Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Вопросы к слову дунай в словаре кроссвордиста

дунай

Энциклопедический словарь, 1998 г.

дунай

вторая по длине (после Волги) река Европы. 2850 км, площадь бассейна 817 тыс. км2. Протекает по территории Германии, Австрии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Югославии, Болгарии, Румынии, Украины. Берет начало в отрогах Шварцвальда. Выше Вены Дунай - горная река, затем (до ущелья Железные Ворота) течет по Среднедунайской равнине, ниже - по Нижнедунайской равнине. Впадает в Черное м., образуя дельту. Средний расход воды 6430 м3/с. Св. 300 притоков (основные Драва, Тиса, Сава, Олт, Сирет, Прут). Судоходен до верховьев. 2 крупные ГЭС Джердап (на границе Румынии и Сербии), каскад ГЭС в Австрии и Германии. Рыболовство (главным образом в дельте). Основные порты - Регенсбург, Вена, Братислава, Будапешт, Белград, Русе, Галац, Измаил. Дунай - международная река. Конвенцией о режиме судоходства на Дунае 1948 установлена свобода судоходства; плавание военных кораблей непридунайских стран запрещено; создана Дунайская комиссия (все придунайские государства) для обеспечения соблюдения конвенции.

Большая Советская Энциклопедия

Дунай

(греч. Ístros ≈ Истр; нем. Donau; венг. Duna; болг., серб. Дунав; чеш. Dunaj; рум. Dunărea), река в Европе, вторая по длине после Волги. Длина 2850 км, площадь бассейна 817 тыс. км2, общее падение 678 м. Д. берёт начало на восточных склонах Шварцвальда (в ФРГ), впадает в Чёрное море, образуя дельту. В бассейне Д. расположены полностью или частично Австрия, Болгария, Венгрия, Румыния, Югославия, Чехословакия, ФРГ, часть территории СССР, небольшая территория Швейцарии, Италии, Польши.

Физико-географический очерк. По характеру течения Д. делится на верхний, средний и нижний.

Верхний Д. (до Вены) ≈ типичная горная река, течёт в пределах Шварцвальда, Швабско-Баварского плоскогорья и сужения между Альпами и Чешским массивом. Узкая и глубокая долина реки имеет высокие и крутые склоны. Ширина русла до г. Ульма 20≈100 м, а ниже (до Вены) 100≈350 м, скорости течения 1≈2,8 м/сек; местами русло ограждено выправительными и защитными дамбами.

Средний Д. (от Вены до ущелья Железные Ворота) пересекает Среднедунайскую равнину. Долина здесь широкая (5≈20 км), пойменная, русло извилистое, разветвлённое, скорости течения 0,3≈1,1 м/сек. Местами река пересекает отдельные гряды и хребты, образуя долины прорыва (Венгерские Ворота, Вишеградский проход, Железные Ворота, Казане). На этих участках ширина долины 0,6≈1,5 км, поток местами суживается до 150 м, причём значительно увеличиваются глубины (до 15≈20 м, а в ущелье Казане ≈ до 70 м) и скорости течения (до 2,2≈4,7 м/сек). В результате регулировочных работ спрямлены излучины, отчленены протоки, произведено обвалование и т.д.

Нижний Д. (от Железных Ворот до устья) ≈ равнинная река, течёт по Нижнедунайской равнине, по дну широкой (7≈20 км) пойменной долины, разветвляется на многочисленные рукава и протоки; ширина реки местами достигает 1≈2 км, глубина в среднем ≈ 5≈7 м, скорости течения ≈ 0,5≈1 м/сек. На участке дельты (площадь 3500 км2) Д. делится на 3 главные рукава, или гирла: Килийское гирло, Сулинское гирло (главный судоходный) и Георгиевское гирло.

