Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Вопросы к слову дзэн в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

дзэн

ДЗЭН (япон. от санскр. дхьяна - медитация, сосредоточение, созерцание), чань (кит.), одна из школ буддизма. Возник в Китае в 5-6 вв., с 12-13 вв. получил распространение в Японии, где существует до настоящего времени. Основателем считается индийский миссионер Бодхидхарма (6 в.). Для Дзэн характерны критическое отношения к тексту как средству передачи истинного знания, вера в возможность обретения "просветления" (у, сатори) посредством размышления над бессмысленным с позиции логики диалогом (вэнь-да, мондо) или вопросом (гунань, коан), элементы интуитивизма. С сер. 20 в. приобрел популярность среди западной интеллигенции (в рамках контркультуры). ДЗЮБА Иван Михайлович (р. 1918) летчик-испытатель, Герой Советского Союза (1942). Во время Великой Отечественной войны совершил 238 боевых вылетов, сбил 12 самолетов противника. С 1943 на испытательной работе, один из первых освоил технику пилотирования реактивных самолетов. Обучал космонавтов: Юрия Гагарина, Германа Титова и др.

Большая Советская Энциклопедия

Дзэн

одно из течений дальневосточного буддизма . Само слово «Д.» ≈ японское произношение китайской иероглифической транскрипции санскритского термина дхьяна (медитация, самоуглубление), китайское произношение ≈ чань. Д. сложился в Китае в 6≈7 вв. под сильным влиянием даосизма , у которого Д. заимствовал пренебрежение к знанию, убеждение в том, что истина не выразима в словах и её можно постичь лишь путём внутреннего скачка, освободив сознание не только от проторённых путей, которыми движется мысль, но и от мысли вообще. Для Д. характерны отказ от установленных норм разумного и морального, любовь к парадоксу, интуитивизм, непосредственность. Основа понятийного и художественного языка Д. ≈ лаконичный намёк и ритмическая пауза. На первое место выдвигается импровизация, действие по наитию, без плана. Эти черты Д. могут быть поняты как выражение «свободы духа» в обществе, где свободное мыслимо только как нечаянное, необдуманное, юродское.

Первым патриархом Д. в Китае считается индийский проповедник Бодхидхарма (начало 6 в.), но решающую роль сыграли шестой патриарх Хуэй-нэн (638≈713), а также Шэнь-сю (605≈706). Период расцвета Д. в Китае продолжался до 9 в.; в Японии Д. появился в 12≈13 вв.; он продолжает оказывать серьёзное воздействие на культуру и идеологию вплоть до настоящего времени. Д., в котором творческий акт интерпретируется как религиозный, оказал огромное влияние на китайскую живопись, каллиграфию и поэзию и на японскую культуру, особенно начиная с периода Муромати (14≈16 вв.).

Своеобразный (вульгаризированный) вариант Д. процветает среди битников, понимающих Д. как идеологию отказа от цивилизации.

Лит.: Померанц Г., Дзэн и его наследие, «Народы Азии и Африки», 1964, ╧ 4; Завадская Е. В., Пятигорский А. М., Отзвуки культуры Востока в произведениях Дж. Д. Сэлинджера, там же, 1966, ╧ 3; Suzuki D. Т., Essays in Zen Buddhism, ser. 1≈3, L., 1953; Watts A., Way of Zen, N. Y., 1957; Blyth R. Н., Zen and zen classics, v. 1≈5, Tokyo, 1960≈66.

Г. С. Померанц.

Википедия

Дзэн

Дзэн, дзен (от ; , дхья́на — «созерцание», чань , сŏн) — одна из важнейших школ китайского и всего восточно-азиатского буддизма , окончательно сформировавшаяся в Китае в V—VI веках под большим влиянием даосизма и являющаяся доминирующей монашеской формой буддизма Махаяны в Китае , Вьетнаме и Корее . В широком смысле дзэн — это школа мистического созерцания или учение о просветлении , появившееся на основе буддийского мистицизма . В более узком смысле дзэн иногда рассматривается как одна из влиятельных школ буддизма в Японии , имеющая свою национальную специфику и пришедшая из Китая в конце XII века . Кроме того, под дзэн понимают практику дзэнских школ, также обозначаемую понятием « дхьяна » и являющуюся наиболее важной частью буддийской практики.

