яз, церк. аз. Я-то я, да ты-то что ж? Я ли, не я ли! похвальба. Мир вам, и я к вам! Послужи на меня, а я на тебя. Мне что до тебя! Я знаю себя. Где ты, где я (кой-где, мало, редко). Я не я, и котомка не моя! Не я бью, сам себя бьешь. Сперва ты меня повози, а там я на тебе поезжу! Сегодня мне, завтра тебе. Поживешь - увидишь, да и мне скажешь. Ни на себя, ни на людей. Ни себе, ни людям. Ни подо мной, ни надо мной никого нет. Мне что-то не по себе. Отойди от меня, да погляди на себя. Я ли не молодец, мои ль детки не воры? Не тужи обо мне (по мне). Это мне, это тебе, а это мне, дележ. Обо мне что ли речь, я тут! Не мною свет стоит, есть люди, без меня. Кто там? - "Мы!" - А кто вы? - "Калмыки!" - А много ль вас? - "Я одна!" Наш атлас нейдет от нас! Нам бы вот яичко, да еще и облупленное! Мир сотворили, а нас и не спросили! Не нами свет стал, не нами и кончится. Есть и квас, да видно не про нас! Вот я тебя! угроза. Якать, янькать, янчать, твердить я, я, говорить все только о себе и от себя. Якала, янька об. кто якает. Яканье, действие по значению глагола.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
нескл., ср. название буквы "я", неточное обиходное название звука "а" с предшествующей мягкостью согласного или с йотацией и др. значения; ср. а 1.
меня, мне, меня, мною и мной, обо мне, местоим. личное 1 лица ед. ч.
-
Служит для обозначения говорящим самого себя. Я недостоин вас - я это знаю. Тургенев. Швабрин и я остались наедине. Пушкин. Не забывайте меня. Вспомните обо мне.
Дат. п. мне употр. также для выражения досады, опасения, раздражения при личной заинтересованности в чем-н. говорящего. Ох, уж эти мне ребята! Пушкин. Не разбейте вы мне стекло! Только не разбудите вы мне ребенка.
в знач. сущ. нескл., ср. и (устар.) м. употр. для обозначения сознаваемой человеком собственной сущности, самого себя в окружающем мире, как личности, а также для обозначения (в идеалистической философии) субъекта (пишется часто в кавычках или прописной буквой; филос., книжн.). "Наивный реализм" всякого здорового человека, не побывавшего в сумасшедшем доме или в науке у философов идеалистов, состоит в том, что вещи, среда, мир существуют независимо от нашего ощущения, от нашего сознания, от нашего Я и от человека вообще. Ленин. "Я" и "не я" (человек и внешний мир). Наше "я". Беседовать со своим "я" было для него высшею отрадою. Гончаров. Разве между тем человеком, каким я себя помню, - и теперешним мною - не целая бездна? Тургенев. Мой "я" один здесь цел и ненарушим. Вяземский. Мое второе "я", другое "я" (перевод латин. alter ego). Не я буду, если... - я не оправдаю своего характера, себя, своих привычек, если... Не я буду, если я не добьюсь своего. У меня - см. у 3 во 2 знач. Я тебе дам! - см. дать. Я тебе (те, вам; разг.) - употр. для выражения запрещения, угрозы. Я тебе поваляюсь на диване! Я тебя (его, вас, их; разг.) - употр. для выражения угрозы. Отыщи сей же
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
буква Тридцать третья буква русского алфавита.
-
ср. нескл.
Употр. при обозначении сознаваемой человеком собственной сущности, самого себя в окружающем мире как личности.
Употр. при противопоставлении человека окружающей среде.
Употр. при обозначении субъекта (в философии).
-
местоим.
Употр. при обозначении говорящим самого себя.
Употр. при обозначении одного, отдельного человека в противоположность нескольким, многим.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
последняя, тридцать третья буква русского алфавита; восходит к юсу малому ¤ (см. Юсы).
Большая Советская Энциклопедия
«Я», в философии выражение единства и тождественности индивидуального самосознания, одна из основных структур личности в её соотнесенности с другими личностями («ты», «мы»). Центральная категория ряда систем идеалистической философии (И. Г. Фихте и др.).
«Я», в философии выражение единства и тождественности индивидуального самосознания, одна из основных структур личности в её соотнесенности с другими личностями («ты», «мы»). Центральная категория ряда систем идеалистической философии (И. Г. Фихте и др.).
Википедия
Я может означать:
Внизу: развитие рукописного Ѧ
や в хирагане и ヤ в катакане — символы японской каны , используемые для записи ровно одной моры . В системе Поливанова записывается кириллицей: «я», в международном фонетическом алфавите звучание записывается: /ja/. В современном японском языке находится на тридцать шестом месте в слоговой азбуке .
«Я» — личное местоимение 1-го лица единственного числа . В русском языке личное местоимение не имеет вежливо-иерархических форм, характерных для личных местоимений некоторых восточных языков, не различается по родам , и изменяется по падежам. Я (Ja) как местоимение первого лица единственного числа присутствует также в большинстве других славянских языков .
Примеры: Я есмь дверь .
