Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

шрикшетра в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

шрикшетра

государство народа пью на территории Центр. Мьянмы, приблизительно в 4-9 вв. До 8 в. центр - г. Шрикшетра (Тарекитара), затем Халин.

Большая Советская Энциклопедия

Шрикшетра

государство народа пью в Бирме до 30-х гг. 9 в. Первое упоминание о нём ≈ в китайских источниках 4 в. н. э. Занимало большую часть долины р. Иравади, гранича на юге с монскими городами. Первая его столица ≈ г. Тарекитара или Шрикшетра (отсюда название государства). Известна правившая в Ш. в 7≈8 вв. династия Викрама, на время правления которой падает расцвет государства. Ш. поддерживала широкие торговые и культурные связи с Индией и Китаем. Господствующей религией был буддизм. В 8 в. Ш. попала в зависимость от государства Наньчжао , и столица была перенесена на С. в г. Халин. В 832, как сообщает китайская хроника Танов, войска Наньчжао разгромили и сравняли с землёй столицу пью, а оставшихся в живых превратили в рабов. Впоследствии пью, народ тибето-бирманской группы, слился с бирманцами; последние упоминания о нём относятся к 11≈13 вв. как об одном из народов, населяющих Паганское государство. Ш. оказала большое влияние на развитие позднейших бирманских государств, в первую очередь Нагана , особенно в области буддийской идеологии и культуры.

Лит.: Можейко И. В., 5000 храмов на берегу Иравади, М., 1967; Можейко И. В., Узянов А. Н., История Бирмы, М., 1973.

И. Всеволодов.

Википедия

Шрикшетра

Шрикшетра (, IV—IX вв.) — одно из первых государств на территории Мьянмы .

В III веке до н. э. китайское царство Цинь разгромило государства Ба и Шу , существовавшие в среднем течении Янцзы . Это, а также последующая экспансия империи Хань вызвали значительную волну миграции тибетско-бирманских племён, достигшую речных долин Центральной Мьянмы. Племена пью основали в долине Иравади ряд поселений. Они научились использовать высокий ежегодный паводок реки, удерживать воду земляными валами и регулировать её подачу для полива полей уже после спада наводнения. Новая технология регулирования паводковых вод дала возможность освоения новых территорий под культуру риса, способствуя переходу к соседской общине и созданию государства. Ирригационные системы пью, впоследствии использованные создателями царства Паган, были открыты археологами с помощью аэрофотосъёмки.

Как установлено археологогическими находками, столичным городом Шрикшетры были поочерёдно Тарекеттая (в районе современного города Пьи ), Пейтано, Халинджи. Основной сельскохозяйственной культурой в Шрикшетре был рис, однако наряду с ним, по сообщениям китайских хроник, выращивались просо и соя, хлопчатник и сахарный тростник , различные овощи.

Города, по сообщениям китайских очевидцев, были огромного размера, имели овальную форму, были обнесены двойным кольцом стен, облицованных керамической плиткой, и выложенными кирпичом рвами. Внутри городских стен наряду с жилыми домами и храмами находились рисовые поля, сады, огороды, водоёмы. Археологические данные подтверждают сообщения китайских источников о широком употреблении металлов в Шрикшетре.

О государственном и социальном устройстве Шрикшетры известно немного. Китайские источники сообщают, что пью управляются царями, которые носят индийский титул махараджа. Найденные в Тарекеттае погребальные каменные урны царской династии, носящей тронное имя Викрама, и дешифровка выбитых на них надписей позволили определить причину введения принятого до сих пор в Мьянме летоисчисления, начинающегося в 638 году: это был год восшествия на престол первого царя династии Викрама в Шрикшетре. Китайские источники описывают значительную социальную дфференциацию в Шрикшетре: царь живёт во дворце, украшенном золотом, серебром, коврами, выезжает в паланкине или на слоне, обладает сокровищами и гаремом; знать окружена свитой. В отличие от простолюдинов, небольшие погребальные урны которых сделаны из глины, царей захоранивают в огромных каменных кувшинах на высоких кирпичных постаментах.

Несмотря на широкий религиозный синкретизм , в Шрикшетре отдавалось предпочтение буддизму тхеравады , хотя во дворце процветали как индуистские , так и махаянистские обычаи. В китайских источниках указывается, что в Шрикшетре живут именно буддисты, что в городе имеется сто буддийских монастырей, что в монастырских школах учатся мальчики , что население привержено буддийскому запрету на убийство всего живого.

По северной сухопутной дороге через Юньнань были установлены первые связи Китая и Мьянмы. Когда в Юньнани возникло государство Наньчжао , его правители открыли по этому пути караванную торговлю. Расширяясь, Наньчжао отвоевало у Шрикшетры в 757 и 763 годах верховья Иравади и заставило признать свой сюзеренитет. По-видимому, в это время в Шрикшетре уже не было династии Викрама, да и столица была перенесена на север, в Халинджи на караванном пути в Наньчжао — вероятно, из-за давления монов с юга и набегов каренов.

В 802 году в империю Тан прибыло посольство из Шрикшетры. Со слов пью китайские придворные летописцы записали сведения о государстве Шрикшетра; музыканты-пью, которых было много в составе посольства, получили одобрение танского двора. Возможно, что попытки последних царей Шрикшетры вести самостоятельную политику и вызвали разгром этого государства: в 832 году войска Наньчжао захватили Халинджи, сровняли её с землёй, а оставшихся в живых жителей угнали в плен. Постепенно упоминания о пью исчезли из исторических материалов.

Примеры употребления слова шрикшетра в литературе.

Есть в наших аравийских краях немало корабельщиков, которые знают пути по морям, водят свои корабли в Индию и даже в такие далекие и недоступные страны, как Маджапа-хит, Шрикшетра, Фунань, Тямпа и государство Ю.

Источник: библиотека Максима Мошкова