Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

ярослав в словаре кроссвордиста

ярослав

Энциклопедический словарь, 1998 г.

ярослав

ЯРОСЛАВ (Георгий, Юрий) Владимирович МУДРЫЙ (около 980 ? - 20 февраля 1054 ?) великий князь киевский (с 1019). Происхождение. Семья. Сын великого киевского князя Владимира I Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Женат на дочери шведского конунга Олава, Ингигерде. Поскольку в древнерусских источниках упоминаются два имени жены Ярослава - Ирина и Анна, есть основания считать, что либо Ингигерда, получившая при крещении имя Ирины, была одной из жен Ярослава, либо Ирина-Ингигерда перед смертью постриглась в монахини, приняв иноческое имя Анна (под этим именем она канонизирована Русской православной церковью как первая княгиня, принявшая постриг перед смертью). Первый период жизни Ярослава Мудрого связан с борьбой за киевский престол. По достижении Ярославом зрелого возраста отец посадил его ростовским князем, а около 1013 после смерти Вышеслава (старшего сына Владимира Святославича) Ярослав становится новгородским князем. В 1014 отказ Ярослава платить дань Киеву вызвал гнев отца и повлек за собой приказ готовиться к походу на Новгород. Но 15 июля 1015 Владимир Святославич скоропостижно скончался, не успев осуществить свой план. Борьба с братьями. По версии событий, нашедшей отражение в "Повести временных лет", киевский престол захватил туровский князь Святополк I Окаянный, сводный брат Ярослава Владимировича. Желая устранить возможных соперников, Святополк убивает братьев, князей ростовского Бориса, муромского Глеба древлянского Святослава; пытается убить и Ярослава, но его вовремя предупреждает об опасности сестра Предслава. По другой версии, в крови братьев был повинен не Святополк, а Ярослав, что подтверждается некоторыми западноевропейскими источниками. Заручившись поддержкой новгородцев, Ярослав в декабре 1015 в битве под Любечем одерживает победу над Святополком и захватывает Киев. Но Святополк не смирился с поражением, и в 1018 он вместе со своим тестем, польским королем Болеславом Храбрым, вторгся в пределы Руси. На этот раз удача сопутствовала Святополку, который сумел нанести поражение Ярославу в сражении при Буге и отбить Киев. Ярослав бежал в Новгород, откуда намеревался отправиться в Скандинавию. Но новгородцы порубили княжеские ладьи и вынудили Ярослава продолжить борьбу. В битве на Альте в 1018 Святополк потерпел сокрушительное поражение, и Ярослав вновь занял Киев. После победы над Святополком Ярослав начал борьбу с другим своим братом тмутараканским князем Мстиславом, также предъявлявшим права на киевский престол. В сражении под Лиственом в 1024 победа была на стороне Мстислава, но он разрешил Ярославу княжить в Киеве. Все же Ярослав не решился принять предложение брата и продолжал оставаться в Новгороде, направив в Киев своих посадников. В 1025 по заключенному у Городца мирному договору Ярослав получил Русскую землю на запад от Днепра, с центром в Киеве, а Мстислав восточную часть, с Черниговом. Лишь после смерти Мстислава в 1035 Ярослав становится "самовластцем" на Руси. Ярослав-просветительПосле Лиственской битвы деятельность Ярослава в основном связана с просветительством и христианизацией Руси. Возможно, одной из причин отказа Ярослава от привычной для князя военной деятельности стала тяжелая травма, полученная им во время борьбы с братьями: обследование останков Ярослава показало, что у него была перерублена нога, из-за чего князь должен был сильно хромать и в конце жизни вряд ли мог обходиться без посторонней помощи. В 1036-37 по его приказу были построены мощные крепостные укрепления ("город Ярослава"), Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения, храм св. Софии, а также основаны монастыри св. Георгия и Ирины. Прообразами этих построек были архитектурные сооружения Константинополя и Иерусалима; они призваны были символизировать перемещение в Киев центра православного мира. Завершение строительства совпало с созданием "Слова о Законе и Благодати", которое было произнесено 25 марта 1038. Тогда же была написана первая русская летопись - т.н. Древнейший свод. В "Повести временных лет" содержится похвальный отзыв о просветительской деятельности Ярослава. По свидетельству летописи, князь позаботился о переводе на русский язык многих греческих книг, которые составили основу библиотеки, созданной им в храме Софии Киевской. Ярославу приписывается также составление первого русского законодательного акта "Русской Правды". Внешняя политика Ярослава в последние годы жизниВ области внешней политики Ярослав добивался укрепления международного авторитета Древнерусского государства. По его инициативе новгородский князь Владимир I Ярославич 1043 предпринял последний крупный поход Руси на Византию, однако закончившийся неудачей. Около 1050 в Киеве был поставлен первый митрополит из русских - Иларион, отстаивавший независимость русской епархии от Константинополя. Кроме того, многие дети Ярослава были связаны семейными узами с представителями правящих династий Центр. и Зап. Европы. Летописные данные по поводу смерти Ярослава противоречивы; считается, что он скончался 20 февраля 1054, однако, многие исследователи называют иные даты. Перед смертью Ярослав завещал киевский престол старшему из оставшихся в живых сыновей, новгородскому князю Изяславу, наказывая сыновьям жить в мире. Прозвище "Мудрый" закрепилось за Ярославом в официальной российской историографии лишь во второй половине 19 века. Литература: Ильин Н. Н. Летописная статья 6523 года и ее источники: Опыт анализа. М.: Изд-во АН СССР, 1957. Янин В. Л. Таинственный XI век // Знание-сила. 1969. No3. Костомаров Н. И. Великий князь Ярослав Владимирович // Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М. Книга, 1990. Кн. 1. С. 9-21. Филист Г. М. История "преступлений" Святополка Окаянного. Минск, 1990. И. Н. Данилевский.