Д. имеет сложный режим; хорошо выражены три его фазы ≈ весеннего половодья, летних и осенних паводков, осенней и зимней межени. Весеннее половодье начинается в феврале≈апреле и на верхнем и среднем Д. продолжается до мая, а на нижнем Д. ≈ до июня. Оно, как правило, состоит из двух волн; первая образуется за счёт таяния снега на равнинах, вторая (смешанная) ≈ за счёт дождей и таяния снега в горах. Неравномерность снеготаяния и выпадения дождей в разных частях бассейна Д. обусловливает резкие колебания уровней воды. Если волны половодья или летних паводков на крупных притоках Д. ≈ Драве, Тисе, Саве ≈ совпадают во времени, на Д. образуется мощная общая волна, иногда вызывающая наводнения. Во 2-й половине лета происходит спад уровня, прерываемый небольшими подъёмами от дождевых паводков. В октябре и ноябре дожди являются причиной осенних паводков. В тёплые, с оттепелями, зимы наблюдаются высокие уровни; подъёмы нередко бывают связаны с заторными и зажорными явлениями, что приводит к выходу воды из берегов и затоплению прибрежных равнин. В холодные зимы уровни на Д. занимают наиболее низкое положение в году. Годовая амплитуда колебаний уровня воды Д. изменяется от 4,5≈5,5 м (Рени) до 6≈8 м (у Будапешта). В верхнем течении (у Регенсбурга) средний годовой расход воды ≈ 420 м3/сек, у Вены (среднее течение) ≈ 1900 м3/сек, в устье ≈ 6430 м3/сек (средний годовой сток около 203 км3). Наибольший расход в низовьях ≈ около 20 тыс. м3/ceк, наименьший ≈ 1800 м3/сек. Д. выносит в Чёрное море около 120 млн. т наносов и растворённых минеральных веществ в год. Замерзает Д. лишь в сравнительно холодные зимы (до 1,5 месяцев).

Д. принимает более 300 притоков, из которых 34 ≈ судоходны. Самые большие притоки справа ≈ Инн, Драва, Сава, Морава, слева ≈ Морава, Тиса, Олт, Сирет и Прут.

А. П. Муранов.

Экономико-географический очерк. Д. издавна играл большую роль в транспортных связях Центральной и Юго-Восточной Европы.

В послевоенные годы 2/3 всего течения реки приходится на территории социалистических стран. Быстрый рост экономики этих стран, углубление международного разделения труда, строительство на берегах Д. крупных промышленных предприятий (в Галаце, Брэиле, Смедереве, Будапеште, Дунауйвароше, Братиславе и др.) создало базу для значительного увеличения грузоперевозок (с 13,9 млн. т в 1937 до 46,7 млн. т в 1969, причём свыше 40 млн. т приходилось на социалистические страны) и флота.

Распределение по странам грузоперевозок и торгового флота (1969)

Страна

Объём грузопере- возок, тыс. т

Флот

всего

в том чис- ле между- народные

количест- во единиц

общая гру- зоподъём- ность,

тыс. т

СССР ┘┘┘┘┘┘┘┘┘....

Румыния ┘┘┘┘┘┘┘.....

Болгария ┘┘┘┘┘┘┘....

Югославия ┘┘┘┘┘┘┘..

Венгрия ┘┘┘┘┘┘┘┘...

Чехословакия ┘┘┘┘┘┘

Австрия ┘┘┘┘┘┘┘┘...

ФРГ ┘┘┘┘┘┘┘┘┘......

11989

5917

4787

7997

8326

3514

1916

2240

7981

1679

664

1018

1155

1334

1232

1463

626

1104

241

1185

461

219

287

115

727

397

194

619

267

198

223

74

Всего ┘┘┘┘┘┘┘┘.......

46686

16527

4238

2699

В структуре грузоперевозок первое место занимает рудное и нерудное сырьё, включая железную руду, а также лом (56%), затем идут цемент (11,5%), твёрдое минеральное топливо (9,8%), нефть, нефтепродукты (11,3%), металлы, удобрения, древесина. На судоходной части Д. (ниже г. Регенсбурга) насчитывается более 100 портов и пристаней. Грузооборот крупнейших из них в 1969 составлял (млн. т): Рени ≈ 8,3; Измаил ≈ 5,3; Будапешт ≈ 4,2; Линц ≈ 4,3; Белград ≈ 4,9. В том же году по Д. было перевезено 4,6 млн. пассажиров.

Придунайскими социалистическими странами разработан проект комплексного использования гидроресурсов Д., теоретический потенциал которых оценивается в 73 млрд. квт╥ч. На Д. намечается создать 11 гидроузлов общей мощностью свыше 5,7 млн. квт. Крупнейший из них (2,1 млн. квт) сооружается Румынией и Югославией при технической помощи Советского Союза в ущелье Железные Ворота (первые 2 агрегата вступили в строй в 1970). На австрийском участке Д. сооружается каскад из 14 ГЭС. Широко используются гидроресурсы притоков Д. ≈ Вага, Дравы, Тисы, Искыра, Арджеша и др.