Учение дзэн пришло из Индии в Китай, куда его принёс Бодхидхарма , и получило дальнейшее распространение на Дальнем Востоке ( Китай , Вьетнам , Корея , Япония ). Традиции китайского чань , японского дзэн, вьетнамского тхиен и корейского сон развивались во многом самостоятельно и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты в учении и стиле практики. Японский дзэн представлен несколькими школами: Риндзай , Обаку , Фукэ и Сото . Японскому дзэн принадлежит около 20 % буддийских храмов в Японии.

Примеры употребления слова дзэн в литературе.

Именно здесь нашли выражение религиозно-философские взгляды японцев, которые отнюдь не ограничивались учением Дзэн, связав в единое целое анимистические представления Синто о мириадах божеств-ками живой природы, о неразрывной даосской триаде Небо-Земля-Человек, об универсальном буддийском законе кармы.

За это время были опробованы методы дзэн, даосский метод применительно к упражнениям тайцзицюань, различные методы цигун при непосредственных занятиях с китайскими преподавателями ушу Лян Шаоцанем и Чэнь Жуцином, аутогенная тренировка по методу Шульца.

Основатель школы Сото -- Догэн развивал в практике дзэн сидячую медитацию -- дзадзэн.

Сверкающие созвездия, сморщенная серая кора деревьев, золотистый глаз лягушки, настойчивые вертикали снежной бури, богатая краснота песка пустыни на восходе, темно-розовый сосок на бледно-розовой груди, переливчатая чешуя вспугнутой в пруду золотой рыбки, толстые громады небоскребов на фоне летнего неба, броская игуана, застывшая в чаще джакаранды, ослепительные сполохи сияния, острые искры сварочной дуги, умирающий красный цвет заката, разлитый на небоскребах Манхэттена, белая пена в голубом потоке воды, улыбающиеся камни сада Дзэн, океан, горы, прерии, пена.

Для молодого архитектора вы неплохо знаете дзэн и поэзию, мадемуазель Ананда, - хмыкнул кардинал Мустафа, явно пытаясь смягчить тон.

Как дзэн не имеет отношения к религии, но сам есть религия, так и Связующая Бездна не имеет отношения к состоянию рассудка, но сама есть состояние рассудка.

Йоги, где состояние остановленного сознания существует только в период статической медитации, практика Дзэн предполагает постоянную медитацию в процессе обычной жизнедеятельности.

В сравнении со школой Цяо-Дун, которая, как и классическая Йога, предполагает длительную работу над развитием способностей управлять своим сознанием, школа Линь-Ци привлекает последователей Дзэн кажущейся простотой и эффективностью.

Многие из практиковавших Дзэн разочаровались в нем, не получив немедленно положительных результатов.

Йоги, религиозного настроя, требующих длительного целенаправленного совершенствования самосознания, Дзэн позволяет достичь той же цели посредством отказа от собственного мышления практически мгновенно.

Исследованием взаимоотношений сознательного и бессознательного в человеке, феномена Дзэн занимались многие видные философы и психиатры: Д.

Юнг, но не только не смогли дать ему рациональное объяснение, даже описание самого метода Дзэн средствами интеллектуального мышления оказалось невозможным.

Читатель может самостоятельно убедиться, ознакомившись с работами этих исследователей Дзэн, что познать иррациональное рациональными методами невозможно.

Согласно понятиям математической логики, Дзэн нужно описывать в той системе координат, в которой он является рациональным.

Но разобраться самостоятельно в хитросплетениях базовых понятий Буддизма и парадоксальной практики Дзэн читателю будет непросто.

Источник: библиотека Максима Мошкова