эпиграфика в словаре кроссвордиста
эпиграфика
- Вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением древних надписей
- Истор.и филолог.дисциплина,изучающ.надписи
- Историческая и филологическая дисциплина, изучающая надписи
- Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая содержание и формы надписей на твёрдых материалах и классифицирующая их в соответствии с их временным и культурным контекстом. Изучением древнего письма, сделанного преимущественно чернилами, занимается отдельная дисциплина палеография
- (греч.) наука о надписях
- Истор. и филолог. дисциплина, изучающ. надписи
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
эпиграфики, ж. (см. эпиграф) (археол., филол.). Наука о надписях (надпись во 2 знач.).
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-и, ж. Наука о древних надписях.
прил. эпиграфический -ая, -ое.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением древних надписей.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
вспомогательная историческая и филологическая дисциплина, изучающая древние и средневековые надписи на камне, металлических, деревянных, костяных, стеклянных и керамических изделиях. Оформилась как самостоятельная область знания в сер. 19 в.
Большая Советская Энциклопедия
вспомогательная историческая дисциплина, изучающая надписи (преимущественно древние и средневековые) на твердых материалах (камне, металле, глине и т. д.). Возникла в эпоху Возрождения; методика Э. как науки (о приемах дешифровки, восполнения и датирования надписей см. также в ст. Палеография ) разработана в 18≈19 вв. Расшифровка египетских иероглифов, клинописи , микенской письменности (см. Линейное письмо ) значительно расширила в 19≈20 вв. область Э. Эпиграфические тексты ≈ важный источник по политической, социальной и экономической истории; надписи обычно современны содержащимся в них сведениям.
Древнейшие иероглифические надписи Египта относятся к рубежу 4≈3-го тыс. до н. э. (некоторые идеограммы ≈ более раннего времени): тексты на стенах пирамид и др. культовых сооружений, на стелах и др. Среди позднеиероглифических надписей известны билингвы, в том числе Розеттский камень , изучение которого послужило началом расшифровки иероглифов.
Клинописные тексты Месопотамии, Сирии и Малой Азии датируются от конца 4-го тыс. до н. э. и различаются по языкам: шумерские, аккадские, хеттские, хурритские, эламские, урартские. К 6≈4 вв. до н. э. относятся древнеиранские клинописные надписи на скалах, стенах дворцов и др. (особенно важны надписи Дария I и Ксеркса). Э. Древнего Востока имеет особое значение для исторической науки (см., например, свод законов Хаммурапи ) в силу немногочисленности иных письменных источников. Важны для истории народов Индостана идеограммы на печатях хараппской цивилизации (3-е тыс. до н. э.), тексты политического, хозяйственного, религиозного содержания времени царя Ашоки . Древнекитайские надписи на кости, бамбуке, бронзе датируются 14 в. до н. э.
С конца 2-го тыс. до н. э. появляются финикийские эпиграфические памятники религиозного, отчасти исторического содержания в Библе, Сидоне, финикийских колониях в Испании и др.; карфагенские эпиграфические тексты называют пуническими. К финикийской Э. примыкают (с 9 в. до н. э.) арамейские и древнееврейские тексты.
Древнегреческие надписи 11 в. до н. э., написанные слоговым письмом, происходят преимущественно с Кипра. Надписи более позднего времени (с 7 в. до н. э.) из материковой Греции, Южной Италии и с островов Средиземного моря многочисленны и разнообразны по содержанию: своды законов (см. Гортинские законы ), декреты, международные договоры, списки должностных лиц и т. д., а также тексты исторического содержания. Латинские надписи (с 7 в. до н. э.) обнаружены на всей территории Римской империи и за ее пределами (Северное Причерноморье, Кавказ, Передняя Азия). Среди них есть обширные тексты: аграрные законы, муниципальный закон Юлия Цезаря, так называемое «Завещание Августа», декреты и др. Особое место принадлежит античной керамической Э. (клейма на сосудах) ≈ важному источнику по хозяйству и торговле. Надписи общественных организаций ≈ источник по социальной структуре античного общества. К греко-латинской Э. примыкают нерасшифрованные надписи этрусков и других итальянских племен, в языках которых эпиграфическими методами удалось выявить ряд политических, религиозных и социальных терминов, пополняющих данные об Этрурии, ее племенном составе и пантеоне.