Воды Д. и его притоков используются для орошения засушливых территорий, особенно в Болгарии, Румынии, Венгрии и Югославии, для водоснабжения городов и промышленных центров. Среднегодовой улов рыбы в Д. составляет 550≈650 тыс. ц, основной улов приходится на нижний Д. В дельте Д. на площади 300 тыс. га ≈ большие запасы камыша, используемого для производства целлюлозы (Брэила).

Перспективы судоходства на Д. связаны как с сооружением гидроузлов и достижением гарантированных глубин (3≈3,5 м), так и с постройкой каналов, которые должны соединить Д. с бассейном Рейна, Эльбы и Одры.

В. П. Максаковский.

Правовой режим. Д. является международной рекой, правила пользования которой устанавливаются специальными международными соглашениями. Выделяются 3 этапа регулирования проблемы Д.: период двусторонних договоров (1774≈1856), период многосторонних соглашений с участием недунайских государств (1856≈1945) и демократический статут Д. после 2-й мировой войны. Важнейшее значение для установления режима Д. имел Кючук-Кайнарджийский договор (трактат), заключённый между Россией и Турцией в 1774, по которому Россия получила право судоходства в нижнем Д. По мирным договорам, заключённым Россией и Турцией в 1812, 1826 и 1829, Россия получила полный контроль над основными дунайскими рукавами (Килийским, Сулинским и Георгиевским) и над судоходством по нижнему Д. Англо-австрийские и русско-австрийские конвенции 1838 и 1840 выдвинули принцип свободной навигации по Д.

Этап регулирования в порядке многосторонних соглашений начался с Крымской войны 1853≈56 . На основе Парижского трактата 1856 была создана Европейская дунайская комиссия, в состав которой вошли Австрия, Россия и ряд недунайских государств (Франция, Великобритания, Пруссия, Сардиния, Турция). Практически эта комиссия, ставшая орудием господства неприбрежных держав на Д., действовала до 1-й мировой войны. Комиссия имела свой флаг, свою администрацию, флот, полицию, суд, она могла запрещать придунайским странам строительство портовых и гидротехнических сооружений и т.д.

После окончания 1-й мировой войны 1914≈18 империалистические государства повели борьбу за сохранение привилегий в контроле над Д. Специальная конференция по выработке статута Д. была созвана в августе 1920 в Париже, на ней были представлены главным образом недунайские государства (Советская Россия к конференции не была допущена). 23 июля 1921 были приняты конвенция и заключительный протокол о режиме судоходства на Д., а также решение о создании двух комиссий, ставших органами контроля над судоходством по Д. Для так называемого морского Д. (от устья до Ульма) была вновь создана Европейская дунайская комиссия в составе Франции, Великобритании, Италии и Румынии, для части Д. между Ульмом и Брэилой и сети речных путей, объявленных международными, была образована Международная дунайская комиссия, в состав которой вошли представители прибрежных стран (Германии, Австрии, Венгрии, Чехословакии, Югославии и Румынии) и неприбрежных держав (Великобритании, Италии и Франции). Советская Россия была устранена от участия в обеих комиссиях. Дунайские комиссии обладали широкими полномочиями и не считались с суверенными правами прибрежных государств; создание их содействовало усилению влияния империалистических государств на Д. В 1936 Германия вышла из состава Международной дунайской комиссии, а после захвата Германией Австрии (1938) и Чехословакии (1938≈1939) представители этих государств также вышли из состава комиссии.