«Я» — автобиографический кинофильм режиссёра Игоря Волошина . Картина снята по повести самого Волошина, поэтому режиссёр дал фильму такое название. По признанию автора, духовным отцом фильма «Я» можно назвать Алексея Балабанова , который посоветовал Игорю экранизировать свои воспоминания. Волошин пригласил для съёмок почти тот же актёрский состав, что и в фильме «Нирвана» , который был отмечен на «Кинотавре» как лучший дебют.
Игорь Волошин говорил о своей картине:
Фильм «Я» сугубо реалистичен. Я хочу, чтобы он вызвал сострадание к людям, чья молодость пришлась на 1990-е годы и которые погибли не на Второй мировой , а на настоящей метафизической третьей.
Действие картины происходит в родном городе Игоря Волошина — Севастополе . Съемки фильма проходили в Москве , Санкт-Петербурге , Севастополе, Симеизе , Алупке .
Я — центральное понятие многих философских систем, в которых субъект является первичным активным и систематизирующим фактором, носителем духовных способностей.
По Р. Декарту «Я мыслю», является исходным принципом философии, которое сопровождает каждый сознательный акт, у Декарта, которого считают основателем рационализма , «сфера Сознания» и «Я» сливается.
Немецкая классическая философия отождествляет «сферу Я» со «сферой Сознания», осознанных действий, что характерно для рационализма.
Г. В. Лейбниц считал что мы осознаем лишь немногое из того что переживает душа. И. Кант различал эмпирично-индивидуальное и «чистое Я» которое выступает как «трансцендентальное целое апперцепции» и как «носитель категорического императива». По Й. Г. Фихте , «Я» — абсолютное творческое начало, которое является фундаментом всего сущего и самого себя как «не Я».
Г. В. Ф. Гегель , исходя из принципа исторического развития, рассматривая «Я» в зависимости от степени развития морального самосознания, духовной зрелости эпохи. В ходе истории ширится сфера человеческой ответственности, круг осознанных действий, которые находятся под контролем «Я».
У экзистенциалистов , которые исходят из интенциональной структуры сознания, «Я» выступает как активный творческий полюс сознания, противоположный осмысленному предмету. По их мнению «Я» невозможно осмыслить в своей активности, оно как лезвие сознания, которое рационализирует его поток, оставаясь при этом иррациональным. Отсюда исходит утверждение о неосознании личности, о невозможности человеком познать своё «Я».
Примеры употребления слова я в литературе.
Однажды в Берлине наш хорошо осведомленный военный атташе сказал, проходя со мной по Аллее побед: -- Всем здесь поставили памятники, а вот старуху Клейнмихель забыли.
Уверяю вас,-- продолжал я со всей искренностью,-- мне пришлось видеть уже на своем веку и царей, и королей, и всяких министров, а вот такого скромного слугу своего народа и такого гордого своей страной правителя мне еще встречать не пришлось.
Ну, Коля, мне писать больше не о чем, ну а вот ты уж напиши мне побольше.
Бумага мне сейчас все равно нужна и за нее я тебя очень благодарю, а вот насчет денег я недоволен.
Нужды в них я никакой не чувствую, еды хватает, так что пожалуйста не присылай, к тому же дома они всегда могут пригодиться, а вот если бы ты прислала мне варюшки, то это было бы для меня большим счастьем.
Ну, а если не сердитесь, оставьте у меня вашу тетрадь, подарите ее мне.
Ваше сиятельство,-- говорил мне мой старый Иван,-- на приглашения отвечать надо, а если трудно, так вот у меня сохранились от бывшего моего барина, графа Канкрина, французские формы ответов на все случаи жизни.
Тогда он, подсев ближе, открыл мне свой секрет: -- Оставляйте от обеда немного мяса, а если сможете сэкономить на цене сена, то прикупите из фуражных лишних фунтов пять, заведите противень -- да и поджарьте на нем нарубленное мясо с луком, кашицу варите отдельно, а потом и всыпайте в нее поджаренное мясо.
Эмигрантам хотелось слышать от меня подтверждение своим желаниям, своим предположениям, а не то, что я знал.
Да нет, вы уже позовите кого-нибудь, а то вы еще ближе подойдете, мне сделается дурно, я упаду.
Белинский вскочил с своего места и, вспыхнув в лице, пренаивно сказал мне: - Ну, слава богу, договорились же, а то я с моим глупым нравом не знал, как начать.
В каких бы странах я ни бывал, с кем бы ни встречался, я никогда не терял ощущения родной земли под ногами, а уж теперь, по возвращении из России, мне в Париже стало невтерпеж.
Вот теперь новое дело, и прескверное, я уже знаю, что меня будут бранить, а что мне делать?
Следующие письма были кротко печальны: ей было жаль меня, ей хотелось уврачевать мои раны, а что сама-то она должна была вынести.
Но, видя, что он продолжать не собирается, а что регент непременно будет продолжать, я очень серьезно сказал соколу-певцу: - Вы приходили ко мне сегодня утром просить меня в посредники, стало, вы верили мне?
Источник: библиотека Максима Мошкова