Большая Советская Энциклопедия

Ярослав

(Jarosław), город на Ю.-В. Польши, в Пшемысльском воеводстве, на р. Сан. 32,9 тыс. жителей (1977). Трикотажная, пищевая, стекольная промышленность.

Википедия

Ярослав

Яросла́в — мужское славянское имя . Одно из немногих славянских имён, принятых РПЦ . В настоящее время распространено в России , на Украине , в Чехии , Словакии и Польше . От имени князя Ярослава произошло название городов Ярославль и Ярослав .

Существует два допустимых варианта отчества: Ярославич и Ярославович, Ярославна и Ярославовна. Производные формы имени — Ярославка; Слава, Славуня; Славуся; Рося

От этого имени произошла фамилия Ярославов .

Ярослав (город)

Яро́слав (, , древнее русское название Ярославль) — город в Польше , входит в Подкарпатское воеводство , Ярославский повят . Занимает площадь 34,46 км². Население 40 523 человек (на 2004 год ). Стоит на реке Сан .

Ярослав (гмина)

Ярослав — сельская гмина в Польше , входит как административная единица в Ярославский повят , Подкарпатское воеводство . Население 12 669 человек (на 2004 год ).

Ярослав (значения)

Ярослав — мужское имя славянского происхождения.

Ярослав (герб)

Ярослав — польский дворянский герб .

Ярослав (линейный корабль, 1784)

«Ярослав» — 74-пушечный парусный линейный корабль Балтийского флота России. Один из девятнадцати кораблей одноимённого типа. Был заложен а на Соломбальской верфи Архангельска , спущен на воду а. Строительство велось корабльным мастером Михаилом Дмитриевичем Портновым .

Корабль принимал участие в войне с Швецией 1788—1790 годов и войне с Францией 1792—1797.

Ярослав (Габро)

Ярослав Иванович Габро (; 31 июля 1919 , Чикаго , Иллинойс , США — 28 марта 1980 , Чикаго ) — первый епископ чикагский Украинской грекокатолической церкви с 14 июля 1961 года по 28 марта 1980 год .

Ярослав (князь опольский)

Ярослав (, между 1143 и 1160 — 22 марта 1201) — опольский князь (с 1173), епископ Вроцлавский (с 1198).

Ярослав был старшим сыном силезского князя Болеслава Долговязого от его первой жены Звениславы-Анастасии . Семья была изгнана из Польши, и Ярослав вырос в Альтенбурге в Священной Римской империи.

В 1163 году император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса смог уговорить Болеслава Кудрявого вернуть Силезию детям Владислава Изгнанника , куда вернулся Болеслав Долговязый с семьёй. Однако вторая женитьба Болеслава — на немке Кристине — резко изменила статус Ярослава: мачеха стала интриговать в пользу собственных детей, и Ярослав был принуждён избрать духовную карьеру.

Ярослав не смирился с тем, что его лишают наследство, и начал борьбу при поддержке своего дяди Мешко Плясоногого . Вскоре ему предоставилась возможность восстановить свои права. В 1172—1173 годах Болеслав Долговязый в результате гражданской войны был изгнан в Эрфурт . В результате вмешательства императора Фридриха Барбароссы Болеславу была возвращена Нижняя Силезия, однако он был принуждён выделить Рациборжское княжество для Мешко, и Опольское княжество — для Ярослава.

В 1195 году Ярослав поддержал своего дядю Мешко III в битве у Мозгавы . В 1198 году Ярослав согласился на духовную карьеру и был избран епископом Вроцлавским. Признаком его примирения с отцом служат отчеканенные в то время монеты, на которых помещены рядом имена их обоих.

Ярослав умер в 1201 году, когда ещё был жив его отец. Так как у него самого наследников не было, то Опольское княжество вернулось к Болеславу.

Категория:Князья Опольские Категория:Силезские Пясты

Примеры употребления слова ярослав в литературе.