После 2-й мировой войны 1939≈45 вопрос о режиме Д. поднимался на Потсдамской конференции, на сессиях Совета министров иностранных дел , на Парижской конференции 1946. Новый демократический статут судоходства был выработан на Белградской конференции 1948, в которой приняли участие представители придунайских государств (СССР, УССР, Румынии, Болгарии, Чехословакии, Венгрии, Югославии), а также представители США, Великобритании и Франции, как члены Совета министров иностранных дел, с совещательным голосом участвовала Австрия. На конференции была выработана новая Конвенция о режиме судоходства на Д. (подписана 18 августа 1948, вступила в силу 11 мая 1949). Представители Великобритании, США и Франции, стремившиеся к восстановлению положений Конвенции 1921, отказались подписать Конвенцию 1948. В соответствии с Конвенцией 1948 была создана единая Дунайская комиссия в составе представителей придунайских государств; управление и контроль над судоходством по Д. принадлежит непосредственно придунайским странам. В компетенцию Дунайской комиссии входит контроль за исполнением Конвенции 1948, установление единой системы навигационной обстановки, унификация правил речного и санитарного надзора, составление общего плана основных работ в интересах судоходства на базе предложений придунайских стран и специальных речных администраций и т.д. Конвенция 1948 о режиме судоходства на Д. обеспечивает суверенные права придунайских государств и в то же время учитывает интересы и других стран, пользующихся Д. для перевозок.

К. П. Вощенков.

Лит.: Валесян Л. А., География гидроэнергоресурсов и гидроэнергетики зарубежных придунайских стран, Ер., 1959; Вагин Н. Ф., Карминский М. С., Река Дунай, Л., 1960; Дунай и дунайское судоходство, М., 1962; Максаковский В. П., Большой Дунай, М., 1963; Гидрологический справочник реки Дунай. 1921≈1960, Будапешт, 1965; Гидрологический ежегодник реки Дунай за 1969, Будапешт, 1970; Статистический бюллетень Дунайской комиссии за 1969, Будапешт, 1969; Протоколы Дунайской комиссии, т. 1≈27, Будапешт, 1951≈69; Routier du Danube, Galatz, 1953; Даков В., Река Дунав и нейното стопанско значение за България, София, 1964; Логунов В. Д., Современный международно-правовой режим Дуная, М., 1958; Кейлин А. Д., Актуальные вопросы современного международного морского и речного права, в сб.: Советский ежегодник международного права. 1962, М., 1963, с. 78≈109.

Википедия

Дунай

Дуна́й , «интернациональная» река, самая длинная река на территории Европейского Союза. Длина — 2960 км.

Берёт исток в горах Шварцвальда в Германии. Дунай протекает по территории или является границей десяти государств: Германия , Австрия , Словакия , Венгрия , Хорватия , Сербия , Болгария , Румыния , Украина и Молдавия ; проходит через такие столицы Центральной и Юго-Восточной Европы как Вена , Братислава , Будапешт и Белград . Помимо этих десяти стран в бассейне Дуная находятся те или иные территории ещё девяти европейских государств. Река впадает в Чёрное море , образуя дельту на границе Румынии и Украины; румынская часть этой дельты внесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Дунай (значения)

Дуна́й — многозначный топоним.

Дунай (тип речных судов)

«Дунай» (проект 305) — серия средних речных грузопассажирских теплоходов , предназначенных для работы на туристических и транспортных линиях. Строились в Венгрии на заводе Obuda Hajogyar Budapest по заказу СССР в 1959  — 1967 годах . Всего было построено 49 судов проекта 305. Суда этого типа получали названия в честь рек СССР, однако позднее некоторые из них были переименованы.

В начале XXI века часть теплоходов продолжает работу, часть же уже списана. Некоторые суда переоборудованы для использования под гостиницы.

Теплоходам проекта 305 практически идентичны суда проекта 860 .

Дунай (Приморский край)

Дуна́й — посёлок городского типа , входящий в состав ЗАТО Фокино ( Россия , Приморский край ).

Посёлок расположен на берегу бухты Стрелок залива Петра Великого .

Дунай (радиолокационная станция)

«Дунай» — название семейства советских радиолокационных станций дальнего обнаружения , входивших в состав системы противоракетной обороны ( ПРО ) А-35 , а также в её опытную и модифицированную версии.

Дунай (посёлок, Всеволожский район)

Дуна́й — посёлок в Морозовском городском поселении Всеволожского района Ленинградской области .

Дунай (Буда-Кошелёвский район)

Дунайпосёлок в Кривском сельсовете Буда-Кошелёвского района Гомельской области Беларуси .

Дунай (Речицкий район)

Дунай — деревня в Борщевском сельсовете Речицкого района Гомельской области Беларуси .