Средневековые и поздние надписи на греческом и латинском языках (Балканы, Западная Европа) принадлежат к так называемой христианской Э. (надгробные и церковно-строительные). Древние германцы оставили рунические надписи (см. Руны ). Надписи, составленные северо-арабским письмом и принадлежавшие различным народам, распространены от берегов Атлантики до Тихого океана (с 6 в.).
Для истории народов Кавказа большое значение имеют армянские и грузинские надписи, содержащие данные по политической и культурной истории. Тюркские рунические надписи с 6 в. известны на территории от Монголии до Венгрии. В Южной Сибири открыты орхоно-енисейские надписи на стелах.
Первые славянские надписи (10 в.), исполненные кириллицей, происходят из Македонии, Сербии, Хорватии и Чехии. Древнейшая русская надпись 10 в. обнаружена на корчаге в одном из гнездовских курганов (см. Гнездовская надпись ). Древнерусская Э. с 11 в. представлена надписями на камнях, стенах соборов (в том числе на Софийском соборе в Киеве), на церковной утвари и др.
Эпиграфические памятники народов Юго-Восточной Азии и Центральной Америки относятся к концу 1-го тыс. до н. э. ≈ 2-му тыс. н. э.
Основные периодические издания: «Нумизматика и эпиграфика» (с 1960); «Эпиграфика Востока» (с 1947); «Supplementum epigraphicum graecum» (Leiden, с 1923), «Année epigraphique» (P., с 1888), «Epigraphia Indica» (Calc.-Delhi, с 1888).
Лит.: Новосадский Н. И., Греческая эпиграфика, 2 изд., М., 1915; М алов С. Е., Памятники древнетюркской письменности, М. ≈ Л., 1951; Меликишвили Г. А., Урартские клинообразные надписи, Л., 1960; Рыбаков Б. А., Русские датированные надписи XI≈XIV вв., М., 1964; Федорова Е. В., Латинская эпиграфика, М., 1969; Тайны древних письмен, М., 1976; Corpus inscriptionum semiticanim..., pt. 1≈2, 4≈5, P., 1881≈1952; Labat R., Manuel d"épigraphie akkadienne, 4 ed., P., 1963; Dessau Н. (ed.), Inscriptiones latinae selectae, 2 ed., v. 1≈3, Berolini, 1954≈1955; Pallottino M., Testimonia linguae etruscae, 2 ed., Firenze, 1968.
Л. А. Ельницкий.
Википедия
Эпигра́фика — вспомогательная историческая дисциплина , изучающая содержание и формы надписей на твёрдых материалах ( камне , керамике , металле и пр.) и классифицирующая их в соответствии с их временным и культурным контекстом. Изучением древнего письма, сделанного преимущественно чернилами, занимается отдельная дисциплина палеография . Изучением истории печатей занимается сфрагистика .
Примеры употребления слова эпиграфика в литературе.
Ответная услуга Кнехта патеру состояла в систематическом, следовавшем всегда за лекциями по эпиграфике и источниковедению ознакомлении его с историей и структурой Касталии, а также с ведущими идеями игры в бисер, и тут ученик превращался в учителя, а уважаемый учитель -- во внимательного слушателя и критика, чьи вопросы часто бывали довольно каверзны.
В ответ на уроки святого отца Кнехт, сразу же после занятий источниковедением и эпиграфикой, посвящал его в историю и структуру Касталии и знакомил с основными идеями Игры, при этом ученик превращался в учителя, а уважаемый педагог во внимательного слушателя, чьи вопросы и суровая критика могли кого угодно поставить в тупик.
Когда Драч появился в институте, у него на счету были пять лет космических полетов, достаточный опыт работы со стройботами и несколько статей по эпиграфике монов.
Источник: библиотека Максима Мошкова