Характерное место Повести о нравах и обычаях русских славян он пополнил извлечением из Амартола о нравах сириян, вактириян и других народов и к ним от себя прибавил заметку о половцах, о которых неизвестный автор Повести едва ли имел какое-нибудь понятие: они стали известны на Руси после Ярослава.

С ним, как с равным уже, проводил Кирилл часы, толкуя греческие книги, обсуждая деянья Александра Македонского, Омировы сказанья, чтя вслух хронику Амартола и русские летописи, по которым недавняя и уже отошедшая в небытие киевская старина выглядела величавой и славной, а князья киевские - Ярослав, Святослав, Олег, Владимир, креститель Руси, великими и грозными.

Один из них, красивый, чернобородый, но предрасположенный к полноте человек, был армянин по имени Саргис, по каким-то причинам покинувший город Ани, вероятно спасаясь от неверных, и поселившийся в Киеве, где лечил всю княжескую семью: Ярослава от бессонницы, Святослава от нарывов, Ингигерду от сердечного томления, а Всеволода от колотья в боку.

Как это заведено было у ромейских императоров, с обычаями которых он хорошо знаком был по греческим книгам Константина Багрянородного, Льва-философа, придворного Филофия, велел Золоторукому вырезать княжескую золотую печать с изображением Юрия-змееборца, и по этому образцу изготовлялись потом печати свинцовые и золотые, которые Ярослав сам прикреплял к грамотам, собственноручно написанным на пергаменте.

Новгородцы увидали, что опасность от Всеволода близка и велика, а на помощь из Чернигова плохая надежда и потому, выгнавши Владимира Святославича, послали за князем ко Всеволоду: тот дал им свояка своего, Ярослава Владимировича, безземельного сына безземельного отца Владимира Мстиславича.

Однако не мог же не видеть Ярославич, что старший сын Батыя не удался, что он скудоумен, хлипок здоровьем, что если затеется у него, после смерти великого родителя, борьба с дядей Берке за златоордынский престол, то сыну Батыя едва ли царствовать, хотя сейчас, при жизни отца, слово Сартака, его пайцзы, тамги и дефтери были знаками как бы самого Батыя и никто не смел им противиться, даже всесильный Берке.

Таким образом на севере, в области Ростовской, вокруг старых вечников, вокруг одинокого Ростова, князь создал себе особый мир городов, где был властелином неограниченным, хозяином полновластным, считал эти города своею собственностию, которою мог распоряжаться: неудивительно после того, что здесь явился первый князь, которому летописец приписывает стремление к единовластию, неудивительно, что здесь впервые явились понятия об отдельной собственности княжеской, которую Боголюбский поспешил выделить из общей родовой собственности Ярославичей, оставив пример своим потомкам, могшим беспрепятственно им воспользоваться.

Даниил велел накинуть кожаный верх болховней, в которых они ехали вдвоем с Ярославичем.

Городца превышали средства двух уделов князей Семена и Ярослава, Боровска и Ярославля.

Олега встретили послы Давыдовича с дружелюбными речами, с приглашением вступить в союз с их князем, с известием, что двоюродные братья его, Святослав и Ярослав Всеволодовичи, уже приступили к этому союзу.

Одна из главнейших целей, если не самая главная, для чего нужен был князь Новгороду, - это защита от внешних врагов, а об этом в договоре с Ярославом тверским нет ни слова, и лишь в позднейших говорится мимоходом, что в случае размирья с немцами, Литвой или с какой другой землей князь обязан пособлять Новгороду без хитрости.

Совсем недавно, разгневавшись на Андрея Ярославича за то, что тот без его ведома вступил в непосредственное общенье с Бицик-Берке, полномочным баскаком великого хана Менгу, и успел схлопотать на три года тарханный ярлык для всех землепашцев Владимиро-Суздальского княженья, Батый сказал, презрительно рассмеявшись: - До его столицы, что на этом ручье.

Ярослав предполагал, что на этот раз варяги разделятся, потому что должны были прибыть с дружиной мужи вельми славные, бывалые и известные, но Коснятин сказал, что все остановились у Поромони и что Эймунд привел еще не всю дружину, а только ее голову, чтобы порядиться с князем, а уже весной призвать и остальных.

Князь свободно говорил по-варяжски, и это воинам, которые уже немало были наслышаны о Ярислейфе, как называли они Ярослава, вельми пришлось по душе.

А Коснятин с подарками и нарядной свитой отправился в посольство к шведскому конунгу Олафу просить руки его дочери для князя Новгородского, сына Великого князя Киевского, в скором времени, быть может, и победителя над собственным отцом, Ярослава, мужа мудрого вельми и книжного, многоязычного сызмальства, человека, который умел сосредоточивать в своих руках и власть, и разум, и богатство, и мощь, а уж что касается хитрости, столь необходимой во всяком властвовании, то Коснятин мог ему прибавить и своей.

Источник: библиотека Максима Мошкова