акмеизм в словаре кроссвордиста
акмеизм
- Течение в русской поэзии
- Течение в русской поэзии серебряного века
- Спортивная блузка к джинсам
- Течение в русской поэзии начала XX в. (С. Городецкий, М. Кузмин, ранние Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам)
- Литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова
- Модернистское течение русской поэзии нач. 20 века
- Модернистское течение в русской литературе начала 20 века, представители которого, противопоставляя себя символистам, стремились к предметно-конкретному, детальному изображению мира, к возвращению слову его первоначального, не символического, значения
- В русской литературе XX века: течение, провозгласившее освобождение от символизма
- Течение в русской поэзии 1910-х годов
- Направление в русском декадансе
- Модернистское течение в русской поэзии начала 20 в
- Модернистское течение русской поэзии нач. 20 в
- Поэтическая эстетика первобытности
- Течение в русской поэзии нач. 20 в. (С. Городецкий, М. Кузмин, ранние Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам)
- В русской литературе 20 века:течение,провозгласившее освобождение от символизма
- Течение Николая Гумилева
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
акмеизма, мн. нет, м. (от греч. akme - вершина) (лит.). Одно из направлений в русской поэзии в десятых годах 20-го в., противопоставлявшее себя символизму.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-а, м. В русской литературе 20 в.: течение, провозгласившее освобождение от символизма.
прил. акмеистский, -ая, -ое.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. Модернистское течение в русской литературе начала XX в., представители которого, противопоставляя себя символистам, стремились к предметно-конкретному, детальному изображению мира, к возвращению слову его первоначального, не символического, значения.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
АКМЕИЗМ (от греч. akme - высшая степень чего-либо, цветущая сила) течение в русской поэзии 1910-х гг. (С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к "идеальному", от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии "естества"), точному значению слова. "Земной" поэзии акмеизма свойственны отдельные модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности или к поэтизации чувств первозданного человека.
Большая Советская Энциклопедия
(франц. acmēisme, от греч. akmē ≈ высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии начала 20 в., сложившееся в условиях кризиса буржуазной культуры и выразившее декадентское умонастроение (см. Декадентство ).
А. возник как реакция на символизм . Представители А., объединившиеся в группу «Цех поэтов» и выступавшие в журнале «Аполлон» (1909≈17), возражали против ухода поэзии в «миры иные», в «непознаваемое», против многосмысленных и текучих поэтических образов. Декларируя предпочтение реальной, земной жизни и возвращение поэзии к стихии «естества», акмеисты, однако, воспринимали жизнь внесоциально и внеисторически. Человек выключался из сферы общественной практики. Акмеисты противопоставляли социальным конфликтам эстетское любование мелочами жизни, вещами (М. Кузмин), предметным миром, образами прошлой культуры и истории (О. Мандельштам, сборник «Камень», 1913), поэтизацию биологического начал бытия (М. Зенкевич, В. Нарбут). Апология «сильной личности» и «первобытных» чувств, присущая ранней поэзии Н. Гумилева, оставляла его в рамках антидемократического, индивидуалистического сознания.
В послереволюционные годы «Цех поэтов» как литературная школа прекратил своё существование. Творчество наиболее известных поэтов, причисляемых к А., ≈ А. Ахматовой , О. Мандельштама , Н. Гумилева, отчасти М. Кузмина ≈ уже к середине 1910-х гг. вышло за рамки акмеистских деклараций и обрело индивидуальные судьбы.
══Лит.: Блок А., «Без божества, без вдохновенья». Собр. соч., т. 6, М.≈Л., 1962; [Манифесты акмеистов], «Аполлон», 1913, ╧ 1; Кузмин М., О прекрасной ясности, там же, 1910, ╧1; Михайловский Б., Русская литература 20 в., М., 1939; Волков А., Очерки русской литературы конца 19 и начала 20 вв., М., 1955; Орлов В., На рубеже двух эпох, «Вопросы литературы», 1966, ╧ 10; Жирмунский В., О творчестве Анны Ахматовой, «Новый мир», 1969, ╧ 6; История русской поэзии, т. 2, Л., 1969.
И. С. Правдина.
Википедия
Акмеи́зм («Адами́зм») — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России . Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Акмеизм — это культ конкретности, «вещественности» образа, это — «искусство точно вымеренных и взвешенных слов». 19 декабря 1912 года впервые публично оглашена программа акмеизма. Произошло это событие в кабаре «Бродячая собака» в Петербурге.
Становление акмеизма тесно связано с деятельностью « Цеха поэтов », оппозиционной « Академии стиха », центральными фигурами которого являлись основатели акмеизма Николай Гумилёв , Анна Ахматова и Сергей Городецкий .
Современники давали термину и иные толкования: Владимир Пяст видел его истоки в псевдониме Анны Ахматовой , по-латыни звучащем как «akmatus», некоторые указывали на его связь с греческим «akme» — «остриё».
Термин «акмеизм» был предложен в 1912 Николаем Гумилёвым и Сергеем Городецким : по их мнению, на смену переживающему кризис символизму идёт направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым вершинам творческих достижений.
Название для литературного течения, по свидетельству Андрея Белого , было выбрано в пылу полемики и не являлось вполне обоснованным: об «акмеизме» и «адамизме» в шутку заговорил Вячеслав Иванов , Николай Гумилёв подхватил случайно брошенные слова и окрестил акмеистами группу близких к себе поэтов.
Особенности акмеизма:
- Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления;
- Предназначение искусства — в облагораживании человеческой природы;
- Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений;
- Ясность и точность поэтического слова , камерность, эстетизм;
- Идеализация чувств первозданного человека ;
- Отчетливость, определенность образов ;
- Изображение предметного мира, земной красоты.
Примеры употребления слова акмеизм в литературе.
Конечно, в этих формулировках отразился не весь акмеизм, а исходная точка его развития.
Гумилев объявил акмеизм органично-достойным и законным наследником лучшего, что дал символизм, но имеющего собственные духовно-эстетические основания - верность живописно-зримому миру, его пластической предметности, повышенное внимание к стихотворной технике, строгий вкус, цветущая праздничность жизни.
Кузьмин - Караваев выступили в Обществе ревнителей художественного слова, заявив об отделении акмеизма 01 символизма.
Еще с военных времен я полюбил замечательного поэта, так страшно погибшего в застенках Петроградского Большого Дома, главу российского акмеизма Николая Степановича Гумилева.
Забавно, что я потом действительно получил несколько негодующих писем чистоплюев - любителей акмеизма - с выражением возмущения по поводу замены звезды на планету.
Это было время, когда литературная жизнь столицы переживала повальное увлечение модернизмом всех оттенков: от агонизирующего символизма до акмеизма и футуризма, дебютировавших на литературной арене.
При таком широком понимании акмеизма Мандельштам мог считать себя акмеистом до конца жизни.
Модернизм, включающий здесь футуризм, акмеизм, имажинизм и другие школы начала века -- понятие фасеточное.
Следовательно, именно гумилевская эстетика должна была проецироваться на все представления акмеизма об эстетической природе литературы.
Источник: библиотека Максима Мошкова