Дунай (платформа)

Дуна́й — платформа (в прошлом — разъезд ) Ириновского направления Октябрьской железной дороги на 16-м километре линии Мельничный Ручей  — Невская Дубровка . Расположена на перегоне Кирпичный Завод  — Петрокрепость , между платформами Радченко и 19 км , во Всеволожском районе Ленинградской области . Была электрифицирована в 1969 году. Рядом располагаются одноимённый посёлок и садоводческий массив Дунай .

Дунай (садоводческий массив)

Дуна́й — садоводческий массив во Всеволожском районе Ленинградской области , рядом с железнодорожной платформой Дунай Ириновского направления Октябрьской железной дороги .

Дунай (Ленинградская область)

Дунай:

  • Дунай  — посёлок
  • Дунай  — остановочный пункт
  • Дунай  — садоводческий массив
Дунай (приток Нырзы)

Дунай — река в Пинежском районе Архангельской области , левый приток реки Нырза (бассейн Пинеги и Северной Двины ).

Дунай течёт с юга на север. Река замерзает в конце октября — ноябре, вскрывается в конце апреля — мае. Питание смешанное, с преобладанием снегового.

Дунай (Вологодская область)

Дунай — деревня в Нюксенском районе Вологодской области .

Входит в состав Нюксенского сельского поселения , с точки зрения административно-территориального деления — в Березовский сельсовет.

Расстояние до районного центра Нюксеницы по автодороге — 23 км. Ближайшие населённые пункты — Олешковка , Березово , Устье-Городищенское .

По переписи 2002 года население — 61 человек (27 мужчин, 34 женщины). Всё население — русские .

Дунай (плато)

Плато Дунай  — рифтовая столовая гора на поверхности спутника Юпитера Ио , расположенная на ведомом полушарии, по координатам 22,73° ю.ш. 102,56° в.д., к юго-западу от вулкана Пеле . Официальное название Дунаю дал Международный астрономический союз , в 1985 году.

Примеры употребления слова дунай в литературе.

В район между озером Балатон и Дунаем подходили подкрепления противника.

Она имела своей задачей: после подхода резервов с запада перейти в наступление по обеим сторонам озера Балатон с целью овладеть правым берегом Дуная, укрепить южный фланг Восточного фронта и прикрыть нефтеносные районы.

Капитан Королев и лейтенант Беляев, слетав на разведку, доложили, что все мосты и переправы через Дунай северо-восточнее Вены забиты гитлеровцами, пытающимися выбраться из города и окружения.

Мескирх -- небольшой городок, расположенный между Боденским озером, Швабской Юрой и верхним течением Дуная, в небогатой, а в прошлом и просто бедной местности на границе исторических областей расселения алеманнов и швабов.

Константин, узнав, что племя болгар поселилось за Дунаем на Огле и совершает набеги на селения, прилегающие к Дунаю, был очень обеспокоен.

Дунае участвовали в разгроме каких-то причерноморских кочевников во главе с бывшим боспорским царем.

Переправившись через Босфор я Дунай, он хотел вторгнуться в земли северного Причерноморья, которые, по его убеждению, были родиной скифов-кочевников, угрожавших его северным и северо-восточным границам.

Моисей Бранкович, он же епископ Матей, был митрополитом Енопольским, и орех, который он бросал в Дунай, всегда быстрее других попадал в Черное море.

Говорят, что погиб он так: вместе с несколькими всадниками Бранкович случайно налетел вблизи Дуная на турецкий отряд.

Едисан, или Западный Ногай, между Бугом и Днестром и большая часть Бессарабии, или Буджака, между Днестром и Дунаем.

Теперь визави Атанариха по ту сторону Дуная был неотесаный вояка по имени Валент - повелитель Восточной Римской империи.

У меня не было времени посетить города и местности, лежащие ниже по реке: Валахию, Молдавию, знаменитые Железные Ворота, Видин, Никополь, Рущук, Силистру, Браилов, Галац и те гирла, или те три рукава, которыми Дунай впадает в Черное море.

Он снова вернулся на Дунай, а оттуда во главе шеститысячного войска пошел на Галицкое княжество.

Старик говорил об одном из тех набегов, частых при императоре Галлиене, когда северяне, в их числе и вези, нахаживали за Дунай.

В троицын день, вытянувшись вереницей, шумный табор направился на берег Дуная, а мы всей гурьбой повалили следом.

Источник: библиотека Максима Мошкова